Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Он лег ликом к стране испанских мавров,
Чтоб Карл сказал своей дружине славной,
Что граф Роланд погиб, но победил!
(Песнь о Роланде)

Когда мавры последовательно разбивали христианские королевства в Испании, им не удалось уничтожить их до конца. На южных склонах Пиренейских гор продолжал сохраняться мирок (или заповедник) христианской веры, представленный несколькими пускай и небольшими, но, тем не менее, вполне самодостаточными королевствами, главную роль среди которых играла Наварра. К середине XI века, когда в 1046 году был захвачен мусульманский город Тудела, оно фактически достигло своих рубежей. После этого военные усилия Наварры были направлены на оказание помощи другим христианским государствам за пределами ее территории и сохранение собственной самостоятельности, как от мусульман, так и от собратьев-христиан.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Рисунок Ангуса МакБрайда, изображающий испанского рыцаря XIII века. Ему противостоят два пехотинца, один из каких имеет на своем сюрко крест Тулузы.

К началу XII века королевство Арагон также уже существовало, являясь западной долей французского графства Барселона. В отличие от Наварры, Арагон старался продвигать свои владения на юг и после достижения общей рубежи с Кастилией в 1118 году. Спустя столетие Арагон завершил свою часть Испанской Реконкисты, захватив Балеарские острова (1229—1235) и полуостров Дения (1248). Все это, а также поглощение Арагоном Каталонии в 1162 году, укрепило позиции арагонцев не лишь на суше, но и на море. Вскоре они стали конкурировать с «Анжуйской монархией» за контроль над Сицилией и южной Италией.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Миниатюра с изображением бойцов королевства Наварра из «Наваррской иллюстрированной Библии», датированной 1197 г. Памплона, Испания. (Библиотека Амьена Метрополь)

Что же касается Каталонии, то в первой половине XI столетия она была разделена не менее чем на восемь графств, и все теоретически являлись вассалами французской короной. Ко времени Первого крестового похода они в порядочной степени объединились и смогли принять участие в Реконкисте, продвигаясь на юг вплоть до Тортосы, взятой в 1148 году. Главное, что необходимо подчеркнуть, что все эти королевства находились под сильным военным влиянием южной Франции начиная с XI века. Тем не менее, между различными регионами на Норде Испании существовали четкие различия. Так, Наварра, будучи почти исключительно страной гор и долин, никогда не стремилась прорваться на равнины центральной Иберии. Собственно поэтому главную роль в ее войске играла пехота. Более того: наваррские пехотинцы, вооруженные длинными копьями, росло ценились и использовались в качестве наемников во многих частях Западной Европы XII века. То же самое относится к соседним и похожим в военном касательстве баскам и гасконам. О последних известно, что они часто использовали луки вместо дротиков. Наваррская пехота пользовалась популярностью и в XIV столетье, когда королевство Наварра само начало использовать наемные мусульманские войска, возможно из области Тудела. Считается, что собственно эти всадники стали предшественниками более поздней испанской конницы гинетов, одетых в кольчуги и вооруженных короткими копьями, мечами и щитами.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Испанские бойцы из «Памплонской иллюстрированной Библии и Жития святых», датируемой 1200 г. (Библиотека университета Аугсбурга)

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Этот же источник. Изображение конников, сражающихся с пехотинцами. Обратите внимание на необычной формы вымпелы на копьях и то, что кони уже покрыты попонами.

В Арагоне легкая конница также стала играть важную роль, поскольку королевство стало расширять свои владения по равнине Эбро. Тем порой большинство арагонских наемников, воевавших за пределами Пиренейского полуострова, все также были пехотинцами. Наиболее известными и характерными для таких арагонских армий были альмогавары или «разведчики». Альмогавары известны тем, что в течение XIII—XIV веков помимо Испании воевали в качестве наемников в Италии, Латинской империи и в Леванте. Альмогавары как правило бывальщины родом из горных областей Арагона, а также Каталонии и Наварры. Обычно они носили легкий шлем, кожаные доспехи, бриджи и полугетры на ногах из овечьих и козьих шкур; а на ногах топорные кожаные сандалии.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Войска альмогаваров во время завоевания Мальорки. Готическая фреска из Сало дель Тинель (Тронный зал королевского дворца) в Барселоне.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Х. Морено Карбонеро. Вступление Рожера де Флора в Константинополь (1888). На переднем плане — альмогавары.

Вооружением альмогаваров являлись куцые копья, использовавшиеся для метания, либо более легкие дротики, а также широкий тесак, аналог фелчена, висевший на кожаном ремне совместно с хозяйственным мешком либо сумкой для мелочей вроде кремня и трута. За достойную плату они служили и городам, и монархам, и храмы, и не удивительно, что и наемники швейцарцы и те же самые ландскнехты появились уже позднее. Раньше в них не было такой надобности и к тому же те же швейцарские кантоны вначале положительных войн не вели. А наемников поставляли такие государства, как Шотландия, Ирландия и… Наварра с Каталонией, и Арагон!

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Б. Рибо-и-Терриз[ca]. Педро Великий в битве при перевале Паниссар в ходе Арагонского крестового похода 1284 – 1285 гг. (ок. 1866). Слева — альмогавары.

Что прикасается конницы, то, например, известно, что каталонские всадники еще служили наемниками в мусульманских войсках Мурабитов в начале XII века, но уже к XIII столетию самыми ценимыми среди профессиональных каталонских солдат стали… арбалетчики! Дело в том, что и каталонцы и арагонцы активно воевали на море, и тут использование арбалета приобрело особое значение. К тому же его применение против мусульман не попадало под ограничения христианских Соборов, а это было значительно. Солдаты того времени были людьми набожными и помнили, что грешников ожидает ад и геенна огненная, поэтому по возможности усердствовали воевать, но не грешить! Огнестрельное оружие в Испании стало использоваться довольно рано. Например, известно, что в 1359 году Арагон использовал бомбарды для защиты одного из портов.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Фреска с изображением битвы при Портопи, ок. 1285 – 1290 гг. из дворца Беренгера д’Агилара в Барселоне, какая сегодня хранится в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Фрагмент фрески с изображением битвы при Портопи. На ней изображен Гильем Рамон де Монкада или Гильермо II сеньор Монткады и Кастельви де Розанес (в Каталонии), виконт Беарна, Марсана, Габардана и Брулуа (на юго-западе нынешней Франции). На его щите, сюрко, шлеме и конской попоне, передняя часть которой сделана из кольчуги (!), изображен герб Монкады и Беарна.

Увлекательно, что пехота альмогаваров шла в бой с каталонским боевым кличем «Desperta Ferro!» (Проснись, железо!). При этом они еще и высекали искры из камней и утес, ударяя по ним наконечниками копий и дротиков! Первое упоминание об этом их кличе встречается в описании битвы при Гальяно (1300), и также о нем сообщается в «Хронике» Рамона Мунтанера. Иными вариантами боевого клича были призывы: Aragó, Aragó! (Арагон, Арагон!), Via Sus! Via Sus!, Sant Jordi! Sant Jordi! (Святой Георгий! Святой Георгий!), Sancta Maria! Sancta Maria! (Святая Мария! Святая Мария!).

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Эффигия Берната де Брулля, 1345 г. (Храм Сант Пере де Вальфероса, Сольсана Каталония). Почему-то на нем нет сюрко, но зато хорошо видно кольчужное оплечье с капюшоном и приплетенные к протокам кольчужные перчатки с пальцами. На ногах латные поножи.

Эффигий в Испании сохранилось довольно много, что позволяет нам достаточно неплохо представить себе, как были вооружены испанские рыцари 1050 – 1350 гг. Вот, например, эффигия члена семьи Кастеллет, ок. 1330 г., из базилики Санта-Марии, в Виллафранка-дель-Пенадес в Каталонии. Налицо целое сходство между ней и изображением христианских воинов, изображенных на настенной росписи «Завоевание Майорки». Самая заметная деталь – это кафтаны-сюрко с протоками средней длины и украшенные геральдическими изображениями, надетые поверх доспехов. К 1330 году каталонский рыцарь также уже носил латные варежки с раструбами-манжетами и покрытые металлом наголенники.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Эффигия Гуго де Червелло, ок. 1334 г. (Базилика Санта-Марии, в Вильяфранка-дель-Пенедес, Каталония) Для названного года его амуниция может показаться уже устаревшим!

Эффигия Бернадо де Минориса, Каталония, ок. 1330 (церковь Санта-Мария-де-ла-Сео, Манреса, Испания) напротив, демонстрирует нам рыцаря, который носит новейшее европейское оружие и доспехи. И он действительно больше похож на рыцарей восточной Франции и Германии, чем на своих испанских соотечественников. Его кольчужный капюшон надет на мягкую основу, из-за чего его башка кажется практически квадратной, и почему так, кстати говоря, понятно – это нужно, чтобы на голове было удобнее носить большенный шлем с плоским верхом. Пластинчатой брони на руках у него нет, и единственным признаком того, что он может носить что-либо еще, кроме кольчужного хауберка, является его сюрко, какое вполне может скрывать дополнительный доспех из пластин. Ноги прикрыты наголенниками, а на ступнях сабатоны. В руках у него весьма большой меч, а на ремне справа подвешен кинжал.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Эффигия дона Альваро де Кабреры Младшего из церкви Санта-Мария-де-Бельпюи-де-лас-Авелланас, Лерида, Каталония, 1299 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но самым примечательным образцом среди всех испанских эффигий является скульптура на саркофаге, принадлежащая дону Альваро де Кабрере Младшему из храмы Санта-Мария-де-Бельпюи-де-лас-Авелланас, в Лериде, в Каталонии. Она имеет целый ряд отличительных черт, характерных для испанского, итальянского и, возможно, византийско-балканского оружия. Прежде итого это касается латного горжета для защиты шеи, прикрепленного к воротнику, лежащему на плечах. Для времени изготовления эффигии это была очень нынешняя вещь. В украшении воротника использован тот же цветочный мотив, который виден и на заклепках на верхней части сюрко, и на сабатонах фигуры. Почти наверняка это сообщает о том, что под тканью имелась какая-то металлическая или кожаная подкладка из чешуи, либо металлических пластин, которые, однако, эта ткань таит.

Рыцари и рыцарство трёх столетий. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Реконструкция внешнего вида доспехов Альваро де Кабрера Младшего (на рис. справа). Рис. Ангуса МакБрайда.

Среди других особенностей, воображающих интерес, следует отметить рукавицы с удивительно длинными манжетами, которые, по сути, заменяют такую важную часть латного доспеха, как вамбрас. Желая и кажется, что они металлические, но скорее всего сделаны они были из кожи. Наголенники имеют шарнирные крепления и поэтому почти наверняка сделаны из железа. Сабатоны из пластин, при этом заклепки имеют цветочный рисунок, сравнимый с узором заклепок на сюрко.

Продолжение следует…

Источник

>