Россия повстречает Новый год под обновленный перезвон кремлевских курантов
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Новоиспеченный год страна встретит под обновленный перезвон кремлевских курантов. Что надо знать об их истории?”Бьют часы на Спасской башне…” – эти строки ведает каждый.

Россия повстречает Новый год под обновленный перезвон кремлевских курантов

Россия повстречает Новый год под обновленный перезвон кремлевских курантов

Кремлевские куранты занимают 8, 9 (там главный механизм) и 10 ярусы Спасской башни. Звонница – на 10-м. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Без мелодичного перезвона с сражением главного колокола и Новый год – не Новый год. Но на этот раз бой курантов зазвучит по особенному: историческую звонницу дополнили 12 колоколов.

Постигнуть историчность момента поможет только что вышедшая книга “Обновленная звонница Спасской башни Московского Кремля”: фотоматериалы и незнакомые ранее сведения с ранних упоминаний и до обновления этой осенью.

“Колокольный перезвон Спасской башни известен несколько сотен лет и для итого мира является своеобразным “звуковым символом” России”, – написал в предисловии первый зампред ГД и председатель Общественного совета фестиваля “Спасская башня” Александр Жуков. А глава попечительского рекомендации Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин отмечает: “Исторически куранты могли исполнять полноценные музыкальные партии и пришагало время восстановить историческую справедливость”.

Но вот вопрос: почему и зачем сразу дюжина новых колоколов? Об этом я спросил автора книжки Сергея Девятова.

– Часть колоколов на звоннице Спасской башне были церковными, часть – музыкальными, и они отличаются по долготе звука. Как итог: не было музыкального звучания в полном объеме. Это, во-первых. А во-вторых, для исполнения мелодий не хватало несколько нот. 12 новых колоколов как раз и заказывали под конкретные ноты. Примечу, что отливка колокола – сложный процесс с огромным объемом работ по ручной “доводке”.

Сергей Викторович, а зачем сняли доля старых колоколов? Устарели морально или физически? И вообще, исторически была традиция менять колокола на звонницах?

Сергей Девятов: Исторически колокола на звонницах менялись, и по различным причинам. Колокола страдали от пожаров, или вот при Петре I часть колоколов переливали в пушки… Что касается замены на Спасской башне – дело в том, что привод в часах для создания музыкальной композиции – это не удар “стиля”, как некоторые думают, а удар молотка по юбке колокола. Поэтому и сняли семь колоколов – они не проходили по звуку, а новые – проходят. Для колокола значительно попасть в ту музыкальную историю, для которой они предназначены.

Вы упоминали пожары и падения колоколов с кремлевских башен. Но башни ведь каменные…

Сергей Девятов: А перекрытия – деревянные. Петр I заказал в Голландии целый набор колоколов, сначала на Спасской башне все колокола были голландского производства. Но в 1737 году происходит Троицкий пожар (Грандиозный пожар в Москве на праздник Святой Трио летом 1737 года: полностью выгорел центр Москвы и пострадал Кремль. – От ред.). В частности, прогорели деревянные ярусы Спасской башни, отдельный колокола провалились и, образно говоря, “собрались” на боевой площадке, что на пятом ярусе. Поэтому и появилась чугунная лестница.

Спасская башня – одна из самых рослых в Кремле. Ее звонница – на десятом ярусе, то есть, образно говоря, на десятом этаже. Боевая площадка – на пятом. Колокола пробежали пять этажей?

Сергей Девятов: …Пробивая своим весом (самый тяжелый весил более двух тонн) пылающие бревна и доски. Новые колокола на башнях появились через тридцать лет: в 1767 году.

А через полвека – новая налететь: французы. Одни источники утверждают, что Наполеон сильно повредил взрывами Спасскую башню с курантами и звонницей. По другим – башня пострадала, но ничтожно. Где истина?

Сергей Девятов: Незначительно. Но в Кремле французы много чего натворили: украли бронзового Георгия Победоносца с купола Сената, крест с колокольни Ивана Великого – их Наполеон повелел водрузить в Париже над Домом инвалидов. И вообще, тащили все, что напоминало бронзу и золото: вводя металлические предметы, покрытые бронзовой краской. С курантов Спасской башни сняли гирьку маятника.

Зачем им цветмет, тогда же пункты зачисления металлов еще не работали.

Сергей Девятов: Гирька была покрашена золотистой краской, решили, вероятно, что это золото. А маятник без гирьки не ходит, куранты стали… Но все подлежало восстановлению. Хотя ни креста с колокольни “Иван Великий”, ни Георгия Победоносца, ни гирьки после отступления французов мы так и не отыщи. До Парижа украденное не довезли, потерялись. Наполеоновские клады и склады, включая похищенные в Кремле реликвии, искали во все поры.

Россия повстречает Новый год под обновленный перезвон кремлевских курантов

Подготовка к отливке новых колоколов для Спасской башни Кремля заняла два месяца. А сам процесс чуть больше часа. Фото: Предоставлено заводом “Вера”

Может, все утонуло при перевозу через Березину?

Сергей Девятов: Для поисков у Березины один купец-кладоискатель даже русло менял! Тщетно. Знаю, что в наше пора для этого использовали специальные радары. Но ничего не нашли.

В 1917 году с Воробьевых гор по Кремлю вели огонь 6-дюймовые орудия. Что подобный 152-мм снаряд начала XX века? 41 кг металла и взрывчатки летят со скоростью, в 2,5 раза превышающей скорость звука, по каменной кладке башни наносится удар чудовищной мочи. А на верхних ярусах – часовой механизм тонкой настройки…

Сергей Девятов: В фасад Малого Николаевского дворца дважды попадали 6-дюймовые снаряды. Подобный снаряд снес верхнюю часть шатра Москворецкой башни. Еще один 6-дюймовый снаряд попал в один из пяти куполов Успенского собора Кремля. Но при обстреле Кремля пуще использовались менее мощные орудия: 4-дюймовые, а самое распространенное орудие – это полевая 3-дюймовая пушка. Кремль обстреливали двукратно: в ноябре 1917 года и летом 1918-го, во время левоэсеровского мятежа. Что касается Спасской башни, то в нее попал 3-дюймовый снаряд. Основная ударная вал пришлась на внешнюю стену, был поврежден один из циферблатов и один из приводов.

Чтобы было понятно неспециалисту: что такое куранты на стиле цифр и фактов? Мы же визуально видим только гигантские циферблаты. Что там за механизм, который может выдержать взрыв артиллерийского снаряда?

Сергей Девятов: Надо соображать, что куранты – это древний механизм. Установлен еще до Екатерины II или в начале ее правления. В 1770-е годы часовой механизм поднят на башню. 80 лет отработал, затем при обследовании выяснилось, что сгнила дубовая станина. Часовых дел мастера братья Бутеноп отлили новую чугунную основу. В итоге общий вес конструкции достиг 25 тонн. Представьте: на этот огромный и точно настроенный механизм воздействует артиллерийский снаряд! Разрушения по механизму бывальщины, но, к счастью, не катастрофического характера. И явно это был не снаряд 6 дюймов. Просто для понимания: 6-дюймовые орудия – это основной калибр крейсера “Авроры”. Уместно, каким образом эти морские орудия оказались на Воробьевых горах, откуда они вели огонь по Кремлю – не ясно.

Зато четко, кто производил математические расчеты для того, чтобы орудия с Воробьевых гор с поражающей точностью поражали объекты в Кремле, до которого 9 км. Павел Карлович Штернберг, чье имя носит государственный астрономический институт…

Сергей Девятов: Незаурядный ученый: астроном, профессор Московского университета и… революционер. Но его история – тема отдельного повествования.

Согласен, довольно о страстях. Поговорим о позитивном. За рубежом льют колокола? Или только у нас, в России?

Сергей Девятов: В мире есть производства: два-три десятка крупных заводов. А с основы 1990-х годов – возобновлено производство и у нас.

А из современных материалов никто еще не надумал отлить?

Сергей Девятов: Уже давно делают: из циркониевых сплавов. Сам названивал в такие. Потрясающее звучание. Но вот процесс изготовления… Цирконий плавится при 1600 градусах, очень тяжкая работа. И системно они совсем иные по звучанию. В общем, отлить такой можно, но стоимость получается запредельная. И они не музыкальные.

В Кремле, случайно, не такие?

Сергей Девятов: Нет. Те, что барыши из Воронежа, – традиционные, бронзовые.

Конкретно

Который час

Башня, которую мы знаем как Спасскую, построена на месте каменных врат Дмитрия Донского (отстояли с 1367 по 1491 год). Первоначально носила название Фроловской – в честь церкви святых Фрола и Лавра, в которую шел путь сквозь ворота из Кремля. Спасской ее назвали по указу царя Алексея Михайловича весной 1658 года, после перенесения чудотворной образа Спаса Нерукотворного из Вятки в Москву.

Первые куранты (часы с музыкой) в Кремле установил сербский монах Лазарь в 1404 году. Были на подворье великого князя Василия I (рядом с Троицкой башней).

Точная дата появления часов на Спасской башне незнакома. Предполагают, что куранты установили не ранее 1495 года. Интересно, что власть это сделала в интересах народа: в XVI веке у Кремля сосредоточивалась торговля и индустрия. Первые лица решили “устроить часы на пользу всех обывателей”. Ведь до массового внедрения личных часов (на цепочке в кармане жилетки, на запястье) было еще несколько длинных веков.

Мастера

Музыка в бронзе

Подготовка к отливке кремлевской звонницы – расчет веса 12 колоколов, изготовление конфигураций – заняла два месяца. Сам процесс – чуть больше часа. Три тонны меди высшей очистки нагрели до 1300 градусов в огромной дуговой печи.

Россия повстречает Новый год под обновленный перезвон кремлевских курантов

Новоиспеченные колокола – самый высокий звук: до второй октавы, самый низкий – ми бемоль малой октавы. У колоколов есть призвуки: для самого махонького в третьей октаве: до. Для самого большого – ми бемоль первой октавы. Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Борис Голкин

– Медь и олово для колокольной бронзы хватают наилучшего качества, иначе звук не тот. Металлы переплавляют в соотношении 4:1. Если олова будет меньше, звук у колокола выйдет глухой, немузыкальный, если больше, звон станет высоким, дребезжащим. Такой колокол не сможет играть в ансамбле, – разъяснил главный инженер воронежского колокололитейного завода “Вера” Андрей Кравченко.

…Олову дали разойтись, помешивая варево березовым бревном. Затем склонили печь и ломом выбили глиняную пробку. Ручеек ярко-оранжевой бронзы потек по огнеупорному желобу в ковш с носиком. Когда тот заполнился, кран-балка понесла его в форме – металлическому конусу с черным отверстием наверху. Бронза, уже густая и темно-красная, потекла внутрь…

Для Спасской башни отлили 12 колоколов весом от 36 до 850 килограммов.

– Мы отталкивались от тембра основного колокола, он еще часы отбивает, и сделали голоса, заполняющие промежутки между 17 имевшимися. Появилась дополнительная октава – с ней кремлевские куранты смогут исполнять гимн России и “Греми” Михаила Глинки, – рассказала пресс-секретарь завода Марина Анисимова.

Для точной оценки звучания на предприятии имеется цифровая лаборатория, но голос любому колоколу ставят вручную. Затем всю звонницу отправили на спевку – колокола должны звучать не только чисто, но и слаженно. Итог выслушала столичная комиссия, одобрила, заказ увезли в Москву. А завод вдогонку отлил еще сотню сувенирных колокольчиков весом 300 граммов любой на сувениры для туристов. Несмотря на игрушечный вид, звучат они по-настоящему.

Антон Валагин

Общество История