Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Когда Польша еще не погибла…»
Над Польшей облако кровавое повисло,
И капли алые сжигают города.
Но светит в зареве былых веков звезда.

Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла.
Сергей Есенин. Сонет «Польша»)

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Сегодня мы продолжаем рассматривать военное дело Европы с 1050 по 1350 год, которое современные зарубежные историки считают «эпохой кольчуги». Ныне нашей темой будет рыцарство Польши. Ну а начнем мы с ее истории…

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Немецкие рыцари бьются с польскими воинами. «Апокалипсис», 1334-1336 гг. Пруссия. Библиотека университета в Торуни

Трудами князя Мешко…

Польское страна образовалось в X веке под властью князя Мешко из рода Пястов, который в 966 году решился принять христианство по католическому обряду. Князь Болеслав Храбрый (годы правления 992—1025) решительно объединил польские земли, так что к 1100 году Польша владела почти той же территорией, что и сегодня, за исключением разве что Поморья на побережье Балтийского моря и полуденных прусских земель. Однако тут в Польше началась эпоха феодальной раздробленности (1138—1320 гг.) и междоусобная вражда. И как это часто бывало и в иных землях, обращение князя Владислава Изгнанника в 1157 году к Фридриху I Барбароссе за помощью, привело к тому, что Польша затем на сто лет угодила в ленную зависимость от Германской империи. Польские средневековые летописцы полны упреков в адрес немцам за их высокомерие, а также винили их в различных кознях. Немцев называли «саранчой», и осуждали их за «злобу». Чехов хронист Галл Аноним обвинял в «вероломстве» и «грабительстве». Руси от него тоже пришлось. Ей он приписывал такие нелицеприятные качества, как «дикость» и «кровожадность». Лишь при Казимире III Великом в середине XIV века Польше наконец-то удалось возродиться как королевству, а затем в 1349 году Казимир III смог завладеть Галичем и Львовом. После нескольких походов на Червонную Русь ему в 1366 году удалось захватить также Волынь и Подолию, добавив себе славы и могущества.

Товарищи, ставшие заклятыми врагами

Для истории Польши большое значение имело и следующее событие: в 1226 году пруссаки-язычники налетели на Мазовию – центральную провинцию Польши. Герцог Конрад Мазовецкий обратился за помощью к Тевтонскому ордену, прославившемуся в ходе Крестовых походов. Рыцари, однако, не лишь покорили эти языческие племена, но и поступили, «как собака, которая кусает руку, кормящую ее»: начав строить замки на польской земле, они завоевали город-порт Гданьск, а затем и забрали под свою длань всю северную Польшу, объявив своей землей. Укрепившись в огромном замке Мальборк и контролируя торговлю балтийской сельдью и янтарем, Орден весьма скоро превратился в главный источник военной силы в этом регионе.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
«Друзья, ставшие врагами». Кадр из кинофильма «Крестоносцы» 1960 г. Доспехи, сделанные из пластмассы, глядятся «немного простовато». Но в целом историзма в снаряжении воинов этого кинофильма, пожалуй больше, чем во многих дорогостоящих современных кинофильмах, где используется натуральный металл.

Традиции свои и традиции чужие

Что касается военного дела, то для периода формирования польского государства у северо-западных славян историки помечают доминирование пехоты над конницей. Конные отряды представляли собой феодальные дружины, что было типично для Восточной Европы, а пехота – ополчение городов. К начину XII века прибрежные славяне имели также множество ладей, на которых, сбившись в ватаги, совершали набеги вплоть до Норвегии. Конницы сделалось больше, но легкой, а использовала она тактику соседних пруссаков и литовцев. То есть всадники атаковали противника на полном скаку, закидывали дротиками и короткими копьями и стремительно отступали. Д.Николь рассматривает ее как близкую кочевым, а не оседлым народам. Единственным отличием было неужели что лишь то, что всадники эти не стреляли из луков с седла. Сражаться с язычниками-пруссами, литовцами, жемайтами приходилось и летом, и зимой, потому, что собственно зимой они чаще всего и совершали свои набеги, угоняя людей в плен. Потом эту же тактику переняли у них рыцари-крестоносцы, убивавшие мужей, но старавшиеся захватить побольше женщин и детей. В то же время уже в XIII веке многие славянские князья того, что в настоящее пора является прибалтийскими провинциями Германии, стали полноправными членами христианской немецкой военной аристократии. Не могла, естественно, не затронуть польских рыцарей и идея освобождения Гроба Господня. Так, о польских крестоносцах упоминается уже 1147 году, когда в Аутремер отправился польский князь Владислав. Семь лет спустя, а собственно в 1154 г., туда прибыл князь Генрик Сандомирский, принявший вместе со своими рыцарями участие в осаде Асколона. Вернувшись в Польшу, он пригласил в Малопольшу рыцарей Ордена Госпитальеров, основавших тут свою комтурию. В 1162 г. Сербско-Лужицкий князь Якса из Копаницы пригласил в Польшу рыцарей Ордена Тамплиеров. А некий рыцарь польский рыцарь по имели Герланд, будучи в Палестине, не только вступил в Орден Госпитальеров, но достиг в нем солидного положения. Многие рыцари отправлялись на Восток самостоятельно. Так, в 1347 г. французский политик Филипп де Мазере повстречал в Иерусалиме польского рыцаря Войчеха из Пахости, который дал странный, но вполне в рыцарском духе, обет кушать стоя до тех пор, пока сарацины не будут изгнаны из Святой земли.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Карта Великой Польши 992 – 1025 гг.

Конечно, польские славяне никогда не «онемечивались» весьма уж сильно, но то, что, начиная с 1226 года они находились под сильным немецким влиянием и их военная организация служила им главным примером – бесспорно. А дальше пришел 1241 год, разгром при Легнице, показавший, как много для всадника значит умение стрелять из лука с коня. Но, ничего это не изменило! Традиция кушать традиция. Традиции кочевников с Востока полякам были чужды. Поэтому луки хотя и применялись ими с X века, оставались оружием лишь польской пехоты, но не конников! В том же X веке военная культура поляков была ближе к немецкой, чем к культуре их соседей, например, в той же Паннонии. К тому же именно из Германии в Польшу импортировалось и большинство мечей, как, впрочем, и наконечники снимок, и другое оружие. Правда, некоторые виды оружия, как, например, топоры с длинными рукоятками и шлемы характерных очертаний, так и остались специфической особенностью их славянского арсенала.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Польские бойцы X—XI вв. Рис. Гэрри Эмблетона

В середине XII века Польское королевство начало распадаться на ряд мелких княжеств, но это не остановило процесс «вестернизации». Арбалеты сделались заменять луки в качестве главного оружия пехоты, а кавалерийское снаряжение стало практически таким же, как и в Германии или в Богемии, желая и несколько более старомодным. Тем не менее, в наличии имелась и легкая конница, тактика которой все еще демонстрировала некоторые восточные черты. Немало того, монгольское вторжение в Польшу привело к тому, что при сохранении лидирующей роли тяжелой конницы, роль легкая конница сделалась также расти. Польские князья стали нанимать целые отряды всадников из Золотой Орды, и использовать их мобильность для набегов на неприятеля.

Надо отметить, что польское рыцарство – шляхта, весьма быстро позаимствовала все западные рыцарские обычаи и традиции и весьма органично вписалось именно рыцарскую военную традицию. Показались национальные куртуазные романы о Вальцеже Удалом, о Петре Власте, а дух странствий и жажда приключений привели к тому, что уже XII-XIII вв. являются сообщения о польских рыцарях, служивших при дворах иностранных владык, например, в Бавария, в Австрия, в Венгрия, а также в Чехия, Саксонии, Сербия, на Руси,и даже в языческой Литве. Рыцарь Болеслав Рослый, например, участвовал в походе Фридриха Барбароссы в Италию и в турнире, устроенном прямо под стенами осажденного Милана, причем выступал столь успешно, что потребовал одобрение самого императора. Гербы в Польше, как знаки рыцарского достоинства, появились несколько позже, чем в Западной Европе, где они бывальщины известны еще с XII века. Однако уже в XIII веке первые изображения гербов в Польше встречаются на печатях князей, а в XIV веке гербы, относящиеся польским рыцарям, можно было встретить во многих гербовниках Западной Европы. То есть это говорит о том, что польские рыцари ездили в эти страны, участвовали в проходивших там турнирах и герольдам приходилось их включать в составляемые гербовники, так сказать «потомству в пример». Соответственно, и многие рыцари Франции, Англии, Испании, не сообщая уже о Германии, приезжали в Польшу, дав обет борьбы с язычниками. И тут для них открывалось широкое поле для деятельности, поскольку язычников тут было хоть отбавляй! Эта ситуация была очень хорошо описана в романе Генрика Сенкевича «Крестоносцы». Там же показано и то, насколько с одной стороны «вестернизировались» сами польские рыцари, ни своими платьями, ни вооружением, ни обычаями не отличались от рыцарства Европы, но с другой – все равно оставались в душе поляками! Интересно, что польские гербы бывальщины более «демократичными», чем западные, были не столько личными, сколько семейными (иногда один герб насчитывал несколько сотен семейств!) и длинное время по принципу дворянского равенства не имели знаков достоинства, например, изображения над гербом короны или митры.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Польский шлем X в. восточного образчика. (Музей Войска польского, Варшава)

«Красивый шлем – всему голова!»

В описываемый нами исторический период в Польше использовалось два образа шлемов, что подтверждается данными археологии. Первый — «большой польский» представлял собой шлем восточного типа, изготавливали их в… восточном Иране (!), обычно богато украшали – обычно обтягивали золотым или медным листом. Почти конические по своей конфигурации эти шлемы собирали из четырех сегментов при помощи заклепок. Навершие увенчивалось втулкой, для султана из конского волоса либо из перьев. Нательную кромку тульи шлема усиливали ободом, к которому крепилась кольчужная бармица, закрывавшая не только шею, но и часть лица. Проблема: а как они в Х-XIII вв. попадали из Ирана в Польшу? Считается, что сначала их поставляли на Русь, где они тоже имели распространение, а оттуда шли в Польшу и Венгрию. Видимо, это был статусный элемент вооружения, так что заказывать такие шлемы могли партиями. Ну, произнесём, князья для своей дружины, чтобы произвести впечатление богатством на соседей. Всего найдено четыре таких шлема в самой Польше, два – в Западной Пруссии, одинешенек в Венгрии и два в западной Руси. Один такой шлем экспонируется в Королевском Арсенале в Лидсе в Англии. Кстати, столь узкие связи Европы и Азии в данном случае неудивительны. Вспомните барельефы на знаменитой колонне Траяна. Там мы видим сирийских лучников в специфических шлемах «восточного образца». Да, римская империя (Западная) пала, но Византия вполне могла продолжать экспортировать популярные облики вооружения, идти на Русь оно могло по Каспийскому морю и Волге, так что… «война – войной, а торговля – торговлей». Так было и так будет вечно. С другой стороны, поляки вполне могли и сами наладить изготовление полюбившихся им образцов восточного вооружения. Почему нет?

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Цельнокованый шлем с назализованный пластиной. (Музей Войска польского, Варшава)

Второй, или норманнский тип шлема, известен в Польше по двум артефактам, найденным в Ледницком и Орховском озерах. Они тоже конической конфигурации, но цельнокованые, без украшений, с носовой защитной пластиной. На шлеме из Ледницкого озера на ней есть небольшой крючок, очевидно для того, чтобы зацеплять за него кольчужную бармицу, закрывавшую лик. И опять-таки это могли быть как «шлемы с Севера», так и их копии местного производства.

Затем среди всадников начинает использоваться так именуемый «большой шлем», который мы видим на печать князя Казимира I (ок. 1236 г. – и это самое первое известное нам изображение такого шлема на территории Польши.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Польский «большенный шлем» (Музей Войска польского, Варшава)

Кольчуги и бригандины для конницы и пехоты

Польские щиты и даже их остатки до нашего поре не сохранились. Нет и ни единой кольчуги эпохи раннего Средневековья. Но есть письменные сообщения, что кольчуги в польских землях использовались, а первые упоминания о таком доспехе, как бригандина, относится к первой половине XIII столетия. Так, воин, одетый в нее, изображен на печати князя Генриха II Благочестивого (1228-1234). Мы также видим воина в бригандине и на прессы герцога Бернарда из Швейднитца (ок.1300 и 1325 гг.).

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Польские воины XII в. Рис. Гэрри Эмблетона.

Интересно, что даже в XIV веке польские армии все еще включали в себя большое количество пехоты. Например, известно, что армия во главе с Владиславом I Локетеком (Локотком) в 1330 году, по извещениям хронистов, состояла из 2100 всадников в «тяжелой броне», 20 000 всадников легкой конницы и около 30 000 воинов-пехотинцев с самым различным вооружением.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Польское артиллерийское орудие 1382 года. (Музей Армии польского, Варшава)

Первое документальное упоминание об использовании в Польше ручного огнестрельного оружия относится к 1383 г., но есть все основания находить, что оно применялось и раньше. Но уже при короле Владиславе II Ягеллоне (1386 – 1434) артиллерия разных видов появляется в Польше во множестве. В основном артиллеристами бывальщины горожане, но среди них можно было встретить и представителей шляхетского сословия.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона
Польские воины первой половины XIV в.: 1 – мазовецкий нобль, 2 – южно-польский рыцарь, 3 – западный польский рыцарь. Рис. Гэрри Эмблетона

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2. Sarnecki, W., Nicolle, D. Medieval Polish Armies 966-1500. Oxford, Osprey Publishing (Men-At-Arms №445), 2008.

Продолжение вытекает…

Источник

>