Мы ведаем, что нравы приличного общества 200 лет назад были чрезвычайно строги, однако нашлась среди светских дам одна дама, которая как будто специально нарушала все мыслимые запреты, но при этом оставалась всегда на гребне успеха. Единственной преградой, какой она действительно страшилась, была старость.
Справочники называют эту женщину куртизанкой, но, судя по всему, юная флорентийка Вирджиния Ольдоини выходила из знатной семьи, так как в 16 лет она вышла замуж за графа Франческо де Кастильоне. Впрочем, родив мужу наследника, она решила, что перевыполнила супружеские долги с лихвой и ударилась в светские развлечения.
Молва приписывала молодой графине несколько любовников, но муж почему-то это терпел. Секрет был несложен: Вирджиния не разменивалась по пустякам, и стала фавориткой самого Наполеона III. Эта связь длилась всего пару лет, но после перед раскрасавицей были распахнуты двери всех европейских гостиных – то, что могло бы навсегда погубить репутацию женщины в те строгие времена, для этой красотки лишь добавляло пикантности. Она вечно, до последних дней, умела создавать вокруг себя ореол легкой скандальности, который ей, кажется, только добавлял обаяния.
Микеле Гордиджиани. Портрет графини ди Кастильоне, 1862 год
Кстати, графиня де Кастильоне была именно той женщиной, которая из ложи руководила европейской политикой: так, например, известно, что она по поручение своего кузена, графа Кавура, убедила Наполеона не препятствовать союзу Италии. А затем, в ходе франко-прусской войны она отговорила увлеченного ею Бисмарка от оккупации Парижа. Вот такими извилистыми путями порой решаются судьбы наций.
Современники описывали графиню как удивительную красавицу. Принцесса Полина фон Меттерних так писала о ней: «Я словно оцепенела, околдованная волшебством ее красивости. У этой женщины была талия нимфы. Шея, плечи, руки, пальцы до того восхитительны, что казались выточенными из розового мрамора. Верные черты лица, зеленые глаза и жемчужно-белые зубы наводили на мысль, что перед нами Венера, сошедшая с Олимпа». Ценители XXI столетия не всегда находят в этой женщине то неземное великолепие, но, вероятно, это потому, что наше поколение слишком избаловано идеальными красотками из вселенной кинематографа.
Графиня ди Кастильоне
Для своего века графиня де Кастильоне стала идеалом женской красоты и одновременно с этим «званием» она приобрела одну страстность, которая, как говорят, разорила ее мужа. Обычно женщины той эпохи коллекционировали драгоценности, но слегка эксцентричная Вирджиния стала рабыней собственной красивости – она увлеклась фотографией.
Для графини де Кастильоне были изобретены многие приемы профессиональной фотосъемки
Думаю, что современные красотки ее постигнут, тем более, что многие приемы, популярные сегодня у звезд инстаграма, изобрела именно она. Фото со спины, лицо, отражающееся в зеркале, постановочные снимки «в образе», эксплуатация невинной прелести собственных детей, – все это было когда-то впервые опробовано графиней де Кастильоне. Интерес ее красотой разделял фотограф императорского двора Пьер-Луи Пьерсон, и несмотря на то, что стоимость одного снимка в те времена могла поспорить с ценой за настоящий портрет, до нас дошли более 400 фотографий прекрасной графини!
Графиня де Кастильоне – изобретательница постановочных снимок
Считают, что именно Пьерсон уговорил фотогеничную аристократку на крайне смелый шаг. Сегодня звезды кино могут скандализировать общественность, снявшись в кинофильмах 21+ или в отдельных откровенных сценах, однако то, что вытворила перед камерой Вирджиния де Кастильоне, по уровню смелости даже поспорить с этим не может. Она позволила фотографировать свои обнаженные колени!
В середине XIX века женское тело было вполне четко поделено на «доступные взору» и «запрещенные» зоны. Если руки, шею и грудь можно было обнажать практически до неприличности (с современной точки зрения), талию вытекало обтягивать, демонстрируя ее силуэт, то на ноги было наложено строжайшее табу. Приличная женщина могла «засветить» только носок туфли. Чтобы лодыжка невзначай не оголилась во время езды верхом или при ветре, на улице требовалось носить высокие ботинки на шнуровке.
Шокирующие фото графини де Кастильоне
Подвязки же бывальщины самой эротичной деталью женского гардероба, и никакой другой аксессуар не был овеян столькими традициями, легендами и анекдотами, как этот. Желая крепились чулки в те времена не очень высоко – под коленом или сразу над ним. Именно «по этой черте», несомненно, проходил «водораздел» между дамой приличной и дамой полусвета. Да, в Париже уже с 1820 года танцовщицы плясали канкан, задирая юбки чуть выше колена, но это был, бесспорно, самый вульгарный танец на свете и исполняли его только в самых злачных местах французской столицы. Впрочем, времена менялись. Уже в 1889 году в знаменитом кабаре «Мулен Руж» на Монмартре канканом и лодыжками танцовщиц любовались не лишь богема и аристократы, но и члены королевских семей, например, принц Уэльский и его свита. Возможно, что в этой смене трендов была заслуга и графини де Кастильоне.
Анри де Тулуз-Лотрек, афиша 1895 года
Родовитая дама смело позволила фотографу запечатлеть ее сначала просто без туфель и чулок, а потом уже и с голыми коленями. Причем эти открытые фото она вовсе не прятала от людей, а даже рассылала всем знакомым, и особенно – тем мужчинам, которых планировала добавить в список своих побед. Вероятно, любую другую даму общество за такие фокусы не простило бы, но эта женщина почему-то всегда была исключением из правил. Ноги графини ди Кастильони именовали «самыми красивыми ногами века», любители собирали коллекции ее снимков, выкупая их или выменивая друг у друга, а хозяйка этих самых ног становилась все немало популярной.
Графиня де Кастильоне
Однако век красавиц не долог. Прекрасная графиня, заметив признаки приближающейся старости, впервые в существования проявила слабость. По сохранившимся воспоминаниям современников, она перестала выходить из своего дворца, занавесила все зеркала и затемнила окна, чтобы солнечный свет не подчеркивал то, что она пыталась не замечать. Однако излюбленное увлечение и тут помогло ей: женщина научилась сама ретушировать фотографии, и делала это в последние годы своей жизни весьма искусно, так что на пожелтевших снимках, хранящихся ныне в музеях всего мира, мы видим ее по-прежнему прекрасной. А женские ножки, как она выяснила на практике, вообще неплохо держат оборону перед надвигающейся старостью, поэтому даже на поздних снимках эту часть своего тела она все так же охотно выставляла напоказ.
Сегодня стало модно добавлять краска в старинные снимки, ведь Раскрашенные старые фотографии отлично передают атмосферу эпохи