Оглушительный средневековый судебный процесс с необычными для того времени обвинениями стал главным событием во Франции 1386 года. В итоге двое лучших друзей сошлись в бою на смерть. Это была дуэль. Закончиться она должна была только смертью одного из них. Заключительная дуэль. Новый фильм Ридли Скотта с целым созвездием талантливейших актёров носит одноимённое название. Запутанное дискусионное дело, которое веками пытались распутать историки, легло в основу блокбастера. Какие же тайны раскроет зрителям гениальный режиссёр?
Как всё начиналось
Два тщеславных рыцаря воевали бок о бок, считали друг друга братьями. Они даже породнились через крещение наследника одного из них. Не прошло и десяти лет, как они сделались злейшими врагами и сошлись в последней дуэли на смерть. Одного звали Жан де Карруж, имя другого было Жак Ле Грис.
Прославленный боец Жан де Карруж.
Историк Эрик Ягер написал научно-популярный труд, который назвал также «Последняя дуэль». Книга повествует все подробности, которые сопровождали тот давний конфликт. Все перипетии отношений бывших друзей. Все сведения о женщине, которая стала вином кровной вражды. Всё это самым подробным и тщательным образом исследовано Ягером и изложено в материале.
Любимчик фортуны Жак Ле Грис.
Голливуд разрешил снять блокбастер по этой книге
Режиссёр Ридли Скотт взялся за экранизацию этой тяжёлой истории. В ролях трио главных героев задействованы такие звёзды, как Мэтт Дэймон, Адам Драйвер и Джоди Комер. Автором сценария выступил Бен Аффлек в соавторстве с Дэймоном и Николь Холофсенер. Также Аффлек сыграет в кинофильме роль некого барона, являющегося соотечественником двух друзей.
Сюжет выстроен в точности с историческими событиями. Глазу зрителя предстанет драматическая подмостки 29 декабря 1386 года. Толпа зевак предвкушает кровавое зрелище. За всем также наблюдает сам король Франции Карл VI.
Двое бывших товарищей обмениваются настороженными взглядами. Жена Карружа, Маргарита, обвинила Ле Гриса в тяжком преступлении, в изнасиловании. Женщина одета в черноволосое. Она олицетворяет собой саму скорбь и напряжённо вглядывается в происходящее. Если её муж падёт на этой дуэли, Маргарите грозит сожжение на теплине за лжесвидетельство. Таков суд.
Оскорблённая Маргарита де Карруж.
Карруж говорит жене: «Леди, за вашу честь я должен вступить в бой с Жаком Ле Гри. Лишь вам одной известно справедливо ли это». Маргарита ответила: «Будьте покойны, милорд, это дело правое. Сражайтесь с верой».
Краткий экскурс в историю средневековой Франции
Во главе общества стоял государь. Ему подчинялся высший совет страны, Парламент. Под ним находилась остальная знать, в которую входили бароны, рыцари и оруженосцы. Бароны являлись аграрными феодалами и обеспечивали на вверенных территориях порядок. Рыцари считались выше оруженосцев. В самом низу социальной лестницы были воины, священники и рабочие. У них были более ограниченные права и практически никакого политического влияния.
Оба главных героя начинали свою карьеру как оруженосцы высокопоставленного феодала. За отличную службу Карружа отдали в рыцари.
Деталь миниатюры рыцарского турнира 1387 года между Джоном де Холандом и Реньо де Роем.
Что в фильме истина?
Фильм условно можно разделить на три части. Первые две в точности соответствуют научно-историческому труду Ягера. Тут подробно рассказывается о силе над Маргаритой и сопутствующих событиях. Показано с двух точек зрения. И со стороны Карружа, и со стороны Ле Гриса.
Третья, заключительная доля, написанная Николь Холофсенер, повествует обо всём с точки зрения самой Маргариты. Этот отрывок является оригинальным сценарием. В книжке этого нет. Мэтт Дэймон сказал, что так было сделано, чтобы полнее отобразить суть дела с женской стороны. Ведь дам тогда никто особо не слушал.
Все подробности отношений трио в данной экранизации демонстрируют всю историю от благостного начала до кровавого крышки. После изнасилования Маргариты Карруж обращается во французский суд с просьбой судить Ле Гриса в судебном порядке. Суд выносит решение о дуэли, какая должна доказать кто прав. Логика такая: если побеждает Карруж, то Маргарита сказала правду, а если Ле Грис, то она значит солгала и должна быть сожжена на теплине за лжесвидетельство.
Миниатюра дуэли Ле Гриса и Карружа, изображённая в средневековой иллюминированной рукописи.
Ни в книге, ни в фильме нет сочувственного изображения ни одного из основных героев. Карруж считает себя рыцарем, защищающим попранную честь своей супруги. Ле Грис е считает себя кем-то вроде Ланселота при Гвиневере (Маргарите). Истину об обоих говорит Маргарита в конце фильма. Она называет Карружа «ревнивым и сварливым». Он слишком эгоцентричен, озабочен лишь спасением собственной гордости.
Ле Грис — не лучше. Влиятельный аристократ со связями, с славой отпетого ловеласа. Тоже слишком эгоцентричен, чтобы признать нежелательный и сомнительный характер своих «достижений». Он настолько самоуверен, что отрекается верить в то, что его способно настигнуть возмездие.
Маргарита знает, что если муж погибнет в поединке, её сожгут заживо. Но она со слезами на глазах сообщает судье с вызовом: «Я не буду молчать».
Маргарита не могла возбудить дело против Ле Грис сама. Вместо этого её муж Жан де Карруж зачислил меры от её имени.
Что же произошло тогда на самом деле?
Правда непроста. Многие историки долгие века корпели над разгадкой секреты: правду ли сказала Маргарита? Ягер же сказал, что не стал бы писать свою книгу, если бы не поверил Маргарите.
Тем временем, многие современники и последующие поколения находили, что женщина оклеветала Ле Гриса. Кто-то говорил, что она приняла его за другого. Другие утверждали, что она это сделала по наущению своего злобного и мстительного супруга. Такие глянцевитые умы эпохи Просвещения, как Дидро и Вольтер были на стороне Ле Гриса.
Лучше всего на этот волнующий вопрос ответил защитник последнего, Жан Ле Кок, написав в своём дневнике: «На самом деле никто правды не знает».
Итальянская поэтесса Кристина де Пизан (сидит слева) была одной из немножко женщин средневекового периода, решившихся писать нас подобные щекотливые темы.
А если покопаться?
Жан де Карруж родился в знатной норманнской семейству около 1330-х годов. Жак Ле Грис был более низкого происхождения, но обладал изворотливостью и безошибочным политическим чутьём. Это позволило ему возвыситься до уровня своего друга. Оба товарища были на службе у графа Пьера. Чёрная кошка пробежала между друзьями, когда сюзерен осыпал Ле Гриса тороватыми дарами. Карруж безумно ревновал.
Два товарища стали относиться друг к другу всё холоднее. Некая тень былой товарищества стала зарождаться в 1384 году. На одном из светских приёмов друзья встретились и даже обнялись. Тогда же Карруж представил Маргариту Ле Грису. Современники описывали супругу Карружа, как даму «благоразумную, добрую, красивую и скромную». Она произвела на Ле Гриса безусловно сильное впечатление. Возможно, он решил таким образом отплатить своему бывшему другу.
Некоторые историки считают, что Ле Грис решил соблазнить Маргариту в отместку за старые обиды. Такая возможность отрекомендовалась, когда она осталась одна со своей служанкой. Карруж и Маргарита рассказали на суде, что дело было так. Женщина впустила слугу Ле Гриса погреться, тот отвлёк её и она позабыла запереть дверь. В дом пробрался тот сам и сделал своё чёрное дело.
После этого он пригрозил ей, что если женщина не будет безмолствовать, то она навлечёт позор только на себя. В конце он якобы бросил ей в лицо мешочек с золотыми монетами. Маргарита тогда произнесла, что ей деньги не нужны и молчать она не станет.
После возвращения мужа Маргарита всё ему рассказала. В те времена сама женщина не могла обвинить мужа в деле такого рода. Это должен был сделать представитель мужского пола: отец, брат или супруг. Неудивительно, что подобных дел в судебных реестрах утилитарны нет. Ведь весь позор ложился на голову женщины. Кому это было нужно? Всё всегда скрывалось.
Положение Маргариты было весьма тяжким. Вскоре после нападения она обнаружила, что беременна. В отцовстве она уверена не была. По истории женщина родила сына ещё до суда. Мальчишку назвали Роберт. Дело было весьма щекотливым. Жертва всегда считалась виновной. Насильник же мог отделаться просто штрафом, а то и запросто выйти сухим из воды. Наказание за «лжесвидетельство» в этом вопросе жестоко каралось сожжением на костре.
Изображение судебной битвы в Аугсбурге в 1409 году между маршалом Вильгельмом фон Дорнсбергом и Теодором Хашенакером.
Декламировать ТАКЖЕ: Почему грешниц называли «дочери Мелюзины», или Миф о проклятой фее, который сформировал Европу
Жан де Карруж в надежде на справедливость вначале пришёл к своему сюзерену графу Пьеру. Тот не стал даже рассматривать дело, заявив, что Маргарита «должно быть, грезила об этом». В ярости Карруж пошёл с жалобой к самому королю. Его уговаривали этого не делать, ведь в случае проигрыша Маргариту казнят, а его имя навеки будет покрыто позором. Но его было не остановить.
Почему дело решили разрешить при помощи смертельного поединка?
Дело в том, что таковы бывальщины французские законы. Дворянин мог потребовать удовлетворения при помощи дуэли. Это считали «судом, отданным в руки Божии». Исход единоборства решал исход дела. Кто погиб — тот и виноват. Такие поединки были редкостью. Обычно все старались прийти к мирному договоренности, обменявшись лишь парой ударов для приличия.
Карл VI, изображённый здесь, нападающим на своих товарищей во время приступа психического заболевания, наблюдал за дуэлью.
В случае Карружа и Ле Гриса — никто из них не собирался уступать. Парламент, выслушав обе сторонки, разрешил провести дуэль, фактически просто умыв руки. Никто на самом деле не хотел разбираться в этом деле. Истина никого не интересовала.
Исторические документы описывают поединок гораздо проще чем Ягер в своей книге. Летописцы писали, что дуэль была не совершенно обычной. Там не было длинного боя с использованием разных видов оружия. Всё было совершенно не захватывающе. Ле Грис ударил первым и ранил Карружа в ляжка. Нападал он пешим, что лишало его преимущества. Карруж был закалённым воином в отличие от Ле Гриса. Ранение он переносил со стойкостью достойной восхищения. Он скоро взял верх над противником.
Стоя над поверженным Ле Грисом он вынуждал его признаться в содеянном. Тот яростно отказывался. Карруж нанёс собственный последний удар. Выжить у его бывшего товарища шансов не было, но тяжёлый доспех защитил от немедленной кончины. По традиции воли повесили Ле Гриса на виселице. Это было последнее оскорбление, которое ему пришлось пережить в этой жизни.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Отчего знатные люди в Средневековье не мыли руки перед едой и другие малоизвестные факты о гигиене «тёмного времени»
Что было после дуэли?
Разумеется, этот поединок не был последней дуэлью в истории, как можно подумать исходя из названия книги Ягера и фильма Скотта. Это была заключительная судебная дуэль, одобренная Парламентом Франции. Так называемые поединки чести продолжались спустя столетия после триумфа Карружа.
Победа рыцаря избавила и его, и его супругу. После этого он прожил ещё десять лет. Умер Карруж как настоящий воин на поле боя. Судьба Маргариты истории незнакома. Некоторые историки утверждают, что она ушла в монастырь, не справившись со стыдом.
Карруж погиб в битве при Никополе в 1396 году.
В экранизации Маргарита представлена неким объективным судьёй, рассказывающим правду. Мужчины не могли столь сильно и ёмко обо всё этом поведать. По мнению Аффлека фильм в кое-каком роде дискредитирует рыцарство. Ведь теоретически рыцарь должен был защищать честь своей дамы. На деле же это был всего лишь попросту свод правил поведения, который начисто отрицал человеческую природу женщины.
Мораль всего этого состоит в том, что не необходимо излишне романтизировать средневековье, и не нужно считать его абсолютно тёмным. Это было сложное общество, юридические традиции которого бывальщины весьма увлекательны и непросты. Самое интересное, что все они легли в основу того современного общества, которое считается просвещённым и продвинутым. Чересчур просто назвать эпоху Средневековья ужасным, женоненавистническим, патриархальным, репрессивным временем. Ведь если задуматься, а так ли далеко продвинулся нынешний мир?…
Если вас интересует история этой эпохи, прочтите другую нашу статью: 6 причин, по которым Средневековье не было таким уж беспросветным временем, как принято считать.