Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

В половине ХIХ в. произошла легализация «заготовки», сделанной задолго до рождения Ч. Дарвина и более чем за век до публикации «Происхождения видов». В конце XVIII в. дед «гениального ученого» написал труд «Зоономия», на ее основе была подготовлена концепция теории эволюции по заказу масонской ложи (дед и отец Дарвина были ее членами), продвигать какую стали через Ч.Дарвина (кстати, не имевшего систематического образования, в т.ч. в области его «фундаментальных исследований). Для придания научного веса Дарвину приписали несколько открытий и послали его в кругосветное путешествие, в ходе которого он «обосновал» пресловутую теорию, а перед публикацией «Происхождения видов» силы, стоявшие за Дарвином, заручились поддержкой авторитетных приверженцев из числа иллюминатов и подкупили ряд ученых. Сам Дарвин поначалу стеснялся «теории», именуя ее «гипотезой», и его роль в распространении и победном процессии по миру дарвинизма была минимальной.

Предшественники дарвинизма

Дарвинизм с его идеями эволюционного развития, естественного отбора и происхождения человека из обезьяны родился не на порожнем месте. Соответствующие идеи «витали в воздухе».

Некоторые – на протяжении веков. Однако по разным причинам они не принимались обществом, дожидаясь своего часа.

Прямо перед появлением «Происхождения видов» Дарвина в обществе популярной была версия биологической эволюции французского учёного-естествоиспытателя Жана Батиста Ламарка, изложенная им в «Философии зоологии» (1809).

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

Ж. Б. Ламарк (1744–1829)

Концепция Ламарка (ламаркизм) довольно сложна для объяснения. Если коротко перевести ее на наш язык, то «двигателем» эволюции является внутренне присущее организмам «стремление к самосовершенствованию». Уместно, даже появление дарвинизма не привело к уничтожению ламаркизма. Во второй половине XIX века они сосуществовали как конкурирующие концепции. Позднее (в ХХ в.) в рамках синтетической теории эволюции они уже рассматривались как дополняющие товарищ друга.

Самая «революционная» и шокировавшая многих в ХIХ веке идея происхождения человека из обезьяны, как выясняется, имела своих «предтеч». Философ Анаксимандр (610–546 до н. э.), уча развитие живой природы, выдвигал идеи о возникновении человека путём последовательных превращений животных. Зачатки эволюционных взоров можно найти в сочинениях Демокрита, Эмпедокла, Сократа, Геродота, Аристотеля.

В эпоху христианства идеи эволюционного генезисы человека из обезьяны никем не обсуждались. На сходство человека с обезьяной обратил внимание шведский естествоиспытатель и медик Карл Линней.

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

К. Линней (1707–1778)

Между метим, этот естествоиспытатель не подвергал сомнению божественное происхождение человека. Он лишь провёл сравнительный анатомический и физиологический анализ двух обликов. Тем не менее труд Линнея на долгое время был запрещён Ватиканом.

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

И. Кант (1724–1804)

Немецкий философ Иммануил Выпушка в конце XVIII века писал о возможной эволюции природы, которая могла бы превратить человекообразную обезьяну в человека, обеспечив её хватательной рукой и двуногим передвижением. Но при этом Кант считал обязательным условием такой эволюции наличие некой божественной «сверхидеи».

Образцово в то же время шотландский философ Джеймс Барнетт Монбоддо (1714–1799) попытался объяснить превращение обезьяны в человека поступком труда. Однако, будучи сторонником идеи неизменности видов, Монбоддо считал человекообразных обезьян и людей представителями одного облика.

В России убеждённым сторонником идей о родстве человека с животными был А.Н. Радищев (1749–1802). В своём трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в крышке XVIII века, Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому…, но и растению, грибу, мху… Паче итого сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарён человек, имеют и животные…»

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

А. Каверзнев, русский эволюционист

Вплоть подошёл к созданию теории эволюционного антропогенеза Афанасий Каверзнев (1748-?), который в 1775 году, почти за сто лет до трудов Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

Оригинального взора на происхождение человека придерживался Ж.Б. Робинс, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную конфигурацию жизни – человека.

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

Серафим Роуз (1934–1982)

Иеромонах Серафим Роуз  писал, что теория Дарвина – это уже финал длительной философской подготовки идеологии эволюции. Она завязалась с философов-рационалистов XVII века. «Это есть продукт современного западного образа мыслей, и, если желаете, могу после показать вам, как возникла эта теория в русле современной философии, начиная с Декарта, задолго до того, как были получены её “научные доказательства”».

Дарвинизм завязался с Дарвина, но не Чарльза, а Эразма

Сама история создания теории эволюции и естественного отбора молодым зоологом Чарльзом накрыта туманом. Одна из версий – работа готовилась группой учёных, Чарльз был лишь одним из её членов. Работа была написана по заказу масонской ложи, в какую, между прочим, входил отец Чарльза Роберт Дарвин (1766–1848). Роберт был фигурой заметной в Англии того поре – врач, финансист, член Лондонского королевского общества, член влиятельного аристократического клана Дарвинов – Уэджвудов.

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

Эразм Дарвин (1682–1754)

Впрочем, сообразно другой версии, работа была готова ещё задолго до этого; она была написана дедом Чарльза Эразмом Дарвином. Биографы Чарльза Дарвина вырваны признать, что дед и отец Чарльза были более талантливыми учёными, чем сам Чарльз. Эразм Дарвин даже написал книгу «Зоономия, или Законы органической жития», в которой высказывается идея о происхождении одних родов из других.

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

Достаточно подробно история создания первого наброска теории эволюции дедом Чарльза Дарвином изложена в труду Рассела Грига «Дарвинизм – всё началось в семье». Приведу отрывок: «Идею об эволюции Эразм впервые предложил в распорядке рабочей гипотезы в 1770 году. На его фамильном гербе было изображено три створчатых раковины и фраза на латыни E Conchis omnia («все от моллюсков»). Он приказал, чтобы этот девиз был выгравирован на его карете, чтобы «неприметно» провозглашать свою теорию. Однако незамеченным это не осталось. Священник Сьюард из собора города Личфилда написал сатирические стихи, в каких жаловался, что Дарвин отвергает своего Создателя.

Чтобы не обижать своих богатых родителей, Эразм закрасил этот герб на карете, но написал этот девиз на экслибрисе с гербом (1771). В последующие два десятилетия Эразм всё немало смело провозглашал свои эволюционные идеи. В своём труде «Экономика произрастания» (1792) он заявил о том, что Земля сформировалась в итоге космического взрыва. Его основной труд «Зоономия, или Законы органической жизни» (В 2 т., 1794 и 1796) называли «первой последовательной всеобъемлющей гипотезой об эволюции», и она была опубликована образцово за 65 лет до того, как в 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою версию теории эволюции в книге «О происхождении обликов…».

Эразм писал, что «… ещё за миллионы веков [т. е. за тысячи миллионов лет] до начала истории человечества… теплокровные животные произошли от одного живого волокна, какое было ПЕРВЫМ ВЕЛИКИМ СУЩЕСТВОМ, наделённым характеристиками животного, обладающим способностью приобретать новые части тела и, таким манером, имеющим дар улучшать собственные способности и передавать эти улучшения следующим поколениям – мир без конца!»

Позднее, в своей поэме «Храм натуры», Эразм идёт ещё дальше, и пишет: «…все растения и животные, существующие на сегодняшний день, изначально произошли от микроскопических организмов, сформировавшихся в процессе спонтанной жизнедеятельности в первобытных океанах». Он также сообщает: «Человек должен с нежностью относиться ко всем формам жизни – к своим братьям-муравьям и к своим сёстрам-червякам».

Дополнить этот фрагмент можно ещё одной значительной мыслью Рассела Грига. Идея эволюции и «естественного отбора» не была для Чарльза «озарением», которые приходят гению «свыше»: он жил в атмосфере, где его дед и папа рассуждали на эти темы., ставшие для Чарльза обычными, «естественными».

Итак, «Зоономия…» Эразма Дарвина стала «первой касаткой», предвещавшей появление на широкой арене теории эволюции и естественного отбора. Работа была оценена Церковью как еретическая. Она сподобилась особого внимания Папы Римского, который внёс её в список запрещённых книг.

И дед, и отец Чарльза были масонами, приверженцами деизма, признававшего Бога-Творца, но отвергавшего христианство и Церковь. Как правило, сторонники деизма, преследуемые официальной Церковью, организовывали тайные общества. Эразм Дарвин совместно со своим родственником «фарфоровым королём» Веджвудом организовал закрытое философское «Лунное общество», члены которого в полнолуние собирались для обсуждения интеллектуальных проблем. Его сын Роберт Дарвин занимал должность мастера ложи и был очень влиятелен в этих кругах.

Принадлежность Чарльза к масонству – под проблемой. Скорее всего, в середине ХIХ века произошла легализация «заготовки», сделанной ещё задолго до рождения «гениального учёного» по имени Чарльз Дарвин и немало чем за век до первой публикации «Происхождения видов».

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

Рождение бренда «Чарльз Дарвин»

Статуя Дарвина в Музее природной истории в Лондоне

Есть более чем достаточно фактов и сведений, которые доказывают, что в середине позапрошлого века кто-то весьма активно занимался выведением Чарльза Дарвина на орбиту мировой научной славы. Вот что по этому поводу пишет современный исследователь «творчества» Дарвина П.А. Павлюк:

«…для раскрутки новоиспеченного бренда, чтобы вырос его авторитет как учёного, Дарвину приписали некоторые открытия в области различных наук. Затем для достоверного физического подтверждения высоких изысканий Чарльза отправили в длительное кругосветное путешествие на “Бигле”. Хотя труд Дарвина можно было успешно написать и сидя в Лондоне, но это странствие добавило ему научного веса. И для его опровержения кому-то нужно было бы повторить аналогичное путешествие.

Версию о легализации «заготовки» по заказу масонской ложи невозможно до конца ни подтвердить, ни опровергнуть. Для нас это не так важно. И роль Дарвина в мировой истории не стоит преувеличивать. Судя по всему, человек он был весьма посредственных способностей или даже ниже средних:

«Этот молодой человек никогда не отличался какими-либо способностями и, в принципе, не мог написать что-либо подобное. Поучившись семь лет, он так и не окончил школу. Затем его послали в Эдинбургский университет, чтобы он мог идти по стопам своего отца-врача. После двух лет учебы, ввиду неуспеваемости, отец забирает Чарльза из медицинского университета и отдаёт в престижное богословское заведение.

Поначалу Чарльз робел и даже запрятывался от публики. Он стеснялся называть свои идеи (или идеи своего деда) «теорией». Он предпочитал слово «гипотеза». Но постепенно взошёл в отведённую ему роль. Мы действительно имеем дело не с учёным по имени Чарльз Дарвин, а с некоей виртуальностью – брендом «Чарльз Дарвин».

Судя по оценкам биографов, Чарльз в младенчестве и молодости весьма серьёзно относился к христианству. Однако в зрелые годы, по его собственным словам, «перестал верить в христианство как божественное откровение». «…вряд ли я в состоянии постичь, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным… Отвратительное учение!» «Нет ничего немало замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

Как уже сказано, был ли Чарльз Дарвин масоном (как его папа и дед) – не так важно. Но по своему антихристианскому духу он был солидарен с «вольными каменщиками». А это важнее формальной принадлежности к масонской ложе.

Разумеется, роль Чарльза в распространении дарвинизма по всему миру минимальна. Если лично самого Чарльза называть «лжепророком», то он был «лжепророком» весьма мелкого калибра. Нас в подобных псевдонаучных проектах, прежде всего, должен интересовать заказчик….

Источник