Когда погибают лучшие
4 сентября 1914 года в пункты Талергоф (Австрия) был открыт первый в Европе концлагерь. Предназначался он для русинского населения империи, которое отказывалось становиться «украинцами» – новоиспеченной национальностью, придуманной поляками и культивированной австрийскими волями.
О том, как сопротивлялись карпатороссы дерусификации, мы уже описали в нескольких статьях. Напомним основные вехи.
1810-е – начин 1840-х гг.: запрет русскоязычного образования и русинской литературы. Преподавание на здешнем наречии в народных школах Галиции было сочтено нежелательным по «политическим винам», поскольку народные говоры галицких русинов бывальщины признаны «разновидностью русского языка». По тем же политическим причинам в 1822 г. был запрещён ввоз книжек из России. В 1834 году цензура не допустила к прессы первый галицко-русский альманах «Заря» от литературного кружка «Русская трио». В 1836 году полиция конфисковала почти тяни тираж следующего литературного сборника «Русской троицы».
1848 г.: изобретение «рутенства». Будучи не в состоянии задушить галицко-русское ренессанс, австрийские воли согласились не препятствовать ему при условии, если автохтонное население признает себя некими «рутенами» – нацией, отдельной от прочих русских.
1850 – 1862 гг.: «младорутенство». После того как рутенство потерпело крах, Вена инициировала его видоизменение: карпатороссов принуждали признать свое родство лишь с малороссами и отмежеваться от прочих ветвей русского народа. Новоиспеченное движение получило поддержку правительства, в то время как “старорусам” чинили всяческие препятствия. В этом был прицел Вены на присоединение Малороссии в случае разгрома России в Крымской ругани.
С 1863 года: изобретение польскими иммигрантами Австрийской империи квазиэтнонима «украинцы» вместо отторгаемого русинами «рутены». Попытки создания поляками «украинской мовы». В связи с массовым общенародным неприятием украинизации австрийские воли подвергают судебным преследованиям лидеров сопротивления как «российских шпионов».
С 1890 года: украинизация как государственная политика Вены (но впрыскиваемая «неправительственными организациями», дабы не вызвать открытого сопротивления русинов непосредственно правительству). Подключение к украинизации униатской святилища как необходимого условия смены культурно-исторического кода карпатороссов.
Вездесущий «Русский мир»
Статью, посвящённую последнему из упомянутых этапов мы закончили вытекающей констатацией: когда в 1910 году в львовской газете «Галичанин» прозвучало словосочетание «Русский мир», официальная Вена постигла, что пора переходить к ровным репрессиям карпатороссов.
Речь идёт о т. н. Львовском процессе 1812-1814 гг., на котором показанные лица были обвинены в государственной предательству.
Подсудимые на Львовском процессе
Обвинение представляли исключительно поляки. В состав коллегии присяжных входило 13 человек, лишь поляки и евреи – ни одного русина. Во пора следствия священников и публициста Бендасюка два года продержали в тюрьме, но обвинение доказано не было. Всё же все они бывальщины слишком известны, чтобы учинять по касательству к ним произвол (в отличие от крестьян из подкарпатского села Иза, ставшими жертвами государственного террора, «легитимированного» Мормарош-Сигетскими процессами). Впрочем, папы Игнатий Гудима и Максим Сандович не избежали судьбины исповедников и мучеников. Первый прошёл Талергоф, откуда вышел смертельно и тяжело больным, второй был расстрелян.
Подобное выходило и на Буковине. Весной 1910 года австрийские власти под предлогом войны со шпионажем и госизменой закрыли все русинские организации Буковины («Общество русских дам», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный ребяческий приют», «Русско-православная читальня», «Русская дружина» и т. д.), а также русские бурсы (общежития для обучающейся молодёжи). Собственность организаций было конфисковано. Ещё ранее в государственных школах было запрещено изучение русского языка, что принудило русинов собирать денежки на частные гимназии.
С буковинских выпускников семинарий под угрозой недопуска на парафию требовали письменного обязательства вытекающего содержания: «Заявляю, что отрекаюсь от русской народности, что отныне не буду именовать себя русским; лишь украинцем и лишь украинцем».
Хороший русин – мёртвый русин
Обвинения в шпионаже зачастую строились на доносах свидомых подданных австрийского престола. Так, в 1911 году депутат австрийского рейхстага Смаль-Стоцкий заявил от имени украинствующей депутатской группы «Молодые русины», что москвофильство является угрозой «сиянию» Габсбургской династии.
Вторил депутату из Буковины популярный среди украинофилов адвокат Фэдир Ваньо: «Кто употребляет русский стиль, не может быть хорошим австрийцем; неплохими австрийцами являются лишь украинцы, поэтому все члены русско-народной партии – изменщики, ибо они не украинцы».
Во всей красе природа «новоствореної нації» отворилась во время геноцида русинов 1914-1918 гг.
Если до 1912 года термины «Украина» и «украинец» дальней страниц «партийной прессы» и выговоров «народовцев» не распространялись, то 5 июня 1912 года в письме императора Франца Иосифа парламентскому русинскому клубу было впервые употреблено дефиниция «украинский». Немало это возмутило. Министру внутренних дел пришлось выступить с разъяснением, что термин этот, дескать, употреблен случайно в итоге редакционного недогляда. В итоге официальные лица до самого распада Австро-Венгерской империи воздерживались от публичного повторения подобного эксперимента. Однако, как показала на образце одной из своих находок исследователь украинофильства Мирослава Бердник, министерство внутренних дел в 2017 году всё же отдало скрытое распоряжение о внедрении в виток терминов «украинский» и «украинец».
Как видим, уже за сто лет до незалежности до этого и не мечтавшие о выходе из австрийского подданства члены депутатских групп, именуемых русинскими, заявляли об извечной украинскости представляемого им народа. При этом не меняли название фракции, дабы не разъярить этот самый народ.
Весьма увлекательны в этом касательстве свидетельства последнего провидныка запрещённой в РФ УПА Васыля Кука, родившегося в 1903 году. Коренное население Австрийской Руси у него – русины, но вот манера у них – «украинский». Хотя сами они называют это язык русинским.
К изменению самоназвания принуждали карпатороссов и экономическими рычагами: с 1913 года крестьяне, не желающие именовать себя украинцами, не могли получать займов от австрийского правительства (2).
Тем не немного до самой Мировой войны русофильским оставалось подавляющее большинство галичан. Однако талергофский геноцид не попросту выкосил сотни тысяч тех, кто не отрёкся от русского имени. «Погибли лучшие», – констатировал историк Александр Каревин.
Ещё в 1914 году образный политический деятель Австро-Венгрии, секретарь социал-демократической фракции в австрийском парламенте Отто Бауэр пояснял, что украинский проблема является оригинально жизненным вопросом «для самого русского народа». В своей программной статье Бауэр предлагал читателям представить, что случилось бы с немцами, если бы в ХV или в XVI столетиях Нательная Германия в культурном отношении полностью отделилась от остальных немецких земель. Такое отделение, указывал он, стало бы для немецкого народа роковым. «А языковое филиал украинцев, – приводит слова Бауэра Каревин, – очутилось бы для русских такой же самой катастрофой, какой было бы такое филиал нижних немцев тремя столетиями ранее».
Крушения для русских не случилось. Бауэры не учли «фактор Бога». Однако это лишь аванс от Него, какой ещё нужно отработать. Ведь талергофский геноцид русских в Галиции выкосил, но не искоренил.