Собственность СССР: как Калинин вернул Полуденный Сахалин и Курилы

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Собственность СССР: как Калинин вернул Полуденный Сахалин и Курилы

Трошкин/РИА «Новости» 2 февраля 1946 года советское руководство объявило собственностью СССР полуденную часть Сахалина и Курильские острова, занятые Красной армией в результате скоротечной войны с Японией в августе 1945-го. Вновь приобретенные территории бывальщины включены в состав Хабаровского края. Вскоре Иосиф Сталин задумался о строительстве подземного тоннеля на Сахалин. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

Собственность СССР: как Калинин вернул Полуденный Сахалин и Курилы

      От Витте до Исакова: страсти по Южному Сахалину

      Исследование Россией Сахалина и Курильских островов завязалось в середине XVII века усилиями землепроходцев и мореходов. Особо значимыми в этом процессе считаются заслуги руководителя одной из первых экспедиций Василия Пояркова. Параллельно исследовательские миссии коротали японцы и голландцы. Чуть позже, в 1720-1730-е годы, русские моряки побывали у большинства островов Большой и Небольшой курильской гряды.

      В середине XIX века крупный исследователь Дальнего Востока адмирал Геннадий Невельской сумел найти пролив между континентом и доказать, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее. В последующие десятилетия здесь побывали многочисленные гидрографические, геологические, ботанические, зоологические, этнографические экспедиции.

      Совместно с тем в 1869-1905 годах Сахалин был крупнейшей в России ссыльнокаторжной колонией.

      В 1875 году Японии передали право на Курильские острова в мена на согласие японского правительства не претендовать на южную половину Сахалина. Впрочем, она отошла Японии по условиям Портсмутского мирного соглашения, подписанного 5 сентября 1905 года. Это событие значительно подпортило репутацию главы делегации России на переговорах Сергея Витте. Он сумел сохранить под контролем Петербурга Нордовый Сахалин, но не владевшие тонкостями дипломатической игры обыватели его работу не оценили. Общественность объявила Витте виновным в «позорных» итогах брани, заклеймив его за «преступную уступчивость» и наградив презрительной кличкой «Граф Полусахалинский».

      Фактически русский флот лишался свободного выхода в Негромкий океан, доступа к портам Камчатки и Чукотки. Во время Гражданской войны в России японцы захватили и Северный Сахалин, оккупация какого продолжалась до 1925 года. Со своей стороны советское правительство считало себя не связанным условиями Портсмутского договора.

      Доля утраченного после русско-японской войны вернул уже СССР во Второй мировой. Причем «сахалинский вопрос» поднимался на высшем степени еще в середине 1930-х. Поэт Константин Симонов приводил содержание беседы между Иосифом Сталиным и адмиралом Иваном Исаковым, состоявшейся во пора одного из застолий в указанный период. Если верить флотоводцу, диалог произошел, когда участники банкета уже довольно немало выпили, а сам он находился в нетрезвом состоянии.

      «Товарищ Сталин! Наш Тихоокеанский флот в мышеловке. Это все не годится. Он в мышеловке. Надо решать проблема по-другому», — обратился Исаков к Сталину и подвел его в карте Дальнего Востока, объясняя стратегическую необходимость овладения полуденной частью Сахалина.

      «Без Южного Сахалина там, на Дальнем Востоке, большой флот строить невозможно и бессмысленно. Пока мы не возвратим этот Полуденный Сахалин, до тех пор у нас все равно не будет выхода в океан», — констатировал Исаков.

      Сталин выслушал его «довольно спокойно» и, в свою очередность, сказал: «Подождите, будет вам Южный Сахалин!»

      Когда же Исаков принял сказанное за шутку, Сталин повторил сказанное «уже немножко сердито, но в то же время усмехаясь».

      Как CCСР возвращал утраченное царской Россией

      Ровно через 40 лет после потери полуденной части Сахалина, в конце августа 1945 года, советские войска высадились на острове в результате успешно проведенной Южно-Сахалинской операции и взяли его под собственный контроль. Следом они овладели Курилами. При этом вопрос государственной принадлежности так называемых «северных территорий» — островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи, с японской точки зрения, остается отворённым до сих пор и не позволяет странам заключить мирный договор.

      2 февраля 1946 года южная часть Сахалина и Курильские острова бывальщины объявлены государственной собственностью Советского Союза.

      Согласно указу президиума Верховного Совета СССР за подписью его председателя Михаила Калинина, под советскую юрисдикцию переходила вся земля на показанных территориях с ее недрами, лесами и водами. Немедленной национализации подлежали банки, сберкассы, железнодорожный и водный транспорт, средства связи, предприятия всех областей промышленности с числом рабочих свыше 10 человек, больницы, гостиницы, аптеки, санатории, вузы, научно-исследовательские учреждения, кинематографы, арены, электросети и водопроводно-канализационные сооружения.

      Одновременно на территории южной части Сахалина и Курильских островов была образована Южно-Сахалинская район, которая первоначально вошла в состав Хабаровского края.

      «Образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую район с центром в городе Тойохара (ныне Южно-Сахалинск. – «Газета.Ru») с включением ее в состав Хабаровского края РСФСР», — гласил документ.

      В тот же день постановлением Совнаркома СССР было преходяще создано Южно-Сахалинское областное управление по гражданским делам. Органы японской администрации — губернаторство и окружные префектуры — предписывалось ликвидировать до 1 марта 1946 года.

      Как Сталин желал вырыть тоннель на Сахалин

      2 января 1947-го путем выделения Южно-Сахалинской области из состава Хабаровского края была образована Сахалинская район. Шло активное переселение людей. 18 апреля того же года из Александровска-Сахалинского в Южно-Сахалинск был перенесен центр области. На севере острова не было удобных гаваней, а на юге находились три порта с более продолжительными сроками навигации. Они обеспечивали морское сообщение с материком и Курильскими островами.

      Образование объединенной районы ускорило интеграцию присоединенной территории в состав Советского Союза и способствовало ее развитию.

      Богатый природными ресурсами остров мог приносить существенные доходы в бюджет. Но для организации поставок нефти, природного газа и древесины требовалось улучшить коммуникации. Из-за дробных сильных ветров транспортная связь между Сахалином и материком бывает затруднена. Над решением проблемы изолированности вновь приобретенных территорий сделались задумываться сразу после войны. Началось строительство железнодорожных веток.

      А в 1950 году на совещании с участием Георгия Маленкова, Вячеслава Молотова, Лазаря Кагановича, Лаврентия Берии и Никиты Хрущева Сталин предложил соединить Сахалин с Хабаровским кромкой посредством моста или подземного тоннеля.

      После обсуждений со специалистами был принят второй вариант. По утвержденному Совмином СССР проекту, запустить тоннель в эксплуатацию планировалось к крышке 1955-го. Основные работы предполагалось провести в 1953 году силами узников ГУЛАГа. Однако после смерти Сталина и массовой помилования заключенных реализация проекта была свернута на начальном этапе.

      ангиопластика Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Ключ