“Российская газета” отвечает Meduza "В РПЦ наименовали фильм "Матильда" клеветой" – под этим заголовком появилось сообщение на сайте Meduza. Журналисты издания так прочли сегодняшнее интервью "РГ" члена президентского Рекомендации по культуре и искусству, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).
Благодарим коллег за внимание, но огромную двухполосную дискуссию, представляющую два взвешенных и аргументированных взора на будущий фильм, хорошо бы дочитывать до конца.
Вот что на самом деле говорит в интервью "РГ" епископ Тихон (Шевкунов).
Meduza строчит: "Фильм Алексея Учителя "Матильда" о любви Николая II к балерине Матильде Кшесинской построен на фальсификациях, заявил в интервью "Российской газете" член президентского Рекомендации по культуре и искусству, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)".
На самом деле, все сказанное относится к тому, как представлен грядущий фильм в своем первом трейлере.
А режиссер Алексей Учитель в интервью, опубликованном рядом, подчеркивает:
– Что касается трейлера, это создание, которое делает прокатчик… До выхода фильма в прокат будет еще три трейлера.
"Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастливая, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – поклеп на реальных людей", – пересказывает Meduza впечатления епископа Тихона Шевкунова.
К сожалению, фраза вырвана из контекста. Взор епископа Тихона на предмет спора шире, а оценка объемнее и глубже.
И на вопрос "Будет ли Церковь требовать запрещения фильма?" епископ Тихон отвечает так: "Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о истине и неправде – вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет отвечать трейлеру (внимание – речь по-прежнему не идет об оценке фильма – прим. ред.), достаточно будет того, чтобы попросту широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам".
Епископ Тихон подчеркивает в интервью, что у художника кушать право на художественный вымысел, "но не на умышленное искажение. В историческом романе "вымысел не есть обман", убеждал еще Окуджава. В художественном созданье об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет сходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории – это либо обман, либо пропаганда".
Художественный вымысел, по его суждению, возможен на основе истории, но не должен идти ни вразрез, ни наперекор ей.
Режиссер Алексей Учитель также в интервью "РГ" размышляет на ту же тему: "В таких кинофильмах всегда непросто – какова мера фантазии. Как и все игровые фильмы, эта картина, безусловно, невозможна без соединения исторических фактов и художественного вымысла. Как их соединить?" И добавляет, что наследник " был весьма увлечен Матильдой Кшесинской до свадьбы. А после свадьбы – и у нас по фильму – они уже не общались. Они могли видеть друг друга, но никаких взаимоотношений уже не было. Навыворот, после свадьбы он для себя эту историю отрезал. Это факты истории. Какой любовный треугольник? Нет его и у нас".
Епископ Тихон Шевкунов сообщает, что "Николай II как никто другой на протяжении ста последних лет был дискредитирован и оболган. Люди на бытовом уровне к этому привыкли. И подспудно готовы зачислить новый фильм про совершенно ничтожного, развратного, изменяющего своему слову, не знающего чести и верности последнего царя".
А режиссер кинофильма рассказывает:
– Я считаю, что "кровавый" и "безвольный" – не самые справедливые характеристики Николая II. Этот человек вступил на престол в 1896 году и до 1913 года – за 17 лет правления – привел страну с помощью людей, которых он собрал во власти, к расцвету политическому, экономическому, военному. Да, у него бывальщины недостатки, он был противоречив, но он создал самую мощную Россию за все время ее существования. Она была первой в Европе, второй в мире по финансам, экономике, по многим показателям.
…Благодаря Николаю II показались первые в России детсады и ясли. Да и других замечательных фактов немало. Например, Николай был первым фанатом кино в России, первым приобрел проектор, первые съемки были в России на коронации Николая II… Роликовые коньки, мотоциклы были уже популярны. Некто посмотрит и скажет – о, это неправда. А это правда стопроцентная. Это Россия, которую мы не знаем".
Два интервьюера "РГ" представили одинешенек из самых высоких образцов современной дискуссии. Еще раз рекомендуем читателям и журналистам портала Meduza полный вариант опубликованных в "РГ" интервью.