Татарская история этапа Великой Отечественной нередко касается темы предательства. Пока одна часть народа достойно давала отпор фашистам, иная встала на линия коллаборационизма, пособничая в самых отъявленных преступлениях фашистам. По этой причине в 1944-м кара-депортация не особо разбирала людей на виновных и неизменных. Но в нашем материале – не о подлецах. Вспомним человека, ставшего истинной гордостью не только крымских татар, но и всего Советского Альянса.
Грядущий дважды Герой из крымских татар
Послевоенный испытатель реактивных двигателей. /Фото: img.depo.ua
Легендарный летчик Амет-Хан Султан почитался крымским татарином по маме. Отец же дважды Героя Советского Союза – из дагестанских горцев (лакец). Родился бесстрашный авиатор в 1920-м в Алупке. Младенчество и юность не отмечены выступающими заслугами. Закончил среднюю школу, жд училище, работал слесарем. Но в какой-то момент Амет-Хана захлестнуло небосвод, и молодой пролетарий подался осваивать навыки летчика в симферопольский аэроклуб. Уже в 1939-м по отменной рекомендации учебного заведения юноша устроился в военную авиашколу. В армию призвался в феврале 1939-го. С весны заключался в рядах лётчиков белорусского истребительного авиаполка в Могилёвской районы, по военному округу Одессы, в Приднестровье. До войны осваивал истребители И-15 и И-153.
Сложнейшие операции ВОВ
Аэроплан Амет-Хана в Алупке. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net
В воздушные бои с немцами молодой пилот ворвался с самого первого дня войны. Стартовым схваткой его полка стало сражение у Ростова-на-Дону. Подразделение понесло тяжёлые утраты и было переформировано. В рядах советских истребителей Амет-Хан воевал и во время атаки города «юнкерсами» 31 мая 1942-го. Израсходовав боеприпасы, пилот пошел на открытый таран, приземлившись с парашютом. За тот подвиг в небосводе Амет-Хана удостоили ордена Ленина.
В 1942-м уже у штурвала «Яка» он отличился под Воронежем и Сталинградом, твердо зарекомендовав себя воздушным асом. В тот этап для войны с элитными люфтваффе был сформирован «воздушный спецназ» из первоклассных советских пилотов, представленный 9-м гвардейским истребительным авиаполком. В этом подразделении заключались 28 Героев Советского Альянса. Включили в лучший авиационный полк и Амет-Хан Султана. Поначалу он сбивал фашистов на «Яках», запоздалее пересел на американскую «Аэрокобру», а к крышке войны освоил истребитель Ла-7. Неподвластной пилоту летной техники попросту не существовало.
Летом 1943-го капитан Амет-Хан Султан сподобился высочайшего звания Героя Советского Альянса. В начале следующего года летчик в паре с боевым товарищем Иваном Борисовым захватили ценную для рекогносцировки вражескую авиамашину связи, принудив фашистского пилота присесть на советский аэродром. Всего за войну Амет-Хан Султан ликвидировал собственно 30 самолётов и ещё 19 машин в составе военный группы. 22 июня 1945-го двадцатипятилетний летчик вторично сделался Героем.
Демонстрация первой заправки в полете и третье понятие к Герою
Амет-Хан с братом, подвергшимся крымско-татарским репрессиям. /Фото: avdet.org
После брани военное командование решило не разбрасываться элитными пилотами. По приказу товарища Сталина воздушные асы направились постигать теорию в военные академии. Туда же отправился и Амет-Хан Султан, показавший в анкете национальность по маме — «крымский татарин». После депортаций 44-года такой поступок требовал особого мужества, ведь пилот вполне мог отметиться национальностью папу. Диплом престижного летного вуза рисовал перед Амет-Ханом генеральские перспективы. Но уже к начину 1946-го он добровольно поставил крест на славном грядущем, в письменной форме запросив отчисление. Амет-Хан не хотел проводить 5 лет за письменным столом. Он жаждал небосвода.
В феврале 1947-го Амет-Хан устраивается в Летно-исследовательский институт рядовым летчиком-испытателем, пристраивая по направлению бесценный боевой опыт. В нахоженные месяцы Амет-Хан попадет в число лучших, получив первоклассный разряд летчика-испытателя. С учетом строжайшей системы отбора при наделении категориями, такого итога достигали колы.
Начинал Амет-Хан с так называемых “летающих лабораторий” – ЛЛ-1, ЛЛ-2. Разумеется, каждый экспериментальный полет сопрягался с высоким риском для жития. Но отшлифованные горячими сражениями расчетливость и хладнокровие неизменно приводили к нужному опытному результату.
В июне 1949-го Амет-Хан выполнил на Ту-2 первую в СССР топливную дозаправку в атмосфере “с покрывала на крыло”. После успешного прецедента ему доверяют сложнейшие испытания всепогодного истребителя-перехватчика И-320. В одном из полетов не запустился двигатель, с чем Амет-Хан сумел управиться уже над самой землей. Стоимостью невероятных оперативных действий при помощи знаменитой выдержки пилота эксперимент завершился успешно. За мужество и профессионализм Амет-Хана Султана представили к Герою в третий раз, но утверждения не случилось лишь потому, что он был по национальности крымским татарином. Вождь, объявивший весь его народ «предательским», дал ему только премию своего имени.
Как Сталин согласился с супругом Ахмет-хана и заключительный полет
Командиры эскадрилий истребительного авиаполка, дважды Герои: Алелюхин и Ахмет-Хан. /Фото: aeslib.ru
С именем Амет-Хана вяжут одну историю. В какой-то момент командование ВВС сочло оклады летчиков-испытателей завышенными на поле остальных работников авиации. Пилотам предложили добровольно изложить на бумаге согласие со снижением заработных плат. Амет-Хан все сделал, как требовалось, но внизу дополнил: «Супруга категорически против». Проявлявший внимание и теплоту к делам авиации Сталин рассмотрел аргумент именитого лётчика, наложив резолюцию: «С супругой Амет-Хана целиком согласен». Разумеется, оклады испытателей остались прежними.
Спустя 10 лет кончина настигла летчика там же, где на его долю пришелся расцвет – в небосводе. 1 февраля 1971-го на тихоходном бомбардировщике Ту-16 он вылетел для проведения испытаний реактивного двигателя. Заключительным сообщением с воздушного корабля сделался доклад радиста о старте выполнения лётного задания. После этого Ту-16 упал в болото, никто из экипажа не избавился. Буквальную причину произошедшего так и не установили. Большая часть экспертов сошлись во мнении о взрыве опытного двигателя.
Были в авиации и беспрецедентные случаи. Так, когда советский МиГ в Европу без пилота улетел, и чем всё закончилось.