Советская ГАЗ-24 сделалась новой эпохой для легендарного автозавода и визиткой развитого социализма. 24-я Волга выдалась принципиально новой концепцией машин, желая изначально задумывалась наследницей 21-й модели и младшим братом правительственной «Чайки». Несмотря на обвинения в копировании американской модели Форда, ГАЗ-24 до сих пор остается узнаваемым в вселенной авто. А в истории советского автопрома – недоступной и всеми желанной мечтой.
Копия Форда?
Форд Фалькон. /Фото: i.pinimg.com
К начину 60-х в СССР явно не хватало современных представительских авто. Привычная ГАЗ-21 с оленем на капоте смотрелась устаревшей. Хрущев, как обитает, видел своей целью Америку не только догнать, но и перегнать. В 1959-м в Москве состоялась выставка американской техники, что подстегнуло новоиспеченные разработки. Усилиями конструкторов Горьковского автозавода увидели свет первые эскизы новой «Волги» на базе 21-й предшественницы. До сих пор можно услышать версию о том, что советская «двадцатьчетверка» скопирована с Ford Falcon 62 года выпуска.
В всеобщих чертах можно согласиться с поклонниками американского автопрома. Но в том лишь контексте, что стилистически большинство машин того времени выделялись широкой кормой с массивным передом, огромным капотом и выдающейся решёткой радиатора. Кстати, последняя в случае с ГАЗ-24 пришлась ей в наследство от 21-й «Волги». Так что говорить о копировании дизайна новой “Волги” с “Форда” — несправедливо.
Советский эталон: планы и реалии
Макет 1961 года. /Фото: i.pinimg.com
Разрабатывать 24-ю Волгу в 1958-м начали разом две группы опытных советских дизайнеров. К 1964-му конструкторы предложили шесть различных кузовов ГАЗ-24, которые приметно отличались внешним видом. В 1966-ом году модель автомобиля была утверждена, и началась подготовка к массовому производству. В 1967-м случился фальстарт, и Автоэкспорт огласил о готовности к выпуску нового престижного советского авто. Однако спровоцированный на Ближнем Востоке кризис (“Шестидневная война”) не позволил реализовать задуманное. Все заводские потенциалы переориентировали на срочный выпуск военной техники. Но уже в следующем году работу возобновили, и в 1968-м с конвейера сошла первая многоопытная партия в 32 машины. 15 июля 1970-го “Волга” ГАЗ-24 вышла на уровень серийного производства.
Прототип-модель 1966-го. /Фото: a.d-cd.net
Изначально конструкторы предлагали комплектацию «Волги» четырьмя образами двигателей от 85 до 195 лошадиных сил. Рассматривалась и автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что воплотить все задумки не удалось, на фоне прочих советских авто ГАЗ-24 смотрелся выигрышно. Разгон на заднем приводе до 100 км за 18 секунд считался удачей, а блаженные обладатели «двадцатьчетверки» из «золотой молодежи» отрабатывали на Волге бернаут (прогрев на месте задних шин). Второй модификацией стала «Волга»-«догонялка» с ее ревущим мотором в 5,7 л, позволяющим нагнать любой имевшийся в СССР того времени автомобиль. Эта версия достигала 100-километровой отметки на спидометре за 12 сек, что представлялось немыслимым.
Кто покупал Волгу-24
На заводском конвейере. /Фото: a.d-cd.net
Новая «Волга» виделась каждому советскому человеку воплощением комфорта, показателем престижа и труднодостижимой мечтанием. В 1970-м, с началом серийного производства автомобиля, купить его могли лишь партийные чиновники, директора магазинов, спекулянты и граждане “со связями”. Несложный водитель такую роскошь позволить себе не мог, даже если речь шла о базовой модели. Розничная цена ГАЗ-24 стартовала с девяти тысяч рублей, что в пересчете на сегодняшние денежки равняется 10 миллионам российских рублей. Версия с радиоприёмником и двигателем помощнее стоила уже 12 тыс. Но даже при наличии таких сумм и возможностей возникали препоны.
Так, приобрести белую и чёрную машину представлялось маловероятным — большая часть сразу отписывалась представителям правительственного аппарата и спецслужбам. Партийная элита предпочитала «Волги» краски вороньего крыла. В 1980-м южане не торгуясь предлагали за такой экземпляр с солидной начинкой 40-50 тысяч. Народу доставались немного востребованные цвета. Относительно расцветок существовала народная классификация. Желтые машины назывались такси, серые, синие и бежевые нюансы – авто для низших руководителей и успешных частников, белая Волга указывала на руководителя среднего звена.
Приобрести новую Волгу несложному человеку можно было только на крупном предприятии. Но для этого требовалось, помимо обладания крупной суммой, или быть почетным передовиком производства, или отстоять очередность в несколько лет. Существовал еще один путь – стать владельцем подержанного авто. Такие списывались из таксопарков, правительственных гаражей и станций скорой поддержки. Но и там успевали, как правило, «свои».
«Волга»-вездеход Брежнева и зарубежный миф
«Волга»-вездеход. /Фото: carakoom.com
Имелась 24-я «Волга» и у самого генсека. Для официальных выездов Леонид Брежнев, разумеется, использовал «Чайку». «Волга» же отводилась для душевных случаев, к образцу, охоты. Брежневский полноприводный экземпляр был оснащен мощным типом мотора, специальной трансмиссией и ходовой с УАЗа, потому как низенькая тяжелая конструкция угрожала «сесть на брюхо» на бездорожье. Таких вездеходов по Союзу было всего пять.
Пользовалась спросом ГАЗ-24 и за рубежом. «Волгу» продавали в страны Ближневосточья, Скандинавию и даже в США, где она оценивалась около 7600 долларов. Но в американской среде спрос был невелик, потому как там хватало подобных отечественных конкурентов. Что прикасается государств соцлагеря, там «двадцатьчетверка» тоже слыла машиной элиты. На «Волге» массово передвигались партийцы и сотрудники спецслужб. История даже сохранила миф о черноволосой «Волге», который пересказывался в Чехословакии, Венгрии и Болгарии периода 70-х. Якобы по зарубежным дорогам неспешно передвигался наглухо тонированный советский автомашина с кэгэбэшниками. Останавливаясь возле нужного человека, агенты задавали традиционный вопрос «Сколько времени?», после чего жертва исчезала бесследно.
Для советских людей автомашина был не просто средством передвижения, но и признаком роскоши. Чаще всего на машину копили несколько лет и подолгу стояли в очереди. На что еще откладывали денежки советские люди, узнайте из нашего обзора.