«Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

«Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

Вид на собор Святой Софии в Стамбуле

Вид на собор Святой Софии в Стамбуле

Paul Williams/Funkystock/imageBROKER/Global Look Press

Госсовет Турции упразднил решение кабинета министров от 1934 года и вернул собору Святой Софии статус мечети. Первые богослужения, как ожидается, минуют в здании 24 июля. Вход для всех желающих будет бесплатным. Президент республики Реджеп Тайип Эрдоган наименовал случившееся возрождением и призвал другие страны уважать принятое решение. «Газета.Ru» вспоминает историю Айи-Софии, когда-то почитавшейся главным храмом христианского мира.

«Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      Высший административный суд (Госсовет) Турции в пятницу, 10 июля, единогласно отменил решение кабинета министров от 24 ноября 1934 года, прикарманившее собору Святой Софии (Айя-София) статус музея, сообщает Hurriyet. Это значит, что собор снова становится мечетью. В заточенье Госсовета указано, что Айя-София зарегистрирована в кадастре в качестве мечети и этот статус не изменен.

      В тот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подмахнул соответствующий указ.

      «Передать управление Айя-Софией Диянету (управление по делам религии Турции – «Газета.Ru») и открыть ее для богослужений», — говорится в документе, опубликованном в Twitter-аккаунте турецкого лидера.

      В обращении к нации Эрдоган известил, что для трансформации собора в мечеть понадобится около полугода. В это время там будут вестись подготовительные работы, поскольку внутри дома есть некоторые дефекты.

      «Мы проведем эти работы, чтобы мусульмане и представители других религий пришли и увидели лучший образчик того, как мы бережем наследие предков», — подчеркнул президент.

      Открытие Айя-Софии в качестве мечети он сравнил с ее ренессансом и тем, что она сбросила оковы с ног. Эрдоган также призвал другие страны уважать решение Турции, а критику в адрес республики приравнял к нападкам на ее вес, отметив, что в стране есть 435 синагог и храмов.

      Первые богослужения по мусульманскому обряду в Айя-Софии планируется начать 24 июля, вход в мечеть будет даровым как для местных жителей, так и для иностранцев. До этого входной билет стоил 100 лир (чуть больше 1000 рублей).

      Ранее пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын сообщал, что все православные мозаики и росписи на стенах будут сохранены. Он не уточнил, как это будет сочетаться с исламскими богослужениями.

      Фоторепортаж: Храм, мечеть, музей, повторить: история собора Святой Софии

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      «Символ христианства»: как Святую Софию обратили в мечеть

      Посмотреть тяни фоторепортаж
      в разделе «ФОТО»

      По мнению протоирея Григория Евтушенко, собор Святой Софии занимает особое место среди знаменитых построек древности.

      «Это величайшее сооружение, какое стало символом торжества христианства, явилось зримой проповедью христианской веры. Этот храм повлиял на множество людей, сформировал миропонимание не только отдельных поколений, но даже народов и цивилизаций», — подчеркивает священник в своей книге «Храм Святой Софии в Константинополе».

      Почитается, что собор был заложен в 532 году по распоряжению византийского императора Юстиниана I. При этом первый храм на площади Августеон, наименованный Софией, появился еще при Константине Великом в первой трети IV века нашей эры. В 404 году он сгорел во время народного бунты, а в 415-м пожар уничтожил воссозданную на его месте церковь. По инициативе императора Феодосия была выполнена очередная попытка поставить в Константинополе большенный храм. В 532 году эта базилика сгорела, вероятно, в результате действий взбунтовавшейся толпы.

      Идеей Юстиниана I было создание концентрированного и надежного храма, который поражал бы своей красотой и великолепием, оставаясь самым грандиозным сооружением христианского мира на протяжении сотен лет. Император поставил задачу затмить царя Соломона и легендарный Иерусалимской храм.

      Амбициозный проект потребовал участия значительного числа рабочих. При возведении собора Святой Софии использовалось большенное количество мрамора. Огромные суммы тратились на изготавливаемую из драгоценных металлов церковную утварь. Например, на облицовку храма серебряной фольгой удалилось 40 тыс. фунтов драгоценного металла. Для верхней доски престола изобрели новый материал: в растопленную массу золота кидали ониксы, топазы, жемчуга, аметисты, сапфиры, рубины.

      За пять лет стройка поглотила три годовых бюджета Византийской империи. Труды выполнялись под руководством зодчих Анфилия Тралесского и Исидора Милетского. Оба являлись математиками-геометрами, крупнейшими теоретиками и учеными своего поре. Высота собора – 55,6 м, диаметр купола – более 30 м, площадь – свыше 7,5 тыс. м² (длина – 75,6 м, ширина – 68,4 м). Гигантская конструкция заключается из каменной и кирпичной кладки.

      По преданию, взглянув на результат их усилий, Юстиниан I воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!»

      Строительная активность императора совпала с развитием технологий. Так, известь изготовляли на ячменной воде, а в цемент добавляли масло. Помимо собора Святой Софии при Юстиниане I бывальщины создан целый ряд сооружений религиозного толка. В дальнейшем храм неоднократно совершенствовали и дополняли. К примеру, в середине IX века бывальщины проведены декоративные работы.

      Константинопольский храм производил колоссальное впечатление как на подданных Византийской империи, так и на иностранцев. Послы киевского князя Владимира Святославича, лицезревшие собор Святой Софии в крышке X века, оказались поражены роскошью внутреннего убранства и размерами сооружения.

      «И не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красивости такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — доносили они. – Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех иных странах».

      «Этот величественный храм навсегда стал знаком божественного помазания, высшей точкой взлета империи Ромеев – Византии, — помечал Евтушенко в своей книге. – Греко-римская цивилизация создала свой монумент. Вечный город построил свой святилище на берегах Босфора и ему передал эстафету бессмертия. Пока стоит этот храм, история Византии не закончилась. И хотя уже 550 лет не сверкает над его куполом святой крест, не звучат в его стенах христианские молитвы, но он остается точкой притяжения для всех, никого не оставляя безразличным».

      На взгляд Евтушенко, стремлением создать равнозначное сооружение руководствовались инициаторы постройки собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне, а также Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и святилища Христа Спасителя в Москве.

      Как уточнил специалист по истории Византии, директор Центра религиоведческих и этнокультурных исследований Института госслужбы и управления президентской академии Вильям Шмидт, для христиан итого мира собор Святой Софии «символизирует вершину богопознания», а потому его значение сложно переоценить. Он подтвердил, что многие края в разное время использовали храм в качестве образца для новых сооружений.

      «Собор Святой Софии весьма необычен. В его основе возлежит куб, а дальше идет сфера. Храм символизирует собой Вселенную, то мистическое переживание в культурах образа мира, который удерживает народ, уже обладающий способностью к государственности, к управлению, то кушать к рождению мира. Для христиан собор чрезвычайно важен», — сказал он «Газете.Ru».

      История храма наполнена событиями, повлиявшими на ход истории. В 1054 году на святом алтаре Софии кардинал Губерт, легат папы римского, вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Кируларию, какой отстаивал независимость византийской церкви от императорской власти и папства. В итоге папский легат и патриарх предали друг товарища анафеме. Произошло разделение христианской церкви.

      В 1204 году собор Святой Софии разграбили крестоносцы, которых свидетель инцидента, византийский историк Никита Хониат наименовал «бесчувственными к красоте варварами».

      После завоевания Константинополя турками в 1453 году христианские службы в храме прекратились. Заключительнее христианское богослужение в истории Святой Софии датировано 29 мая того года. Согласно автору «Истории Византии» и современнику событий Дуке, турки сломали запертые ворота святилища и ворвались внутрь, грабя церковное имущество. Все молившиеся в тот момент были убиты.

      «В одну минуту разрубили святые образа, похитив с них украшения, а также одежды святой трапезы. Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из иного вещества приготовленные, в один момент все унесли», — писал Дука.

      По указанию султана Мехмеда II крупнейшую в тогдашнем вселенной православную церковь преобразовали в мечеть, а сам он сотворил первую молитву.

      К зданию пристроили три минарета. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции на восход, мусульманам пришлось поместить михраб (молитвенная ниша в стене мечети) в юго-восточный угол Айи-Софии.

      «После захвата Константинополя турки не сделали из собора казарму, а обратили его в главное культовое сооружение исламского мира. Это очень специфический момент, — отметил Шмидт. — В зарождении мусульманства культ и главное место — это Кааба, тоже квадратное здание на открытом пространстве. Когда паломники приходят к нему на поклонение, то совершают обхождение, то кушать молитву».

      С течением времени турки переделывали сооружение на свой манер. В середине XIX века интерьер подвергся изменениям линией помещения круглых щитов с именами Аллаха, Мухаммеда, Хасана, Хусейна и четырех халифов.

      Большинство фресок и мозаик остались невредимыми к начину XX века, поскольку на протяжении столетий были спрятаны под слоем штукатурки. Тем не менее, многое из мозаичного убранства оказалось невозвратно утрачено. Вскрытие исторического оформления внутреннего пространства было произведено в 1931 году по приказу президента Мустафы Кемаля Ататюрка. Он же выступил инициатором обращения мечети в музей. После снятия молитвенных ковриков открылся мраморный пол собора.

      Итак, после 482 лет функционирования как мечеть святилище стал важнейшей достопримечательностью Стамбула и приманкой для туристов. Осуществлять религиозные обряды в его стенах разрешалось только сотрудникам музея. В 2014 году, однако, завязалась активная борьба за обратное превращение Айи-Софии в мечеть. В период Рамадана в 2016-м в соборе читали Коран: это транслировалось по ТВ и потребовало негативную реакцию МИД Греции. О намерении изменить статус Святой Софии с музея на мечеть президент Турции Эрдоган заявил в марте 2019 года.

      Ключ

      >