«Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

Легендарному вертолету Ми-24 стукнуло 50 лет. Об истории создания военный машины, поставленных ею рекордах, и отзывах летчиков рассказывает «Газета.Ru».

    19 сентября отмечает полувековой юбилей легендарный Ми-24, — одна из самых узнаваемых винтокрылых машин в вселенной, ставшая знаковым достижением мирового вертолетостроения.

    Идеи о создании в СССР полноценного боевого вертолета, способного осуществлять огневую поддержку наземных армий, появились еще в 1950-е годы. На первую милевскую машину, поршневой Ми-1 ставились ПТУР «Малютка», затем появился транспортно-боевой вертолёт Ми-4АВ.

    В США идея вооруженной военный машины реализовалась в вертолете UH-1H «Ирокез», который широко применялся во Вьетнаме.

    Однако постепенно конструкторы приходили к выводу, что армиям необходима десантная машина, но хорошо вооруженная. О создании такой специализированной машины Михаил Миль задумался, возвратившись с 26 авиасалона в Ле-Бурже.

    «Во всех классах машин у нас кушать задел на 3-4 года вперед, а в классе таких машин, как «Ирокез» — пробел», писал он в дневнике

    Потратив немало сил на признание своих идей, Миль добился решения правительства о разработке такого вертолета, какая началась в 1966 году.

    Фоторепортаж: Гроза небес: 50 лет Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    «Послужит еще 50 лет»: как воевал Ми-24

    Посмотреть весь фоторепортаж
    в разделе «ФОТО»

    Вертолет создали скоро – спустя всего год после принятия решения. Помогло то, что в ОКБ уже были готовы чертежи, а в его конструкции применялись агрегаты, отработанные на уже летавших вертолетах Ми-8, Ми-6, Ми-14. Это — втулка тащащего винта, элементы трансмиссии, гидросистема, рулевой винт.

    Правда для эксплуатации вертолета в боевых условиях многие элементы необходимо было дублировать и увеличивать их прочность. Пиша в своем дневнике агрегаты новой машины, Миль перечеркивал некоторые, сопровождая надписью: «Летать будет, воевать не будет».

    Двигатели вертолета – самые ранимые агрегаты – были защищены броней, броня же защищала кабину экипажа.

    В 1967 году было построено два макета машины, какая изначально носила обозначение В-24,она была оснащена перспективными газотурбинными двигателями ТВЗ-117 ОКБ Климова.

    На вертолете установили авиапушку ГШ-23, под грузовой дверью – чету ПТУР «Фаланга». Важной особенностью вертолета стало применение небольшого крыла,

    которое при горизонтальном полета давала надбавку до четверти подъемной силы.

    Другим передовым новшеством для советской школы вертолетостроения стали шасси, которые убирались вовнутрь фюзеляжа для уменьшения сопротивления воздуха. Ми-24 разрабатывался по концепции «летающая боевая машина пехоты» и получил грузовой отсек, в каком могли размещаться восемь десантников.

    Первый полет вертолет совершил 19 сентября 1969 года,

    поднял в атмосфера его испытатель Г.В. Алфёров, при этом присутствовал сам главный конструктор.

    Спустя несколько лет испытаний и доводки вертолет под обозначением Ми-24 был принят на вооружение под обозначением Ми-24.

    Под руководством главкома ВВС Кутахова получили путевку в житье все модификации Ми-24. Вертолет получил широкую известность не только в СССР. но за рубежом, он принимал участие в большинстве вооруженных конфликтов другой половины XX века – Афганистан, Война в Сьерра-Леоне, Чаде, Анголе, ирано-иракском конфликте, и других.

    Всего же Ми-24 применялся в 20 с излишним вооруженных конфликтах по всему миру – от Африки до Приднестровья.

    Он состоит или состоял на вооружении более чем семи десятков краёв.

    Вертолету действительно пришлось много воевать, причем на Западе его появление не осталось незамеченным, в те годы блок НАТО не имел на вооружении сравнимого по военным характеристикам вертолета.

    В прессе сообщалось, что во время ирано-иракской войны состоялся первый в истории воздушный бой между вертолетом (Ми-24) и аэропланом («Фантом»),

    в ходе которого истребитель был сбит ракетой.

    Особую благодарность летчиков вертолет снискал за свою многократно подтвержденную живучесть. Случались случаи, когда во время чеченского конфликта вертолеты возвращались на базу с 50 пробоинами в фюзеляже и до 20 – в тащащем винте.

    А сколько солдатских жизней было сохранено, когда в безвыходной ситуации в горах им оставалось только ждать появления издали знакомого гула турбин, который давал надежду на спасение — не сосчитать.

    Ми-24 — один из самых скорых вертолетов в мире.

    Ему долгое время принадлежал рекорд скорости для вертолетов, установленный в 1974 году — 368,4 км/ч.

    Своими впечатлениями о легендарной машине с «Газетой.Ru» поделился подполковник Дмитрий Миняйло, пилот пилотажной группы «Беркуты».

    «Я начал летать на Ми-24 сразу после Ми-2, минуя Ми-8, в 1989 году. С тех пор я понял, что эта машина, конечно, весьма строгая, но она настолько адекватная и правильная, что до сих пор является эталоном для всех вертолетов. Мощный, ужасный для врага, красив, выглядит эстетически весьма красиво, недаром наша пилотажная группа так долго на нем летала. Каждый летчик, летавший на нем, с теплотой и любовью вспоминает этот вертолет.

    Многие экипажи он избавил за счет своей брони — настоящий солдат, как и самолет МиГ-15.

    К сожалению их остается мало, но нам периодически приходится на них «подлетывать», в эти моменты чувствуешь эстетическое удовольствие, — пожалуй, это лучший ударный вертолет в мире. Даже американцы отзываются о нем с восхищением, а ведь он мой сверстник — рассказал летчик.

    – Было много попыток его модернизации, не все удачные, например, Ми-35, который многие пилоты не любят. О крайней модификации производители спрашивали наше мнение, и если все получится, как мы просили, это вдохнет новую жизнь в вертолет, и он послужит, надеюсь, еще минимум 50 лет».

    Ключ