Заключительный бой "Варяга"
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Плечом к плечу его вели моряки российского буксира и украинские кораблестроители

Заключительный бой "Варяга"

Проход авианосца "Варяг" мимо Босфорского моста в Стамбуле. 1 ноября 2001 года.

Продолжаем вести рубрику, начатую в год 365-летия воссоединения России и Украины и напоминающую читателям об всеобщем и славном прошлом двух братских народов.

В ту страшную штормовую ночь Григорий Соколов, старший строитель крейсера “Варяг”, был на борту. И воевал за жизнь корабля, которая висела на волоске.

Об этом – его рассказ для читателей “Родины”.

Предыстория

– Мой отец восстанавливал Черноморский судостроительный завод в Николаеве после брани. Он рассказывал, что из 700 довоенных зданий остались целыми только два. Но уже через пять лет завод не только восстановили, но и спустили на воду первое корабль, а с 60-х годов начали строить вертолетоносцы. На завод я пришел после учебы и думал, что строить корабли буду всю жизнь.

Легендарный “Варяг” сделался шестым крейсером, запущенным в производство в декабре 1985 года. Изначально он назывался “Рига”, на ЧСЗ даже приезжал мэр города Рига, пообещавший строителям одноименные мопеды. Но Альянс пал. Рига оказалась за границей и крейсер переименовали в “Варяг”.

К началу 90-х его готовность составляла почти 70 процентов, но все работы бывальщины заморожены. И украинские власти приняли решение крейсер продать. Покупателем стала китайская туристическая компания “Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada” из Макао.

Я оставался на “Варяге” до крышки. И так получилось, что проводил его в последний путь. Со мной на борту были старый товарищ Михаил Ентис и переводчик с китайского Михаил Криворучко.

Курс на Босфор

Ранним поутру 14 июня 1999 года при помощи голландского буксира “Solano” “Варяг” отшвартовался от николаевского причала. По предварительным расчетам, линия должен был занять несколько месяцев. Китайцы убеждали, что никаких проблем не предвидится. Но уже в море мы узнали, что турецкие власти не пропускают “Варяг” сквозь Босфор. В то время в районе Суэцкого канала проводились масштабные учения НАТО, и союзники альянса не хотели рисковать. Однако учения закончились, а турецкие воли добро не давали. 16 месяцев мы стояли в болгарских водах, пока на верхах решали судьбу “Варяга”.

Ситуация для китайцев патовая: они уплатили за товар и не могли его бросить.

За месяцы стояния менялись сопровождающие нас буксиры, их команды, и только мы втроем продолжали нести вахту. Сквозь каждые три-четыре дня перебирались с буксиров на корабль, проверяли, все ли там в порядке, нет ли повреждений, задраивали люки. И продолжали ждать у моря погоды – уже и в ровном смысле.

Час отхода наступил ранним утром 1 ноября 2001 года. “Варяг” в сопровождении норвежского океанского буксира “Havila Champion” снялся с якоря и взял курс на Босфор. Проливы мы миновали на одном дыхании, турки зря беспокоились, а может, делали вид. Проход занял менее двух суток, и утром 3 ноября перед нами отворилось Эгейское море.

Шел уже 508-й день нашей экспедиции. Возможно, это был самый трудный день в моей жизни.

Заключительный бой "Варяга"

Российский буксир “Николай Чикер”.

Спасительный трос “Николая Чикера”

Нас сервировал мощный шторм. Сутки кое-как простояли, надеясь, что он утихнет. Но к вечеру ветер разыгрался с новой силой. Буксир в этих условиях – беспомощная шлюпка. Но моряки трудились самоотверженно. Во время маневров при передаче троса с голландского буксира на норвежский погиб один из норвежцев. Лавировать вместе с огромной махиной было попросту невозможно, с голландского буксира “Solano” подали сигнал “SОS”.

На счастье, в тот момент недалеко оказалось российское судно “Николай Чикер”. Капитан зачислил решение идти на помощь. Российские моряки сумели завести к нам на “Варяг” буксировочные концы Ф 86 мм. Предполагалось, что теперь авианосец удастся вычесть. Но сначала не выдержали буксировочные концы, связывавшие “Solano” с “Варягом”, а ночью лопнули и тросы с “Николая Чикера”. Новые попытки их завести очутились тщетными. Шторм был просто ужасен.

К утру 4 ноября стало очевидным, что ситуация безнадежна.

Ни норвежский, ни голландский буксиры не сумели зачислить концы с “Варяга”, их швыряло по волнам, а гибель матроса и вовсе вывела команды буксиров из равновесия. Более того, угроза нависла над самим сейчас уже неуправляемым “Варягом”, который несло на скалы.

Этот ад продолжался четыре часа, мы снова и снова выбрасывали аварийный буксирный крышка. И наконец, на “Николае Чикере” сумели его принять!

Сейчас говорить об этом легко. Но в ту ночь мы отдали последние силы.

А после еще более полутора суток российский буксир удерживал “Варяг”, чтобы его не бросило на скалы.

Прощание

Когда все утихло, россияне передали “Варяг” голландскому и шведскому буксирам. “Николай Чикер” сопровождал нас до неопасных вод. А 3 марта 2002 года буксировочный караван прибыл в китайский порт Далянь.

Там мы попрощались с кораблем, имя которого священно для русского флота. Наверное, символично, что в последнем бою ему подставили плечо российские моряки.

Записала Анна Уманская

>