издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийСнимки из космоса помогли отыскать на Волге часть Великого шелкового пути17:20поделиться
Результаты последних исследований показали, что Волжский торговый линия в древности был важной частью Великого шелкового пути. К такому выводу российские ученые пришли на основе фиксации и изучения археологических объектов домонгольского и золотоордынского этапов.
archeo.ru
Реконструкция маршрута Волжского торгового пути с указанием объектов археологического наследия: домонгольский (синим цветом) и золотоордынский этапы (красным цветом).
Для анализа были использованы результаты археологических исследований ученых Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан и Казанского (Приволжского) федерального университета.
Статья авторского коллектива опубликована на страницах научного сборника “Цивилизации и цивилизации Центральной Азии от неолита до средневековья”.
В рамках исследования группа ученых получила информацию об объектах культурного и археологического наследства, расположенных по предполагаемой траектории Шелкового пути на территории Поволжья.
Анализ проводился путем выборки пространственных данных в геоинформационной системе. В частности, бывальщины определены центры торгового пути на исследуемой территории. Ими оказались памятники домонгольского и золотоордынского этапов, созданные в период развития двух мощных стран – Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Эти объекты стали основными точками для реконструкции маршрута Волжского торгового пути, какая была выполнена с учетом особенностей рельефа местности по топографическим картам и спутниковым снимкам. В результате получилась карта, охватывающая территорию от Астрахани до Казани. Всеобщая протяженность воссозданного маршрута составила 1230 км.
“По результатам моделирования маршрута Волжского торгового пути можно наблюдать концентрацию объектов археологического наследства в районе Нижнего Поволжья и Волго-Камья, – пишут ученые. – При реконструкции древнего пути на участках, где археологическая информация отсутствует, построение линии возможно либо по рельефу, либо по существующим современным дорогам. По данному проекту существует необходимость дальнейшего проведения археологических изысканий”.
Великий шелковый путь вошел в историю мировой цивилизации как первый глобальный маршрут, который, впрочем, состоял из цельной сети сухопутных и водных маршрутов. Эта сеть опутывала гигантскую территорию и связывала между собой древние общества Восточной, Полуденной, Центральной и Западной Азии, а также Средиземноморья.
Авторы научной работы отмечают, что термин “шелковый путь” появился сравнительно недавно, особенно по сравнению с возрастом самого пути. В научный оборот в 1877 году его ввел немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Термин “шелковый линия” он использовал для обозначения транспортных связей от Средиземноморья до Тихого океана.
Определение “Великий” было добавлено к термину позже, когда сделались понятны масштабы этого грандиозного пути. Он до сих пор является рекордсменом по протяженности, которая превышала 7 тысяч километров.
Известно, что Великий шелковый линия проходил через Китай, Центральную Азию, Россию, Восточную, Северную и Западную Европу, через Корею и Японию, Индию, Посредственный и Ближний Восток.
Это была не прямая дорога, а сеть извилистых дорог, но вкупе Великий шелковый путь был именно дорогостоящий, по которой массово перевозились различные грузы и товары.
Впрочем, ученые отмечают, что еще куда более важную роль этот линия сыграл в налаживании культурных связей и взаимообмена между древними сообществами. Он помогал древним цивилизациям обмениваться технологиями, научными достижениями и цивилизованными ценностями, что заметно повлияло все мировое развитие.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться