Ситуация после Крымской брани: РОПиТ и его роль в развитии экономики и восстановлении Черноморского флота
Архивное фото: у пароходной пристани Керчи

Разгром Российской империи в Крымской войне 1853-1856 годов поставило перед государством немало вопросов. Среди прочих – проблема о вариантах хозяйствования на Чёрном море. Несмотря на то, что Россия на основании Парижского трактата понесла относительно небольшие территориально-геополитические утраты, ресурсы были серьёзно истощены, особенно на южном направлении. Крым и многие другие причерноморские регионы империи либо возлежали в руинах, либо достигли, как сказали бы нынешние экономисты, производственно-экономического дна – таковы итоги военной кампании, в которой против России выступили османы, британцы, французы и представители Сардинии и Пруссии.

Для экономического роста в разорённом Причерноморье требовалась особая программа. И такая программа была вовремя представлена. Это предложение на имя тогдашнего министра финансов по созданию на Чёрном море частного пароходного общества. Основной заявленной тогда мишенью было обеспечение торговли и почтовых коммуникаций российских портов друг с другом, а также портов России с портами зарубежных содержав.

В конечном итоге российское правительство инициативу поддержало, и 165 лет назад было создано РОПиТ – «Русское общество пароходства и торговли». Поддержку созданию такого общества оказал император Александр II. За основу хватался опыт Российско-Американской компании (создана в 1799), который был достаточно успешным.

В итоге экономика после Крымской войны «зашевелилась», причём основой её на юге становился именно Черноморский регион.

О РОПиТ, его истории, деятельности, о пути по восстановлению Черноморского флота, Севастополя рассказывает проект «17.83»:

>