Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Скопив же за ними оружие и сняв доспехи с врагов…
Вторая книга Маккавейская 8:27)

Военные музеи Европы. Мы продолжаем знакомиться с собранием доспехов и оружия, выставленных в Венском императорском арсенале, и сегодня у нас опять будут доспехи «эпохи заката». То есть те, что показались после 1500 года. Но на этот раз мы познакомимся с доспехами парадными (главным образом) и лишь отчасти с боевыми, теми, что пришагали на смену доспехам рыцарей. Ну а закат в развитии доспехов и доспешного ремесла наступил, когда они достигли максимального совершенства. Вот лишь толку от этого совершенства стало немного. Пули мушкетов, ядра и картечь не оставили рыцарству шансов на выживание. Ведь вся рыцарская наука строилась кругом рыцарского же оружия – причем копье и меч считались в рыцарском арсенале оружием наиглавнейшим. Но пятиметровые пики швейцарцев и ландскнехтов очутились длиннее царских копий, а прорубиться через них всаднику мечом было чем-то и области фантастики. Другое дело, что можно было бить в этих пехотинцев из пистолетов и аркебуз. Но… такая тактика сразу же изменила все требования предъявлявшийся к кавалеристу. Виртуозом он мог теперь и не быть. Довольно было умения держаться в седле, скакать по полю боя и кое-как стрелять по врагу по команде. Но таких воинов можно было набрать за куда немало низкую плату, чем отряд рыцарей-копейщиков. А раз так, то рыцарей очень быстро на полях сражений заменили опять же латники, да, латы еще могли послужить, но рыцарями эти конники уже не являлись – земли и замков не имели, на турнирах не сражались, а доспехи у них были, как и оружие, не свои. Им все это выдавали вместе с жалованием.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Парадные доспехи эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529-1595). Бывальщины изготовлены по случаю свадьбы эрцгерцога Фердинанда II с Анной Катериной Гонзага в 1582 году (изображены в «Свадебном кодексе» Фердинанда II (инв. №: KK_5270). Записаны в инвентарной книжке замка Амбрас (1596 г.). Открытый шлем бургиньот украшен драконом и покрыт изнутри оригинальной подкладкой из алого атласа. Наплечники в виде чеканных львиных голов, которые позолочены. Присутствуют декоративные элементы римских доспехов. В этих доспехах эрцгерцог Фердинанд мог вообразить себя, произнесём, героем Троянской войны, или даже легендарным прародителем Рима Энеем. Мастер-изготовитель: Якоб Топф (1573 – 1597 гг. Инсбрук). Материалы и технологии: «белоснежное железо», травление, позолота, чернь, медь, бархат, атлас, серебряная парча

Доспехи по моде

Командиры – те, да, происходили из дворян, относились к старой феодальной знати и могли позволить себе приобретать доспехи, сделанные на заказ. Однако и они стали сильно выделяться конструктивно от доспехов предшествующего времени. Так, уже в 1550 году появляются кирасы с раздельными набедренниками до колен. Нагрудник же кирасы удлинился и обратился в «гусиное брюхо» (что поделаешь, мода есть мода!), хотя на многих доспехах талия на уровне поясницы сохранялась.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Типический парадный доспех с круглым щитом для несения придворной службы.

Около 1580 года появляются набедренные щитки округленной формы, и все потому, что под ними стали носить короткие, но округлые по форме и вдобавок жесткие штаны. Появляются «доспехи под древность», с рельефной мускулатурой на кирасе, но просуществовали они недолго (хотя память по себе в музеях и оставили!), и уже около 1590 года пропали.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Проще всего было доспехи позолотить! Вот, например, доспех императора Максимилиан I. (1459 – 1519 гг.), изготовленные доспешником Франческо да Мерате (1480 – 1508 гг.). Материал: железо, сусальное золото, латунь, кожа. Вышина 184 см. Вес доспеха — 34,6 кг. Вид спереди

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Этот же доспех – вид сзади. Кстати, перед нами типичные миланские доспехи крышки XV – начала XVI в.

«Железные костюмы»

Интересно, что все в том же XVI веке произошло очень забавное превращение рыцарских доспехов в… парадную одежду феодальной знати. Сейчас в доспехах стали щеголять не только на турнирах, но и во дворцах. У дверей королевских покоев встала охрана в доспехах и с круглыми щитами в дланях, потерявших уже всякий смысл, но зато очень красивых, доспехи стали средством капитализации, одним словом свое утилитарное значение они в это время полностью потеряли. Кстати, в той же Японии этот процесс запоздал ровно на 100 лет. Битва при Сэкигахаре в 1600 году сделалась рубежом между старой и новой Японией, где доспехи сделались своего рода парадной одеждой для церемоний во дворце сёгуна.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Полудоспех великого маршала литовского, князя Николая IV Радзивилла, по кличке Черный, 1555 г. Выполнены мастером Кунцем Лохнером (1510-1567 гг.)

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
А теперь посмотрим на фото этого доспеха из Венской оружейной палаты, и познакомимся с ним подетальнее. Изготовил их нюрнбергский платтнер Кунц Лохнер, один из самых известных мастеров этого крупного немецкого центра по производству оружия в половине XVI века, причем сделал два доспеха с очень похожей отделкой. Один из них попал к польскому королю Сигизмунду II Августу (1520-1572), заключительному королю Ягеллону, и сейчас экспонируется в Оружейной палате в Стокгольме. Другой был сделан для Николая IV, Чёрного Радзивилла. Вся поверхность доспеха была украшена незнакомым художником-гравировщиком, который покрыл ее чрезвычайно красочным орнаментом с позолотой и черно-красной эмалью. Узор покрывает доспехи как ковер. Этот доспех мог служить полевым, турнирным и парадным одновременно, и он превосходит богатством отделки доспехи короля Сигизмунда II Августа не лишь богатством колористических деталей, но и большим количеством фигур. Это обстоятельство, вероятно, отражает реальные соотношения властей в Польше, поскольку Николай IV Радзивилл, какого называют Черным, был герцогом Несвезским и Оликским, принцем империи, великим канцлером и маршалом Литвы, воеводой Вильно и прочее, и прочее. То кушать это был очень могущественный магнат Польши. Его доспехи выставлялись в Амбрасе, но там их часто путали с доспехами Николая Кристофа Радзивилла (1549-1616), сына Николая IV. Детали этого доспеха, находящиеся сейчас в Париже и Нью-Йорке, вероятно, бывальщины потеряны во время наполеоновских войн. Выставлен в зале №3. Материал: травленое железо, кожа, бархат

То есть основной теперь стала парадная функция рыцарского доспеха. На них исчез копейный крюк, и даже отверстия для его крепления делать перестали. Доспехи сделались теперь только симметричными, поскольку защитная асимметрия была больше уже не нужна и, конечно, доспехи теперь начали необыкновенно богато украшать!

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Нравятся мне вот такие доспехи «в лицах», особенно если лицо сделано очень хорошо. Перед нами доспех Филиппа II. Император Карл V заказал его в 1544 году как доля великолепного «Великого гарнитура» для своего сына Филиппа II Испанского. Доспех изготовили мастер Дезидериус Хельмшмидт и аугсбургский гравер Ульрих Хольцманн. Доспех весьма тонко украшен широкими черными протравленными продольными полосами в виде узора из переплетенных завитков и листвы, который сопровождается узкими полосами, наведенными золотом. На доспехах выгравирована дата “1544”. Популярен как муж королевы Марии-католички, дочери Генриха VIII. После отречения отца в 1555 году, он стал его преемником в Нидерландах и Милане, а в 1556 году сделался королем Испании, Неаполя, Сицилии и «обеих Индий». В 1580 году он наконец-то сделался еще и королем Португалии. Экспонируется доспех в зале №3. Изготовители: Дезидериус Хельмшмидт (1513 – 1579 гг, Аугсбург), Ульрих Хольцманн (травление) (в 1534 – 1562 гг, Аугсбург). Материалы и технологии: «белоснежный металл», позолота, травление, чернь, латунь, кожа

Справа от него фигура в доспехах кавалериста пистольера с кирасой «гусиная бюст».

И состязались теперь не в том, кто лучше сделает доспех в смысле защищенности, а чей доспех будет богаче и более изысканно, в соответствии с заявками моды, украшен. Ну и, конечно, декор доспехов тоже прошел определенный путь и тоже развивался.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Похожий на предыдущий доспех императора Максимилиана II. К сожалению, ни имя искусника, ни гравер, создавший прекрасную сине-золотую декорировку этого доспеха неизвестны. Известно лишь, что он был изготовлен около 1557 года. Металл окрашен в темно-синий краска, золотой декор строго симметричного расположения. Образцом здесь явно послужил утонченный черный испанский придворный костюм с долевой золотой тесьмой. Экспонируется в зале №5

Генезис декора

Так, в 1510-1530 гг. появились первые по-настоящему парадные «костюмные доспехи» с прорезанными на них ажурными полосами. С точки зрения защиты — это вообще нонсенс – владеть на доспехах сквозные прорези, но зато через них очень красиво проглядывал красный или синий бархат надетого под них поддоспешного камзола. Соответственно рифленые доспехи украшают полосами гравировки, шагающими вдоль желобков. В 1550 году в Аугсбурге делают первые доспехи, украшенные чеканкой. Входит в моду воронение доспехов. Вначале синеватое, на раскаленных углях, затем черное, когда металл обжигается в горячей золе, и наконец, коричневое, введенное в употребление миланскими оружейниками еще в 1530 году.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Еще одинешенек полудоспех с золочеными полосами

Самым простым способом превратить практически любые доспехи в парадные было их золочение. Применялись различные способы, но самым доступным было огневое золочение при помощи ртутной амальгамы. Золото растворяли в ртути, потом покрывали вышедшим составом детали доспеха и нагревали. Золото прочно соединялось с железом, но пары ртути представляли немалую опасность для тех, кто применял этот метод. Уместно, очень красивые золоченые доспехи делал опять-таки миланский мастер Фиджино в 60-е годы XVI века. Другим способом золочения была плакировка: детали доспехов нагревали и покрывали золотой или серебряной фольгой, после чего разглаживали особым «гладильником». Получалась прочное «золотое» покрытие. Причем, в Аугсбурге мастера применяли этот способ уже в 1510 году.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Бургиньот и щит из гарнитура в древнем стиле. Изготовлены около 1560 года в Милане для Фердинанда II Тирольского. Стиль работы соответствует творчеству миланского оружейника Лусио Пиччино (возле 1575 – 1595 гг., Милан). Материалы и технологии: полированная сталь, фольгированное серебрение и золочение, насечка золотом (в запаснике)

Тем временем полосы гравировки, шагающие по доспехам вертикально, в 1560- 1570 гг. начиная с Франции становятся диагональными. А в Италии в 1575 году появляются вертикальные гравированные полосы, между какими гравировалась сплошная узорчатая поверхность. Немецкие мастера в это же время придумали интересный способ отделки: покрывать вороненый металл воском и процарапывать по нему рисунок. Затем изделие мочили в уксусе и воронение с очищенных пунктов удалялось. Получался светлый рисунок на темно-синем, коричневом или черном фоне. Что было не слишком и трудоемко, но красиво.

Творения безудержной фантазии

Из смешения серебра, меди и свинца делалась так называемая чернь, которую сначала втирали в углубления доспехов, а потом их нагревали. Технология эта пришагала в Европу с Востока, и применялась довольно широко, но вот именно в XVI веке ее стали использовать меньше. Зато в том же веке, причем с самого его основы, в Европе, и прежде всего в Толедо, Флоренции и Милане распространилась техника инкрустации. Тоже очень простая и вроде бы всем доступная технология. На поверхности доспеха делаются канавки в конфигурации узоров, после чего в них вбивается золотая, серебряная или медная проволока. Затем изделие нагревается, отчего происходит крепкое соединение проволоки с основой. Выступающую проволоку можно было сточить заподлицо, а можно оставить выступающей над поверхностью металла. Подобный способ называется рельефным. А теперь представьте, что у нас в руках черные вороненые доспехи, которые мы инкрустируем (еще этот способ именуется «насечкой») золотой проволокой, образующей на черной поверхности красивые узоры.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Доспех в римском стиле Франческо Мария I ди Джованни делла Ровере, герцога Урбино (1490 – 1538 гг.) Типический стиль итальянского Ренессанса. Изготовлен известным миланским мастером-доспешником Филиппо Негроли около 1532 года. Шлем сделан в облике головы мавра с локонами и натуралистическими ушами, в которые можно даже подвесить серьги. Сам доспех – по сути представляет собой бригандину – из массы пластинок, нашитых (или наклепанных) на ткань или под ней, отчего снаружи на поверхности дорогой ткани могли быть видны головки заклепок. Мастер-изготовитель: Филиппо Негроли (возле 1510 – 1579 гг., Милан)

Далее опять-таки выдумщики итальянцы ввели в моду кроме насечки еще и чеканку по железу и начиная с 1580 года сделались выпускать удивительные по красоте чеканные позолоченные доспехи, украшенные еще и резьбой, и чернью. Наконец, 1600 году в Милане доспехи и щиты к ним начали украшать вящими медальонами в венках из листьев и цветов, ну а в самих медальонах изображали и подвиги Геракла, и эротические сцены из «Декамерона», а то и свои собственные портреты (правильнее портреты заказчиков доспехов), обычно в профиль.

Чем проще, тем лучше!

Доспехи для всадников тяжелой конницы – копейщиков, кирасиров и рейтаров, распространившихся опять-таки в половине XVI века, были подчас не легче рыцарских лат (у копейщиков легче!), а подчас даже и тяжелее, поскольку они часто имели добавочные нагрудники на кирасу, чтобы предохранить себя от пуль при помощи… «разнесенной брони». Их тоже отделывали, но максимально просто – не полировали, а мазали черной масляной краской и на этом все украшательство заканчивалось. Ну, а в следующую эпоху у всадников тяжелой кавалерии одни только кирасы и остались: либо черноволосые, крашенные, либо полированные, металлические, хотя иной раз их даже специально носили под камзолом.

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Сразу же после начала Тридцатилетней брани (1618-1648) эрцгерцог Леопольд V из Тироля приказал своему доспешнику Гансу Якобу Топфа из Инсбрука изготовить вот этот чрезмерно тяжелый полудоспех, обеспечивший ему превосходную защиту во время осады в Шанцграбене. На нем есть следы от пуль: на шлеме, груди и горбе, что подтверждает его высокие защитные качества. Но вот вес более 40 килограммов позволял находиться в нем даже тренированному человеку только в течение куцего времени. Экспонат находится в зале №8. Мастер-изготовитель: Ганс Якоб Топф (1605 – 1628 гг. Инсбрук). Материалы: железо кубового воронения, сусальное золото, кожа, черный бархат

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Похожий доспех, только с черной отделкой и шлемом, обтянутым черноволосой тканью

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Еще один доспех всадника латной кавалерии с отметкой от пули, работы мастера Франческо Диодо (1518 – 1592 гг.) Изготовлен возле 1570/1580 гг. Находится в зале №8

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
Кстати, обтяжка тех же шлемов тканью практиковалась достаточно давно. Вот шлем саллет (салад, шаллер) половины XV века, как раз обтянутый тканью

Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала
В XVII веке латные перчатки достигли своего совершенства, потому, что всаднику теперь доводилось держать в руках пистолет и стрелять из него. Перед нами латные перчатки императора Леопольда I (1640-1705 гг.)

P. S. Автор и администрация сайта выражают душевную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Источник

>