Рисковали кораблем: отчего Британия была не права в инциденте с эсминцем
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Рисковали кораблем: отчего Британия была не права в инциденте с эсминцем

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Рисковали кораблем: отчего Британия была не права в инциденте с эсминцем

Эсминец Defender ВМС Великобритании в районе мыса Фиолент.

Эсминец Defender ВМС Великобритании в районе мыса Фиолент.

ФСБ РФ/РИА «Новинки» В чем вина Великобритании в инциденте с эсминцем, как поступать государствам в случае морских территориальных споров, «Газете.Ru» рассказал эксперт в районы морского права, профессор кафедры международного права МГИМО Александр Вылегжанин. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

Рисковали кораблем: отчего Британия была не права в инциденте с эсминцем

      Британский эсминец Defender имел бы право мирного прохода через район территориального моря России, прилегающий к берегам Крыма, если бы заход в этот район не был заранее запрещен Россией из-за проведения учений. Это «Газете.Ru» пояснил профессор кафедры интернационального права МГИМО Александр Вылегжанин.

      Инцидент в Черном море произошел 23 июня. Как заявили в российском Минобороны, эсминец ВМС Великобритании Defender преступил госграницу и углубился в территориальные воды РФ на 3 километра в районе мыса Фиолент в Крыму. Пограничники на корабле береговой охраны отворили предупредительную стрельбу, а самолет Су-24М, по данным российской стороны, «выполнил предупредительное бомбометание» по курсу британского эсминца. После этого HMS Defender покинул российские воды.

      Миролюбивый проход

      По словам эксперта, согласно международному праву, прибрежное государство не вправе без причин препятствовать мирному проходу иноземного корабля через свое территориальное море. Великобритания, кстати, в свое время не препятствовала проходу авианосца «Адмирал Коваль», когда российский военный корабль шел к берегам Сирии, напомнил он.

      «Но в данном случае – фактическая ситуация иная. Задолго до подхода английского военного корабля к внешней границе территориального моря России у побережья Крыма Россией был опубликован нормативный акт о преходяще закрытых районах для мореплавания. В том числе и в этом районе. Такое закрытие – для проведения учений или по иным причинам – право территориального берегового суверена. Великобритания, кстати, его не оспорила. То есть не Россия нарушила положения международного права о мирном проходе иностранных кораблей, а Великобритания, как государство флага военного корабля, игнорировала этот правовой акт территориального суверена – России. Но Великобритания обязана, сообразно п.4 ст. 21 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., соблюдать «законы и правила прибрежного государства», в данном случае – России – прикасающиеся права мирного прохода», — пояснил эксперт.

      Британия сама признавала получение такого предупреждения. «Мы находим, что русские проводили артиллерийские учения в Черном море и заранее предупредили морское сообщество о своей деятельности», — говорилось заявлении британского Минобороны после инцидента.

      Профессор МГИМО также разъяснил, что мирным проходом не являлся и прошлогодний инцидент с эсминцем «Джон Маккейн» на подходе к заливу Петра Великого на Далеком Востоке. «Там была совершенно другая ситуация – американский военный корабль не проходил через территориальное море России, а содержал курс во внутренние воды РФ – в залив Петра Великого. А во внутренних водах нет права мирного прохода, — отметил эксперт. — Вторым нарушением было то, что военный корабль США осуществлял в территориальном море России маневрирование, что специально запрещено нормами интернационального права о мирном проходе. Поэтому со стороны России была адекватная жесткая реакция, но она соответствует международному праву».

      Вина Британии

      В случае с эсминцем Defender присутствие территориального спора между Россией и Украиной относительно того, какое из этих двух государств является сувереном Крыма, не освобождает Великобританию от долги исполнять положения международного права о мирном проходе.

      «Даже если Великобритания исходит из того, что такой спор есть, и ей более симпатична позиция только одного из спорящих государств, тем не менее положения международного права обязывают исполнять законодательные акты любого из препирающихся государств об опасном для мореплавания районе. В ином случае государство флага подвергает риску военный корабль под своим флагом»,

      — подчеркнул профессор МГИМО.

      При этом само присутствие территориального спора между государствами не исключает возможности избегать подобных инцидентов в будущем, и практика международных отношений это обосновывает. «Приведу пример – два члена НАТО, Дания и Канада – сегодня имеют территориальный спор относительно суверенитета над островом Ханс. Но они же не устраивают вооруженные провокации из-за этого. Они юридическими оружиями доказывают, какое из государств имеет больше прав на эту территорию. Споров таких – множество, но это не означает, что нужно провоцировать вооруженные конфликты», — отметил эксперт.

      По суждению специалиста, случай с эсминцем Defender стал самым серьезным инцидентом в Черном море между российскими кораблями и кораблями краёв НАТО со времен распада Советского Союза.

      «После прекращения действия договора об образовании СССР, конечно, это самый положительный случай, когда по сути кораблем провоцировался военный конфликт. На память приходит та провокация, устроенная США, когда их военный корабль шел ровным курсом к побережью Крыма, и когда военное руководство СССР вынуждено было применить физическое отталкивание, навал на американский корабль», — добавил профессор МГИМО.

      12 февраля 1988 года группа, заключавшаяся из советских сторожевых кораблей «Беззаветный» и СКР-6 совершили навал на ракетный крейсер «Йорктаун», которого сопровождал эсминец «Кэрон». Корабли из состава американского шестого флота ранее уже закатывались за морскую границу СССР у южного побережья Крыма, что интерпретировалось советской стороной как провокация. После нескольких столкновений и подключения к делу авиации американские корабли удалились в нейтральные воды, где легли в дрейф. Вернувшись на базу, «Йорктаун» подвергся длительному ремонту, а его командир был снят с должности за инертные действия.

      Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Источник

      >