СССР не смог, Лондон помог: как потопили излюбленный корабль Гитлера
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

СССР не смог, Лондон помог: как потопили излюбленный корабль Гитлера

12 ноября 1944 года британские военные самолеты потопили у берегов Норвегии гигантский линкор «Тирпиц» — флагман немецкого флота и излюбленный корабль Адольфа Гитлера. Союзники вели охоту на него в течение двух с половиной лет, до успешной атаки произведя бесчисленное число попыток. Поучаствовала в схватке с «Тирпицем» и советская подлодка К-21. Уничтожение линкора-исполина развязало руки флоту союзников в Нордовой Атлантике и Северном Ледовитом океане.

    Почему союзники охотились на «Тирпица»

    Линейные крейсеры типа «Бисмарк» были выстроены на верфях Германии в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения, имели необычайно мощную броню и являлись натуральнее гордостью немецкого флота (кригсмарине). Несмотря на милитаристскую ориентированность своего режима, нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно, «Бисмарк», наименованный в честь первого канцлера Германской империи, и «Тирпиц», получивший наименование по имени адмирала — основателя современного немецкого флота. Это бывальщины наиболее мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Их орудия превосходили боевое оснащение морских кораблей стран-союзниц.

    Тип «Бисмарк» рассматривался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей.

    При спуске первого из линкоров, «Бисмарка», на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка Бисмарка. Однако «карьера» гигантского линкора очутилась совсем не долгой. В начале первого же своего похода 24 мая 1941 года корабль-исполин потопил флагман британских ВМС «Худ». После этого флот Великобритании при поддержке янки устроил погоню за «Бисмарком». Три дня спустя эскадра союзников обнаружила противника, атаковала и отправила ко дну. Следующей их целью стал «Тирпиц». Охота продолжалась более двух с половиной лет: союзникам удавалось настигать суперлинкор и даже наносить ему ощутимый урон, однако «Тирпиц» всякий раз починяли и возвращали в строй. Немцы дорожили кораблем, старались задействовать его со всей осторожностью и, как следствие, редко.

    Гитлер послал линкор топить грузы для Советского Альянса

    В ночь на 16 января 1942 года «Тирпиц» навсегда покинул порт приписки Вильгельмсхафен. Командование кригсмарине послало его в норвежские воды для выявления арктических конвоев в СССР и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей. Соответствующее решение принималось собственно Гитлером на совещании с главкомом кригсмарине Эрихом Редером, начальником верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и руководителем штаба Альфредом Йодлем. Вин тому было две:

    во-первых, фюрера беспокоила возможность высадки союзников на севере Норвегии, во-вторых, нехватка дизельного топлива и отсутствие поддержки авианосцев не позволяли отправить «Тирпиц» в океан.

    «Потеря «Бисмарка» стала концом эпохи рейдерства для больших немецких надводных кораблей, которые во пора этих рейдов отправляли на дно торговые суда, и у «Тирпица» уже не было тех возможностей, какими обладали карманные линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также «Хиппер», — отмечается в книжке американского историка Дэвида Вудворда «Тирпиц». Боевые действия линкора в 1942-1944 годах». — Большинство моряков этого корабля, шагавшего в Норвегию, должно быть, прекрасно понимали это, но подобные безрадостные мысли не смогли погасить их радости от сознания того, что «Тирпиц», наконец, сделался полноправным боевым кораблем».

    Как капитан Лунин атаковал плавучую крепость

    В извилистых заливах со скалистыми берегами линкор отстоял почти весь период Второй мировой войны.

    Это была настоящая плавучая крепость с командой из 2,5 тыс. человек, ее целое вооружение ПВО составляло 84 ствола, а бортовая броня достигала 15 дюймов, не имея аналогов в мире. Она была способна вынести удар бомбы любой мощности и защитить корабль от ударов авиации. Достижением немецкой оптической промышленности являлся высококлассный дальномер, способный измерять дистанция до 100 км.

    Из-за своих размеров линкор должен был постоянно скрываться в различных фьордах Норвегии, поскольку его было легковесно обнаружить, да и в стране действовали отряды сопротивления, которые охотно передавали союзникам данные о местоположении «Тирпица». Команда корабля вырвана была рубить деревья и маскировать с их помощью палубу. Кроме того, нацисты использовали искусственную дымовую завесу на основе ядовитого сульфонилхлорида, какая могла скрывать местоположение корабля от авиации и флота противника.

    В июле 1942 года группа немецких кораблей во главе с «Тирпицем» предприняла розыски с целью атаки арктического конвоя PQ-17, отправленного в СССР со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Из 35 транспортов до Архангельска добрались лишь 11: два судна вернулись в Исландию, еще 22 общим тоннажем более 142 тыс. тонн были потоплены немецкими подводными ладьями и авиацией. На дно ушли 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и другие грузы. В день выхода на задание «Тирпиц» подвергся штурму советской подводной лодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга, а впоследствии контр-адмирала Николая Лунина.

    «После фазы активного маневрирования, ладья оказалась в не самом выгодном положении — на расходящихся курсах, на дистанции 18-20 кабельтовых от немецкой эскадры, — указывается в статье Олега Капцова «Штурм на «Тирпиц». Обстоятельства подвига К-21». — В этот момент и был произведен четырехторпедный залп из кормовых аппаратов. Скорость мишени была определена в 22 узла, ее истинный курс — 60° (по немецким данным эскадра в этот момент шла со скоростью 24 узла курсом 90°).

    Звуковик подлодки К-21 зафиксировал два отделенных взрыва, а затем, когда немецкая эскадра уже скрывалась вдали — серию взрывов понемощнее.

    Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, вторая в эсминец, а последовавшая позже серия разрывов — детонация глубинных бомб на утопающем корабле.

    Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли его охранения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели отпечатков выпущенных торпед. Эскадра вернулась на базу без потерь».

    Борьба продолжается: «Тирпиц» вывели из строя на шесть месяцев

    Британцы, в свою очередность, не оставляли попыток обнаружить и уничтожить красу кригсмарине. Так, неудачей окончилась попытка в октябре 1942-го потопить «Тирпиц» с поддержкой катеров с управляемыми торпедами: тогда линкор спас сильный встречный ветер. Через 11 месяцев мини-подлодки ввели под «Тирпицем» мины. Произошел взрыв, и корабль получил серьезные повреждения, в результате которых отправился на полугодичный ремонт, а его скорость гораздо снизилась. Когда же в апреле 1944 года линейный крейсер вновь бороздил водные просторы у побережья Норвегии, британцы разработали очередную спецоперацию с кодовым наименованием «Вольфрам». Атака началась перед выходом «Тирпица» на испытания после починки.

    Самолеты ВВС Великобритании забросали немецкое корабль бомбами различных типов.

    Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Нападавшие лишились трех бомбовозов.

    Атаки продолжились в 1944 году. 15 сентября, несмотря на постановку немцами дымовых завес и зенитный огонь, одна из пятитонных авиабомб «Верста», предназначенных для разрушения подземных бункеров, попала «Тирпицу» в нос. Корабль вышел из строя. Однако немцы не теряли надежды использовать линкор желая бы как плавучую батарею. Поэтому «Тирпиц» был отведен на юг Норвегии, где ожидалась высадка англичан и американцев.

    Кончина исполина

    И если 28 октября обездвиженный «Тирпиц» скрыли от британских аэропланов густые облака, то 12 ноября не было ни их, ни дымовой завесы. Решающая операция союзников получила обозначение «Катехизис». В мишень угодили три бомбы «Верзила». Одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили защиту и проделали примерно 60-метровую прореху в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в пороховом погребе.

    «Тирпиц» завалился на борт, а затем переворотился и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсе, в бухте Хокейботн.

    Жертвой катастрофы сделались 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Примерно 750 морякам удалось спастись. Загадкой истории остается — отчего истребители люфтваффе не помешали атаке британской авиации, ведь сохранение «Тирпица» являлось для Германии задачей, без преувеличения, государственного масштаба. Немецким мочам ПВО удалось повредить лишь один самолет. Как следствие, командир эскадрильи люфтваффе, ответственной за прикрытие района Тромсе, был обвинен в криминальном пренебрежении служебными обязанностями и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной стан до завершения войны.

    Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьезную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Нордовом Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы британского флота — эскадренные авианосцы, быстроходные легкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического арены войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны для боевых действий против Японии.

    Ученые ввели, как «Тирпиц» повлиял на деревья

    Уже в наше время ученые выяснили, что присутствие в территориальных водах Норвегии линкора оставило на годичных перстнях деревьев неизгладимый след. Необычное открытие сделала Клаудиа Хартль, специалист по дендрохронологии из Университета Майнца Германия, какая обнаружила аномалию в распределении годичных колец норвежских сосен, произрастающих в определенном месте. По мнению исследовательницы, виной тому – излюбленный корабль Гитлера.

    Изучая сосны в Алте, коммуне на севере Норвегии, Хартль заметила нечто странное.

    Некоторые престарелые деревья не имели годичных колец, соответствующих годам Второй мировой.

    Ученые знают, что некоторые внешние факторы, такие как мощные похолодания или нашествия насекомых, могут приостановить появление колец, однако проверка показала, что ничего подобного в те годы в этих кромках не наблюдалось. Один из коллег предположил, что феномен мог быть как-то связан с нахождением в этих фьордах немецкого линкора «Тирпиц». И подлинно, ученые нашли связь между произрастанием поврежденных деревьев и местами локации корабля, который устраивал здесь ядовитые дымовые завесы.

    «Мы находим, что искусственное задымление повреждало хвою деревьев, — рассказывала исследовательница. — Если дерево теряет хвою, оно не может осуществлять фотосинтез и изготовлять биомассу. У сосен хвоя обычно держится от трех до семи лет, поскольку это вечнозеленые растения.

    Поэтому, если сосна теряет свою хвою, на ее восстановление может удалиться много времени».

    Учеными были взяты образцы с шести точек в районе фьорда. Оказалось, что чем дальше от берега вырастают сосны, тем меньше в их кольцах аномалий. У ближайших к берегу сосен эффект наблюдался у 60% деревьев, некоторые из них не росли несколько лет после брани.

    На одном дереве ученые нашли свидетельства отсутствия хвои в течение девяти лет, начиная с 1945 года.

    «В итоге оно восстановилось, однако потребовалось 30 лет, чтобы его рост вошел в норму. Оно все еще там. Оно все еще растет, и это примечательное дерево», — рассказала Хартль.

    Источник

    >