издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти

ПДДенис ПередельскийПочему в Древнем Египте заводили кошек, рассказали российские историки10:35поделиться

Древние египтяне бывальщины одним из немногих, если не единственным народом своего времени, которые жили с животными под одной крышей и многих из них почитали как священных. О том, отчего они это делали, поведали российские ученые.

Отчего в Древнем Египте заводили кошек, рассказали российские историки - Родина

iStock

В долине Нила почиталась богиня Бастет, изображаемая женщиной с головой кошки.

Так, к.и.н., зам. заведующего кафедрой истории древнего вселенной, доцент Ольга Томашевич рассказала о роли домашних животных – собак и кошек – у древних египтян в проекте “НаукаPRO”.

“Мы можем уверенно сообщать о том, что у древних египтян были домашние любимчики, то есть животные, которых содержали для удовольствия, а не из практических соображений, и это удивительно созвучно нынешней ситуации с жителями огромных городов”, – цитирует Ольгу Томашевич сайт исторического факультета МГУ имени Ломоносова.

По ее словам, коты отстаивали урожай от мышей. Кроме того, есть предположение, что древние египтяне даже могли их использовать во время охоты на птиц в папирусных зарослях. Однако истинная мишень содержания таких животных, вероятно, была иной.

“Есть свидетельства, что котов содержали в домах просто потому, что их обожали, – говорит Томашевич. – Коты так сильно ассоциируются с Египтом, потому что в долине Нила почиталась богиня Бастет, изображаемая дамой с головой кошки. Но у нас нет надежных свидетельств одомашнивания котов до конца III тысячелетия до нашей эры”.

Собаки, по ее словам, стали друзьями древних египтян будет рано, о чем свидетельствуют памятники додинастического времени. Самыми распространенными в долине Нила были гончие породы. Это говорит о том, что собак деятельно использовали для охоты.

“Однако известны и собаки-сторожа и просто домашние любимчики, даже спящие на кровати хозяев, – продолжает Ольга Томашевич. – Собак весьма любили, изображали их на стенах часовен в гробницах, причем часто даже запечатлевали их клички, но, в отличие от котов, не почитали божеств с псовыми головами. Нет сведений об уличных котах, а вот бродячие собаки в текстах, увы, упоминаются”.

Еще один ученый из МГУ Михаил Апенко на страницах журнала “Проблемы истории, филологии, цивилизации” рассказал о культах священных животных, которые были важным элементом древнеегипетской религии Позднего времени.

“Особенно значительным это почитание оказывается в эпоху Птолемеев, когда цари начинают регулярно сообщать о своей заботе об основных священных звериных, – пишет ученый.

Так, очевидно, что цари регулярно посещали культовых животных, участвовали в их интронизации, оплачивали их захоронения и заботились о святилищах, где эти животные жили и почитались”.

Ученый также объясняет, почему правители династии Птолемеев так ратовали за животных. Оказывается, попечение о братьях наших меньших была частью… пропаганды.

Как известно, Птолемеи были иноземцами, чужеродными царями. Основатель династии Птолемей был ближайшим соратником Александра Македонского, и Египет отошел ему после смерти великого завоевателя.

В Египте же Позднего времени, в особенности после его завоевания Ахеменидами, получили распространение вести о кощунстве чужеземных царей по отношению к священным животным. Из уст в уста передавались байки о том, что “они всячески вредят им, убивают их, в некоторых случаях даже поедают”.

“Таким манером, Птолемеи, которые не только не вредят, но даже помогают священным животным, противопоставляются этим чужеземных правителям прошлого и тем самым подтверждают собственный легитимный статус в глазах египетского жречества, – пишет Михаил Апенко.

С другой стороны, важными оказываются представления о поклоненье животных самих правителей династии Птолемеев и правящей греко-македонской элиты. Поскольку они могли познакомиться с этим культом и по древней традиции, в частности, по трудам Геродота, для них его важность могла быть понятна даже без учета интересов египетского населения”.

Ключ