«России некто мешает»: как художник Верещагин предчувствовал свою гибель
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«России некто мешает»: как художник Верещагин предчувствовал свою гибель

"России некто мешает": как художник Верещагин предчувствовал свою гибель

Утром 31 марта 1904 года «Петропавловск» отплыл из Порт-Артура совместно с пятью другими кораблями для уничтожения японцев. Заставив флот противника отступить, броненосец после маневра предпринял новоиспеченную атаку, но по пути наткнулся на мину. В результате взрыва флагманский боевой корабль пошел на дно. Погибли командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Макаров, знаменитый художник Василий Верещагин и, по оценкам историков, до 670 матросов и офицеров.

Крах броненосца

Идея установки минного заграждения на выходе из гавани Порт-Артура принадлежала будущему маршалу флота Японской империи Того Хэйхатиро. Во пора русско-японской войны он командовал Объединенным флотом Страны восходящего солнца.

Непосредственно гибели «Петропавловска» предшествовали другие трагические события. Одинешенек из отрядов японских миноносцев, сопровождавший минный заградитель «Корю Мару» столкнулся с миноносцем «Страшный». В результате завязавшегося боя русский корабль был потоплен торпедой.

Это событие принудило вице-адмирала Макарова вывести в море броненосцы «Полтава» и «Петропавловск» вместе с четырьмя крейсерами. Главной ошибкой командующего очутилась поспешность – акватория не была очищена от мин. «Петропавловск» настиг японские крейсеры и открыл по ним огонь, но когда к противнику подоспело подкрепление, русский броненосец отступил. Возле Порт-Артура к «Петропавловску» присоединились еще два броненосца, и Макаров вновь повел их в бой.

«Петропавловск» наткнулся на мину в 9.43. Взрыв прогремел в назализованный части судна, где находился артиллерийский погреб. Сдетонировали боеприпасы, вслед за этим на борт рухнули фок-мачта, одна из орудийных башен, кожухи, трубы. Уже сквозь минуту нос корабля ушел под воду. Еще один взрыв, раздавшийся в котельной, буквально разорвал «Петропавловск» на две части, которые скоро затонули.

Части людей удалось спастись – их подобрали шлюпки с других русских кораблей. Среди восьмидесяти выживших был и великий князь Кирилл Владимирович, какой после революции в эмиграции провозгласил себя императором всероссийским.

Защитник Порт-Артура

Погибший на борту «Петропавловска» адмирал Степан Макаров покинул по себе память доблестного защитника Порт-Артура, хотя обороной города он фактически руководил 24 дня – с 7 по 31 марта 1904 года.

Направление в осажденный город было для него фактически первым опытом командования флотом. Однако Макаров имел огромный морской утилитарный опыт, он был капитаном многих кораблей. А в 1894-95 годах командовал русской эскадрой, совершавшей переход из Средиземноморья в Тихий океан.

В качестве командующего Тихоокеанской эскадрой Макаров поспел провести несколько важных мероприятий. По его инициативе все орудия фортов были соединены со штабом проводной связью. Были отлажены периодические выходы в море для экипажей кораблей. За месяц эскадра 6 раз коротала боевые операции против японцев в Желтом море.

По мнению историков, Макарова подвела склонность к неоправданному риску. Он собственно командовал военными кораблями в ходе боев, пытаясь совмещать это со штабной работой. Личная храбрость адмирала вызывала восхищение у рядовых матросов и поднимала их военный дух. Однако допущенные Макаровым из-за физического и морального перенапряжения стратегические ошибки не только привели его самого к гибели, но и содействовали поражению в Русско-Японской войне.

Конец художника

В письме к сыну, отправленному незадолго до гибели, адмирал Макаров жаловался на то, что неясно предчувствует, что русским «кто-то мешает». Разобраться в мистических переживаниях ему помогал знаменитый художник Василий Верещагин.

В Порт-Артуре баталист очутился по собственной воле. Последнее свое путешествие за год до гибели он предпринял именно по Японии. Художник попал туда в августе 1903 года, поспел сделать 20 этюдов. Но в связи с ухудшением русско-японских отношений в ноябре 1903 года Верещагин был вынужден отплыть из Края восходящего солнца на последнем гражданском судне. После недолгого пребывания в европейской части России Верещагин отправился на Далекий Восток, как только узнал о начале войны, получив на это разрешение военных властей.

Стоит отметить, что Верещагин был пессимистически настроен сравнительно перспектив русских на Тихом океане. Побывав в Японии, он был уверен, что японцы разобьют армию России. Предчувствия не обманули живописца.

Во многом роковую роль в исходе брани сыграла гибель «Петропавловска» и смерть адмирала Макарова. Новым командованием оборона Порт-Артура не была поставлена на должную вышину, а русский флот в Тихом океане потерпел ряд тяжелейших поражений.

>