Шведские археологи отыщи корабль времен Великой Северной войны с Россией
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

 

Шведские археологи отыщи корабль времен Великой Северной войны с Россией
Монумент Карлу XII в Стокгольме. Король показывает

в сторону России.

Шведские археологи отыщи корабль времен Великой Северной войны с Россией
Модель корабля Solen, сходного с Blekinge по

типу и размеру.

Шведские археологи отыщи корабль времен Великой Северной войны с Россией
Дайверы смотрят «Блекинге» в

гавани Карлскруны.

Самый знаменитый исторический корабль Швеции, безусловно, Wasa. Никаких военных подвигов «Васа» совершить не успел: из-за неудачной конструкции он затонул во время первого же выхода в море в 1628 году. Его заметили и подняли со дна в 1960-х, в прекрасном состоянии. Музей в Стокгольме, где «Васа» представлен во всем великолепии, ежегодно посещают вяще миллиона человек.

Недавно шведские морские археологи объявили, что нашли другой исторический корабль XVII века, Blekinge, во многом схожий с Wasa. Останки «Блекинге» с 1713 года покоятся у побережья города Карлскруна на юге Швеции.

 

«Blekinge был таких же размеров, как Wasa, возле 45 метров в длину. На «Блекинге» было 68-70 пушек, на «Васа» – 64», – рассказал изданию The Local Джим Ханссон (Jim Hansson), куратор археологического отдела при Шведском национальном морском музее.

Новинка, казалось бы, местного масштаба, однако история «Блекинге» имеет отношение к России. В XVII веке Швеция была одной из великих европейских содержав, фактически империей на пике своего могущества. В шведской историографии для этого периода есть особый термин: stormaktstiden, «великодержавие».

В 1680 году по распоряжению короля Карла XI в области Блекинге была основана Карлскруна, главная морская база и судоверфь Швеции, залог грядущего владычества империи на море. В 1682 году здесь был построен и спущен на воду первый корабль, получивший имя «Блекинге».

Как и «Васа», «Блекинге» имел конструктивные недостачи и на море вел себя ненадежно. Сохранились записи о том, что уже в 1683 году корабль сел на мель в Ботническом заливе, однако судно удалось избавить. «Блекинге» использовался еще два десятилетия, принял участие в нескольких морских сражениях – в частности, в победоносной брани Карла XII против Дании в 1700-м.

В 1713 году заслуженный корабль встретил свой конец там же, где появился: в Карлскруне.  

Джим Ханссен выдвинул гипотезу, что «Блекинге» могли потопить намеренно. На это намекает исторический контекст события, а также старинная карта гавани Карлскруны, где расположение затонувшего корабля показано с удивительной точностью.

В 1713 году ситуация в Швеции была близка к катастрофе. В начале века воинственный и поначалу успешный король Карл XII ввязался в брань с Россией – ошибка, имевшая фатальные последствия для Швеции. После поражения под Полтавой в 1709 году Карл XII несколько лет отсиживался в Бендерах, «в гостях» у Османской империи.

В отсутствие короля и военных побед политическая атмосфера в Швеции сделалась крайне напряженной. В Карлскруне, главной судоверфи страны, опасались русского вторжения, а достаточных оборонительных сооружений у города не было.

 

«Моя предварительная гипотеза такова: корабль могли затопить намеренно и использовать как пушечную платформу, когда в Карлскруне во время катастрофической для Швеции военной кампании прервалось стройка судов. Жители не успели построить защитные сооружения и, возможно, нашли вот такой способ обороны», – объяснил Ханссен.

Разгром Швеции в войне с Россией положило конец шведскому великодержавию и освободило место для нового игрока на европейской сцене: Российской империи, получившей, среди прочего, выход в Балтийское море (Санкт-Петербург и Кронштадт бывальщины основаны на землях, отвоеванных у Швеции).

Карлскруна сохранила свой статус морской базы и судоверфи, однако масштабы уже бывальщины не те: залог шведского владычества на море превратился в небольшой провинциальный городок, каковым Карлскруна и остается по сей день. Археологи пока не уверены, продолжатся ли изыскания затонувшего судна.

Если «Блекинге» был потоплен намеренно, человеческих останков там быть не может – а в случае с «Васой» собственно этот аспект исследований был одним из самых интересных. Ученым довольно редко удается найти кости на месте старых кораблекрушений, они быстро разлагаются под воздействием агрессивной подводной среды (подробнее об этом – в материале «Череп и кости: невообразимая находка на месте крушения Антикитерского корабля»). На «Блекинге», возможно, их даже не стоит искать.

Что прикасается самого корабля, археологи сразу предупредили: его состояние не идет ни в какое сравнение с великолепной сохранностью «Васа». Верхняя доля «Блекинге», похоже, была разрушена при строительстве каменного пирса на судоверфи Карлскруны, хотя нижние секции, бездонно погрузившиеся в песок на дне залива, могли сохраниться неплохо.

Тем не менее археологи надеются на продолжение исследований: «Блекинге» имеет историческое смысл как первый корабль, построенный в Карлскруне — городе, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, где до сих пор располагается одна из военно-морских баз Швеции.

>