Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

А вы ведали, что многие детали бытовой жизни Древнего Вавилона, или, скажем, Древнего Египта, археологи и историки знают только по оставшимся древним барельефам? СССР разумеется ещё не достиг возраста Древнего Вавилона, однако уровень мифологизации его жизни приближается к этому уровню. С одной стороны, ещё живы миллионы людей, родившихся и вытянувшихся в СССР. С другой, порой их утверждения о тех или иных аспектах советского бытия диаметрально противоположны. Кому верить? Где взять добавочную информацию? К счастью от СССР осталось нечто более весомое, чем барельефы в полуразвалившихся дворцах культуры. От СССР осталось масса советских фильмов, в большинстве из которых можно найти массу деталей советской жизни, если только смотреть довольно внимательно. Сегодня мы рассмотрим один из таких фильмов – очень популярную в советское время комедию «Мимино».

Фильм вышел в 1978 году. Режиссёр – Георгий Данелия. Кинофильмы этого режиссёра отличает какая-то грусть и склонность к метафорам. Как говорят, сам Данелия придумал названия для собственных фильмов – «лирическая комедия». Если посмотреть на Голливуд, то наверное ближе всего к этому жанру можно отнести некоторые фильмы Вуди Аллена. Но мы сегодня не про Вуди Аллена будем сообщать, а про фильм «Мимино». Сам фильм как таковой, его достоинства и недостатки я обсуждать не буду – это было сделано до меня миллион раз. Я просто описываю те специфические и вполне понятные советскому зрителю 70-х годов детали, которые могут быть непонятны сегодня. И опять же, не забудем, что события кинофильма развиваются не в Перестройку, а в «блаженные брежневские времена». А это две совершенно разных советских эпохи.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Детали быта затерянного в горах грузинского присела обсуждать не буду – я этих реалий не знал, не знаю и предполагать, что там правда, не могу. Единственное что хочу отметить – в конце 70-х в СССР грузинское горное селение выглядит, словно в посредственные века. Ну разве что в средние века вертолёты в село не прилетал и жителям села не показывали индийских фильмов.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Характерная деталь в аэропорту, куда Мимино прилетел за импортными курами. Мимино желает в первую очередь забрать давно ждущих пассажиров, а экспедитор его горячо убеждает заняться продвижением строительной компании в соцсетях, что людям ничего не сделается – они ждали и ещё обождут, а вот голландские куры могут испортиться. Это вообще очень характерное для Совдепа отношение к людям – «ждали и ещё подождут».

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Как помнится, Мимино пускается в Москву, чтобы поступить на курсы переквалификации и начать летать на дальних рейсах за границу. По ходу фильма Мимино показан этаким романтиком-бессребреником. Может оно и так, но народ в «Аэрофлоте» влёкся летать на зарубежных линиях преимущественно для того, чтобы покупать себе импортные товары, которые иначе купить было пуще всего невозможно.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Любопытная символическая деталь – когда Мимино улетает в большую авиацию (то есть с прицелом на загранку), камера крупно демонстрирует рвущуюся цепь, которой вертолёт был прикован к бревну. Что хотел этим сказать Данелия? Намекал на то, что стремление человека к независимости рвёт цепи? Во всяком случае эта рвущаяся цепь, которая не может удержать Мимино на пути в большую авиацию (и полёты на Заката) – весьма символична.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Итак, Мимино попадает в Москву и идёт по данному им каким-то знакомым адресу, чтобы ему гарантировали номер в гостинице. Современный молодой зритель может не понять – почему бы не пойти прямиком в гостиницу? Для чего эта странная сложность? На самом деле ничего удивительного, а совершенно очевидная для СССР реальность – номер в гостинице просто так получить было невозможно. Человек приходил в гостиницу и видал вывеску «Мест нет». Шёл в другую гостиницу, третью и т.д. Найти свободный номер было нереально трудно.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Однако не следует мастерить вывод, что гостиницы в самом деле были переполнены. На самом деле ушлые работники гостиничного хозяйства одними из первых в СССР перебеги на рельсы капитализма и смекнули, что если у людей есть потребность в свободных номерах, то пусть платят мзду. Все смекалистые люд понимали, что для получения номера надо администратору гостиницы «сунуть в лапу», т.е. дать взятку. Обычно потенциальный постоялец засовывал в собственный паспорт червонец или четвертак и протягивал паспорт администратору. Пустой номер тут же находился как по мановению волшебной палочки.

Кстати, отдельный номер в советской отелю светил далеко не всегда. Чаще всего человек мог рассчитывать на т.н. койко-место – то есть кровать в номере для 2-5 человек. Впрочем, и этому многие бывальщины рады.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Возвращаемся к Мимино. Мимино попадает не просто в гостиницу, а в элитную московскую гостиницу «Россия». Заселился он туда под обликом эндокринолога, международный симпозиум которых как раз проходил в «России». Про гостиницу «Россия» ходили такие куплеты: «Но есть ли в той «России» гости из России?». В эту отель заселяли почти сплошь только иностранцев. Ну и в редких случаях каких-нибудь особо почётных граждан СССР. Возле этой отели постоянно крутились кучки фарцовщиков, пытающихся купить у иностранцев какие-нибудь импортные шмотки; купить или обменять на какие-нибудь советские сувениры.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Мимино достаётся двухместный номер. Это вдали не люкс. Вообще даже сложно сказать, на сколько звёздочек тянули номера в «России». В 90-х годах номера были будет убогими. Так же сложно сказать, как воспринимали эти номера в 1978 году иностранцы. Для советских людей эти номера однозначно были люксами.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Совместно с Мимино в номере оказывается армянин Хачикян – простой водитель. Он тоже попал в гостиницу по ошибке – его приняли за учёного Хачикяна. Запоздалее, когда ошибка будет обнаружена, водителя бесцеремонно вышибают из гостиницы прямо на мороз. Это к слову о том, что рабочий класс в Краю Советов всегда пользовался уважением (сказки для дурачков). Мимино вступается за Хачикяна и также оказывается на морозе – раз не эндокринолог, то пошёл вон из отели для иностранцев. Советские реалии.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Вообще, в СССР чиновники к иностранцам всегда относились чуть ли не раболепственно. Что, конечно, сильно нервировало. В любой ситуации, где советский гражданин выступал конкурентом иностранца (как в фильме «Мимино»), советские чиновники выбирали иноземца, не обращая внимание на своего соотечественника – «ждали и ещё подождут».

Ну ладно, едем далее. По ходу фильма между Ммиино и Хачикяном всегда возникают мелкие пикировки на тему: кто лучше – грузины или армяне. Ну это старый спор. Вообще, между делом тут показано, что пресловутая товарищество народов в СССР всегда висела на тонкой ниточке и могла в любую минуту лопнуть. Впрочем, в итоге конечно грузин и армянин ладят товарищ с другом.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Чуть ранее, в гостинице, Хачикян делится с Мимино своей заботой – ему надо купить для ребёнка игрушечного крокодила. Но вот беда – он нигде не может приобрести крокодила зелёного цвета и спрашивает Мимино: «А почему не бывает зелёных крокодилов?». В самом деле – почему? Мимино не ведает. И никто не знает, почему советская промышленность не могла выпускать крокодилов, похожих на крокодилов, а выпускала какое-то убожество. В итоге Хачикян покупает надувное нечто алого цвета, которое отдалённо напоминает крокодила. Уже ближе к финалу фильма, когда Мимино наконец оказывается заграницей в капстране, он решает приобрести крокодила для Хачикяна. Покупает.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

И все зрители видят, что на Западе игрушечный крокодил правда выглядит, как крокодил – очень достоверно и травяного цвета. И никто не может понять: ну почему советская фабрика детских игрушек не может наладить выпуск точно таких же прекрасных крокодилов? Нет, ну правда, почему? Почему Луноход на Луну могли отправить, а зелёных крокодилов делать не могли?

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Кстати, а каким вихрем занесло в Москву водителя Хачикяна? Оказывается, он приехал, чтобы на базе выбить новый грузовик КраЗ для своего города. Не факт, что в те поры в самом деле надо было ехать из Армении в Москву за грузовиком. Но вообще-то ситуация отражена верно – дефицит необходимых устройств был не только для физических, но и для юридических лиц. Распределение по предприятиям шло в соответствии с планом. В фильме неверно только показано, что за дефицитным Кразом поехал водитель. На самом деле в СССР был такой класс людей – снабженцы. В их задачи входили поездки на те предприятия, на которых была нужная продукция и всеми истинами и неправдами получить («выбить») для своего завода/фабрики/стройки эту продукцию. Получали чаще всего неправдами – взятками. Особенно этим гремели снабженцы из южных республик.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Как бы то ни было, но Хачикян получает автомобиль (о методах можно только догадываться) и два друга ночуют в автомашине. Затем Хачикян решает помочь своему новому другу, оставшемуся без денег. Для этого он предполагает продать новенькие покрышки от Жигулей, какие сам купил где-то в Москве.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Эти покрышки – страшный дефицит – и Хачикян об этом знает, поэтому уверен, что продать их не представляет никакой сложности. И он прав – если бы не случайное схватка со старым врагом Мимино, они бы продали покрышки.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Но происходит столкновение и Мимино попадает под суд. Мимино подрался со своим бывшим земляком Папишвили, какой обесчестил когда-то его сестру. Ну это в данном случае не важно. Интереснее другое – кем работает Папишвили. Папишвили работает простым работником на какой-то базе, но при этом имеет «Волгу» и хрустальную люстру за несколько тысяч рублей (что выясняется в ходе корабля). И хотя люстра в итоге оказывается поддельной, но Папишвили об этом не знал и заплатил за неё в самом деле несколько тысяч советских рублей. Про прочую обстановку квартиры Папишили можно только догадываться. Спрашивается: откуда у простого работника базы такие бешеные по советским меркам денежки? (В СССР «Волга» стоила 10 тыс. рублей, но с рук шла гораздо дороже, да ещё хрустальная люстра за несколько тысяч).

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Ответ очень несложен и каждый советский человек его знал – работники баз воровали широчайшим фронтом. Ходил советский анекдот: Человеку предлагают пойти трудиться директором овощной базы. Он сразу же радостно соглашается. Ему говорят: «Да погодите, вы же даже величину своей будущей зарплаты не разузнали». А он в ответ ошарашено: «Как?! Мне ещё и зарплату будут платить??» Ну то есть СССР, как он есть. Воровство на базах процветало жуткое. Ну и денежки у работников базы не переводились. Конечно, кто-то может тут же сказать: «Да что там воровали эти заведующие базами по сравнению с тем, что воруют сегодня крупные чиновники?» Так-то оно так. Но вот проблема: а где родились и получили воспитание нынешние крупные чиновники? Не в СССР ли? Как говорится, навыки закладываются с детства. Вся разница лишь в том, что в СССР разумеется таких возможностей для воровства, как сегодня, не было. Однако же простой работник базы, который наворовал себе десятки тысяч рублей («Волга», люстра и т.п.), в масштабах СССР крал примерно также, как иные современные коррупционеры. При этом в фильме Данелия пытался противопоставлять: есть хорошие милые и несмелые грузины вроде Мимино, а есть грузины-негодяи вроде Папишвили, по которым все и судят обо всех грузинах.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Ещё одна красноречивая деталь. Одинешенек из народных заседателей спрашивает у Папишвили: «А почему вы взяли справку о нанесённых побоях не в тот же день, а спустя пару дней, и отчего взяли не в своей районной поликлинике, а в другом районе?». Папишвили нагло отвечает: «А какая разница?» Но советский зритель умеет декламировать «между строк» и прекрасно понимает, что Папишвили просто купил нужную ему справку за взятку. Единственная несуразность в фильме – это то, что Папишвили пришлось разыскивать врача-взяточника в другой поликлинике. На самом деле, в силу тех нищенских зарплат, которые получали в СССР врачи (о чём грустно трунит герой другой советской комедии – «С лёгким паром»), Папишили мог бы подкупить врача и в своей районной поликлинике. Впрочем, без этого хода режиссёр не мог бы намекнуть на покупку справки.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Небольшой эпизод, когда Мимино оказывается в аэропорту: без денежек, без перспективы попасть в большую авиацию. Что делать? Надо лететь домой, но денег нет. Он видит, как в здание аэропорта входит экипаж какого-то грузинского рейса и кидается к ним в надежде уговорить взять его с собой в Грузию. Однако командир экипажа (его, кстати, играет сам Данелия), холодно отстраняет Мимино – мол, не надо нам твоих афёр. В принципе, командира постичь можно – его наверняка задрали постоянные обращения увезти без билета, поскольку купить в кассе билеты было почти неразрешимой задачей. Можно было сутками стоять и всё равновелико не улететь – нет билетов. Хотя в данном случае ситуация другая, но командир явно думает, что его будут просить помочь с покупкой билета, а то и провоза какого-либо негабаритного багажа.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

В итоге Мимино всё-таки попадает в большую авиацию и летит в какую-то капиталистическую страну. Он хочет приобрести бинокль своему племяннику и крокодила Хачикяну, спрашивает у бывалых лётчиков: «А бинокль стоит дорого?» И слышит несколько печальный ответ: «Хорошее всё дорого». Тут не всякий зритель может понять мизансцену. В принципе, нельзя наверняка утверждать, что хотел произнести Данелия. Может он намекал, что дешевизна советских товаров напрямую связана с их неважным качеством? А может имел в виду, что советские экипажи заграницей получали такие нищенские суточные валютой, что лишь расстройство одно – поэтому даже в город идти не хочется, поскольку денег-то почти нет. Мимино тратит все свои денежки на крокодила и телефонный звонок и обратно в аэропорт идёт пешком (лишний раз подчёркивается, что суточные были до обидного маленькими).

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Ещё одинешенек эпизод. В городе Мимино хочет позвонить в свой родной город Тэлави, но не расслышав, телефонистка соединяет его с Тель-Авивом. Эту сцену советская цензура (а всякий советский кинофильм проходил цензуру) хотела вырезать, но Данелия убедил всех, что это одна из самых важных сцен в фильме. В Тель-Авиве Мимино невзначай попадает в квартиру эмигранта из СССР, причём не просто из СССР, а из Грузии. Тема эта Данелию сильно волновала и позднее он вернулся к ней в кинофильме «Паспорт». Суть происходящего следующая: в 70-х годах евреи СССР активно выезжали в Израиль на ПМЖ (постоянное место жительства). Это был объект постоянных торгов между руководством СССР и США. СССР то увеличивал квоты на количество выезжающих, то уменьшал. Зачем это делалось и отчего нельзя было разрешить всем желающим евреям спокойно выехать из СССР – большая загадка. Это был какой-то важный элемент абсурдистской национальной политики СССР. Впрочем, учитывая, какой большенный процент евреев трудился в науке, или в той же сфере Минздрава, выпустить всех было равносильно тому, что оставить СССР без немало квалифицированных кадров в науке и здравоохранении.

Данелия в фильме показывает, что еврей Давид, на которого попадает Мимино, ностальгирует по краю, в которой родился. В общем, тема весьма сложная и болезненная – Данелия её только слегка обозначил. Но тема была гораздо размашистее. Потому что всё равно любой другой житель СССР – не еврей – нет-нет да и задумывался на тему: «Евреям хотя бы с трудом, но всё же можно укатить из СССР, а вот мне даже этот призрачный путь не светит никогда». Впрочем, может об этом задумывались не многие.

Реалии советской существования на примере фильма "Мимино"

Ну и в итоге Мимино, терзаемый ностальгией, бросает большую авиацию, в которой попал с таким трудом, и возвращается в родное село к родному вертолёту, какой ласково называет «пепела» (бабочка). Наверно от этого «пепела» произошло название инопланетных летательных аппаратов – пепелацев – на Плюке. Впрочем, это уже иной фильм Данелии. Как-нибудь рассмотрим и его.

Источник

>