Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

«Жигули» сходят с конвейера Волжского союзы по производству легковых автомобилей…

«Жигули» сходят с конвейера Волжского объединения по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», 1971 год

Юрий Абрамочкин/РИА «Новинки»

19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе в Тольятти были собраны первые автомобили ВАЗ-2101 «Жигули». Эта легковая машина сделалась самой массовой в истории советского автопрома. За 18 лет в СССР было выпущено свыше 4,8 млн штук данной модели и ее модификаций. В народе ВАЗ-2101 получил кличка «копейка», под которым известен до сих пор.

stopCovid1

      Хрущев и Тольятти

      Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти нового завода по производству малолитражных легковых автомашин вышло 20 июля 1966 года. Советское Министерство внешней торговли заключило соглашение с итальянской компанией Fiat о научно-техническом сотрудничестве. Это была сверхкрупная сделка для своего поре. Стоимость контракта оценивалась в $642 млн. Один из образцов итальянского концерна послужил прототипом для создания новой машины. Причем тестовые испытания показали уязвимость Fiat на советских проселочных путях. В рамках достигнутых договоренностей итальянским конструкторам пришлось учесть замечания советских инженеров. Совместными усилиями было привнесено более 800 изменений.

      Советское правительство закупило технологии и модельный ряд итальянской компании и поручило ей подготовить специалистов.

      Первым генеральным директором предприятия был назначен Виктор Поляков. К тому моменту он занимал пост заместителя министра автомобильной индустрии СССР и сумел убедить генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в необходимости сотрудничества с итальянскими автопроизводителями.

      Фоторепортаж: Мечтание советского гражданина: 50 лет назад собрали первую «копейку»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Самый массовый автомашина: 50 лет легендарной «копейке»

      Посмотреть весь фоторепортаж
      в разделе «ФОТО»

      Причем внимание на итальянский базар первым обратил еще Никита Хрущев. В интернете можно найти сведения со ссылкой на архив Fiat, согласно которым он за несколько месяцев до своей отставки зачислил принципиальное решение о заключении контракта с итальянцами. Другим вариантом являлся французский Renault. Именно Хрущев отдал предпочтение выпуску легковых автомашин перед тракторами.

      По иронии судьбы, советский автогигант был заложен в городе, названном в честь руководителя Компартии Италии Пальмиро Тольятти после его кончины в Крыму в 1964 году.

      Сам политический деятель нещадно критиковал Fiat за эксплуатацию рабочих. С его подачи коммунисты устраивали на заводе в Турине масштабные стачки. Как отмечал итальянский историк Валерио Кастроново, администрация концерна, узнав о выбранном для строительства ВАЗ месте, испытала противоречивые эмоции, поскольку в течение 20 лет пыталась искоренить коммунистические идеи среди работников Fiat и увольняла сотрудников, замеченных в симпатиях к Тольятти.

      Ради взаимовыгодного контракта с руководством СССР, однако, топ-менеджмент итальянского предприятия предпочел затворить глаза на любопытные исторические параллели. Тем более, строить Волжский автозавод из Италии отправились, в том числе, коммунисты. Так что появление на берегах Волги нынешнего автогиганта в определенной степени отвечало интересам хозяев Fiat и в плане избавления от адептов левых идей. Первоначально итальянцы предполагали создать в СССР сборочный конвейер. Машины, по их задумке, должны бывальщины собираться полностью из комплектующих производства Fiat.

      «Жигули» — русификация Fiat

      Поляков руководил работами по возведению Волжского автозавода, монтажом оборудования и наладкой производства. Стройка проходило в рекордные сроки. В январе 1967 года экскаватор вынул из котлована первый ковш земли, а уже в 1968-м был оглашён конкурс на название нового советского автомобиля. Победил вариант «Жигули» — по названию гор в составе Приволжской возвышенности. Однако из-за созвучности этого слова с понятием «жиголо» на вывоз автомобиль поставлялся под брендом Lada.

      19 апреля 1970 года с главного конвейера автозавода сошли первые шесть автомашин ВАЗ-2101: два синих и четыре вишневых.

      В основе первой модели, получившей в народе название «копейка» за характерную конфигурацию передних фар, лежала конструкция Fiat 124, признанного в 1967-м Автомобилем года в Европе. Дата была выбрана неслучайно: требовалось подогнать запуск серии к 100-летнему юбилею Владимира Ленина, выпавшему на 22 апреля. К слову, из-за близости даты, размашисто отмечавшейся по всей стране, некоторые предлагали назвать новый автомобиль в честь основателя Советского государства – ВИЛ-100. Первые по-настоящему серийные машины в объеме до 50 штук в день начали собирать с 1 августа. До крышки 1970 года в Тольятти создали 21 530 единиц ВАЗ-2101. В следующем году эти цифры выросли до 172 175, а на 1973 год пришелся пик выпуска «копейки» — 379 007 экземпляров.

      По сравнению с итальянской машиной советский образчик значительно изменили. В частности, внедрили верхневальный двигатель, усилили подвеску для лучшей управляемости, задние тормоза сделали барабанными вместо дисковых, а передние сиденья – раскладывающимися в спальное пункт, увеличили дорожный просвет. Ручки дверей заменили на травмобезопасные. По сравнению с фиатовскими образцами добавилось отверстие для ручной заводки авто – в народе его именовали «кривой стартер». Русификация Fiat 124 оказалась полезной и для итальянского концерна, накопившего уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

      «Копейка» или «единичка» сделалась первым советским автомобилем, легко заводившимся в мороз, с нормальным обогревом салона и шумоизоляцией. Специально для новой модели разработали первоначальный советский антифриз и создали всесоюзную сеть СТО. Благодаря получению ВАЗом итальянских технологий производства отделочных материалов, корпус машины не выгорал на солнце, как случалось с иными.

      Особенно ценились автомобили ВАЗ-2101 первых серий, в которых преобладали импортные детали. Эти экземпляры, если веровать водителям, могли годами ездить без замены масла, аккумулятора, сцепления и тормозных колодок.

      «Копейка» пользовалась популярностью за рубежом

      «Критики исторического решения о постройке ВАЗа сообщают о том, что одиозный проитальянский проект оттянул кадровые и денежные ресурсы с других заводов, из-за чего не были реализованы недурные разработки родных ЗАЗа, ГАЗа и АЗЛК, более подходившие для условий СССР, а сами заводы погрузились в долгий застой, — отмечается в книжке Романа Назарова «Русские автомобили». – С другой стороны, без ВАЗ-2101 промышленность еще долго не смогла бы ублаготворить огромный спрос на легковые автомобили. Объем выпуска машин в Тольятти в разы превышал выпуск любого другого завода, и все равновелико на них была двухлетняя очередь».

      Уже 18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых «копеек» через торговую сеть. В том же году на товарном знаке показался образ ладьи. Его нарисовал Александр Декаленков, приехавший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Согласно его задумке, в очертаниях ладьи читалась литера В (река Волга). Доработал логотип дизайнер Юрий Данилов.

      27 апреля 1971 года в Тольятти выпустили опытный образчик ВАЗ-2102 «Универсал». А 16 июня, в 11 часов 50 минут, на заводе собрали 100-тысячный автомашина «Жигули» светло-палевого цвета. «Копейку» активно задействовали в спортивных состязаниях.

      Так, в том же 1971 году команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала основной трофей на авторалли «Тур Европы».

      «Жигули» под торговой маркой Lada неплохо продавались на экспорт. Например, уже 21 февраля 1971 года первая партия ВАЗ-2101 отправилась на поезде в Югославию. Машины первых моделей можно повстречать в Сербии до сих пор, причем в немалом количестве. Особенно они популярны в небольших городах и сельской местности. Кроме того, продукция ВАЗ прижилась в Болгарии, Венгрии, Чехословакии. На Закате автомобили Lada покупали во Франции и Австрии. Добрались они даже до Египта. В 1972 году «копейка» получила почетную интернациональную премию «Золотой Меркурий».

      Источник

      >