Стюардесса Надежда Курченко погибла 51 год назад, 15 октября 1970 года, пытаясь воспрепятствовать угону самолёта Ан-24 двумя литовскими террористами.
В этот день, 15 октября, 51 год назад погибла стюардесса Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко. Девушка была убита Пранасом Бразинскасом, когда пыталась остановить запланированный им и его 15-летним сыном Альгирдасом угон самолета Ан-24 – борта СССР 46256.
В 1970 году её подвиг и геройская гибель потрясли всю страну. В день смерти Надежде Курченко было 19 лет. Ровно через три недели должна была состояться её свадьба.
Курченко была посмертно вознаграждена орденом Красного Знамени. В честь неё были названы улицы и проспекты в нескольких городах и сёлах Советского Союза, а также одинешенек из пиков Гиссарского хребта. Впоследствии её имя также получили астероид и танкер отечественного флота.
Хотела быть как Космодемьянская
Брат отважной стюардессы Александр Курченко вспоминает, что семейство жила в Удмуртии. И жила довольно бедно.
А когда они с Надей были ещё детьми, случилось такое несчастье: папа избил маму. После фронта он вернулся с контузией, был неровен. Мать попала в больницу, а отца увезли в милицию. Ему дали срок. С тех пор, говорит Александр, его и не видели.
Надю перевели в интернат. Однако девчушка была вечно задорна и весела, старалась не унывать. Все силы отдавала учёбе. А ещё любила очень стихи и фильмы про войну. Как-то, увидав фильм про Зою Космодемьянскую, обронила: мол, жаль, сейчас нельзя стать такой же героиней.
“Мама тогда сказала: подвиги происходят даже в мирное время. Как в воду глядела”, – цитирует “КП” слова Курченко.
После школы Надежда уехала в Сухуми. Там трудился её дядя. Сначала девушку взяли на работу в бухгалтерию, а затем она, как только ей исполнилось 18, перешла в стюардессы.
За два месяца до самой трагедии в аэроплане начался пожар. Была экстренная посадка. А Надежда тогда успокаивала пассажиров и помогала их эвакуировать. За выдержку ей вручили именные часы.
“Сквозь час уже знал, что свадьбы не будет”
В начале октября 1970 года стало известно, что Надя Курченко выходит замуж. Свадьба была назначена на ноябрьские праздники.
“В старших классах за Надей начинов ухаживать Володя Борисенко, её одноклассник, – объясняет брат Надежды Александр Курченко. – Он и стал её женихом”.
Перед тем злополучным полётом командир экипажа Ан-24 Георгий Чахракия в шутку произнёс Наде, мол, а чего не приглашаешь на свадьбу? Надя смутилась, конечно, растерялась. Но тут же пригласила.
“Я обрадовался и закричал: “Ребята! На праздники прогуливаемся на свадьбе!” – рассказывал Чахракия. Через час он уже знал, что никакой свадьбы не будет.
Это был плановый рейс. На борту 44 пассажира. Из них 17 дам и один ребёнок.
В 12:40, через 5 минут после взлёта, на высоте 800 метров мужчина, сидевший в первых линиях, вызвал стюардессу и отдал конверт. Пассажир требовал передать этот конверт командиру экипажа.
Внутри был такой текст:
Приказываю лететь по показанному маршруту.
Прекратить радиосвязь.
За невыполнение приказа – смерть.
Что делать в подобных ситуациях? Тогда просто не давали таких руководств. Надя, прочитав послание, была внешне спокойной. Мужчина начал выходить из себя. Его взбесила невозмутимость девушки.
Тогда он рванулся к кабине пилота. А сидевший с ним рядышком парень, сын, тоже вскочил и показал закреплённую на груди гранату. Он кричал, что взорвёт самолёт, если кто-то попытается воспрепятствовать.
Надежда упрямо стояла в проходе и не давала преступникам пройти к пилотам.
“Сюда нельзя, – говорила она. – Вернитесь”.
После она крикнула пилотам: “Нападение, они вооружены”.
Сразу после этого раздались выстрелы. Преступники хладнокровно убили хрупкую девчушку.
“Желали врезаться в скалу, чтобы отомстить за Надю”
Бандиты после этого начали стрелять беспорядочно – и по кабине пилотов, и по салону. Запоздалее в обшивке насчитают 24 пулевые пробоины.
Самолёт кидало из стороны в сторону. Так, командир корабля заложил глубокий вираж, надеясь сшибить преступников с ног. Тем временем одна из пуль попала ему в ногу.
“Я обернулся и увидел страшную картину. Надя без движения – в крови на полу. Рядышком лежал штурман Фадеев, – рассказывал Георгий Чахракия. – А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: “Курс на юг! Слушаться, а не то подорвём самолёт!”
Пилоты хотели взять курс на ближайшую скалу – врезаться туда, чтобы раз – и отомстить за Надю. Но понимали: на борту ещё пассажиры. В итоге усаживали самолёт в Турции.
“Сделали круг и пустили зелёные ракеты, дав понять, что нужна свободная полоса”, – отмечал командир.
Едва-едва самолёт приземлился, его сразу же оцепили. И пока не приехали представители турецких властей, и экипаж, и пассажиры были под дулами пистолетов.
Примечательно, но туркам правонарушители сдались безоговорочно.
“После ремонта этот самолёт долго летал с фотографией Нади на борту – она улыбалась со снимка всем пассажирам, – вспоминает брат Чаяния Александр Курченко. – А члены экипажа все остались инвалидами и были списаны на землю”.
Похоронили Надю Курченко в конфигурации стюардессы в центральном парке Сухуми.
Как вспоминал брат, их мама очень тосковала по дочери. Один раз чуть руки на себя не наложила: ей не подавало покоя то, что бандиты, убившие Надю, спокойно жили за рубежом.
Убийцы гнались за американской мечтой
Спустя месяц после трагедии бывальщины обнародованы имена террористов. Бывший завмаг из Вильнюса Пранас Бразинскас ненавидел советскую власть. Он считал, что именно она – вина его бедности и неудавшейся жизни.
В 1955 году его судили за растрату. Отсидев, он вышел и занял пост директора магазина. Спустя 10 лет опять попал за решётку – за хищения.
Когда он освободился, то решил бежать в “зарубежный рай”. И взял с собой оружие и сына.
Их судили в Турции. Пранаса приговорили к восьми годам темницы, а его сына – к двум.
В 1974 году они оба попали под амнистию. И тут же направились в Канаду. Но по дороге высадились в Штатах и попросили там убежища. Папе и сыну дали вид на жительство.
В 1983 году они получили американские паспорта. Штаты также не стали выдавать преступников Альянсу.
Однако американская мечта у отца и сына не сбылась. Ввиду отсутствия денег им приходилось подрабатывать на стройке. И в итоге всё закончилось банально. В 2002 году сын насмерть забил своего 78-летнего папу гантелью.
Трагедия стала для всей страны не только потрясением, но и предупреждением: именно после неё в аэропортах начали досматривать вещи пассажиров. Пилотов и бортпроводниц – инструктировать, как вести себя при захвате самолёта.