«Сталин использовал газету»: как СССР освоил туалетную бумагу
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Сталин использовал газету»: как СССР освоил туалетную бумагу

Осенью 1969 года на целлюлозно-бумажном комбинате в Сясьстрое Ленинградской районы начали первый в СССР массовый выпуск туалетной бумаги. Сперва советские граждане неохотно тратились на новинку, но, распробовав ее преимущества, взялись сметать рулоны с прилавков. На доброе десятилетие туалетная бумага стала дефицитом.

    В уходящем году США, да и весь мир отмечали полувековой юбилей высадки американских астронавтов на Месяц. Отстав в лунной гонке, СССР тоже не стоял на месте. Например, в 1969 году в Советском Союзе появился легендарный вертолет Ми-24, стоящий на вооружении уже полвека.

    Однако иное достижение советской промышленности в тот год наконец положило начало решению проблем многих поколений. Отныне граждане ядерной державы могли позабыть про нарезанные газетки в уборной —

    в стране началось производство туалетной бумаги.

    Как «это» делали римляне и арабы

    История использования вспомогательных «материалов» при справлении природных нужд стара как мир. Общественные туалеты появились еще в Древнем Риме: их посетители задействовали в гигиенических целях смоченную в проточной воде средиземноморскую губку. Нечистоты смывались в специально приготовленном для этого кувшине. В Древнем Китае императорская династия и высшие сановники имели возможность использовать бумагу, какую смачивали благовониями и нарезали в форме квадратов.

    Арабы делали «это» левой рукой, затем омывая ее водой из кувшина. С тех пор эта конечность считается «нечистой». На Руси в летний период традиционно прибегали к «помощи» лопухов. Зимой в ход могла идти солома или даже нательная часть рубахи. С изобретением книгопечатания и появлением газет в туалетный обиход вошли устаревшие номера. Так, например, в США до начала XX столетия издавался справочник для фермеров со специальными отверстиями. Благодаря этим дырочкам его было удобно вешать в туалете и использовать по направлению. Говорят, когда справочник перешел на более плотные виды бумаги, в редакцию тоннами посыпались жалобы читателей.

    Желая некоторые фермеры из южных штатов приспособились употреблять для «этого» дела кукурузные кочерыжки.

    В господских домах Европы в туалеты клали льняные «платочки». Бумага была слишком дорогой, чтобы использовать ее в качестве подтирки. Тем не менее, в 1751 году британец Уильям Уиндем все же перешел на более современный материал, уточняется в книге Люси Уорсли «Английский дом. Интимная история». Устраивая новоиспеченный туалет в своем доме в Норфолке, он упомянул, что в помещении должно быть «место, куда можно было бы поставить сияю и положить бумагу».

    Новую бумагу на туалетные нужды, естественно, не тратили. В ход шли прочитанные газеты и старые письма, которые рвали на квадратные кусочки, прокалывали в одном углу, нанизывали на веревку и вздергивали в сортире.

    Что написал о туалетной бумаге Маяковский

    Туалетная бумага была впервые запатентована одновременно в Англии и США соответственно Джеймсом Олкоком и Джозефом Гайетти в 1857 году и именовалась пипифакс. Пачка из тысячи листов стоила один доллар, отмечается в книге Леонида Соколова «Инженерные системы высотных и большепролетных домов и сооружений».

    Пипифакс не пользовался спросом: народ в основном стеснялся покупать «непристойный» товар. Попытки поставить производство туалетной бумаги на поток продолжались в течение полувека, но лишь немецкому предпринимателю Хансу Кленку сопутствовал успех. В 1928 году он создал свою фирму, которую назвал по собственным инициалам «Хакле». Немцу удалось принудить европейцев перестать смущаться. Слоган его предприятия звучал так: «Просите «Хакле», и вам не придется произносить слова «туалетная бумага»!»

    Мягкую бумагу изобрели в 1936 году, вначале выпуская ее в виде носовых платочков для джентльменов. До 1957-го туалетную бумагу изготавливали только белого цвета.

    «Затем показалась туалетная бумага пастельных тонов, с рисунком, рифленая, многослойная, — констатировала Уорсли. – В других культурах, в особенности на Восходе, умудряются обходиться без туалетной бумаги: там не подтираются, а подмываются – и лес таким образом берегут, и отходов меньше. Новинкой 1990-х годов сделалась ужасная «влажная» туалетная бумага, ароматизированная, прошедшая дерматологическую экспертизу и суперочищающая – излишество в духе времен захода Римской империи».

    Из жителей Советского Союза одним из первых увидел настоящую туалетную бумагу Владимир Маяковский. Посетив Париж, стихотворец настолько впечетлился «новинкой», что упомянул ее в стихотворении «Парижанка», написанном в 1929-1930 годах. В творении Маяковский повествует о даме, какая «пудрой подпудрит, духами попрыщет, подаст пипифакс и лужу подотрет».

    Откуда Хрущев узнавал новости

    Его менее продвинутые соотечественники обходились газетами, что было негигиенично из-за содержания опасных веществ в типографской краске. На протяжении десятилетий советские граждане подтирались «Истиной» или «Известиями», предусмотрительно вырезая из номера портреты вождей: иначе существовал риск горько поплатиться. Перед самими воля имущими и высокопоставленными советскими деятелями подобная проблема, скорее всего, не стояла.

    В их уборные часто устанавливали биде. Так, такое приспособление было установлено в квартире Сергея Королева, которое и сегодня можно увидеть в его доме-музее. К тому же кой-какое количество рулонов импортировали из-за рубежа. Туалетную бумагу можно было встретить в домах академиков, представителей богемы или в отелях для иностранцев. Тем более небольшое производство было налажено на комбинате в литовском Григишкесе. Объем продукции, правда, мог удовлетворить лишь ничтожный круг счастливчиков.

    «Даже Ленин, Сталин и Хрущев, извините, использовали газету. Нарезали ее. Зато все новости знали,

    — пошутила в беседе с «Газетой.Ru» заведующая музеем Сясьского ЦБК Татьяна Петрова. — Негативный момент, правда, — все становилось черным. В типографиях тогда использовали краску, составленную на копоти… Если же говорить серьезно, в зависимости от ранга человека, пользовались всеми подручными средствами – от травки до шелковых тряпочек. Это еще до революции, я имею ввиду».

    К 1969 году на Сясьском ЦБК в Ленинградской районы был построен отдельный комплекс по получению санитарно-бытовых бумаг и их переработки. 20 марта смена мастера Николая Прокоповича получила первые пробные метры продукта. Первая в СССР фабрика санитарно-гигиенического направления была введена в эксплуатацию, однако к пуску еще не подготовили фабрику переработки в изделия. Тогда коллектив ЦБК разработал собственный проект, введя на действующих площадках по временной схеме четыре поточные линии по выпуску бумаги. Для этого силами ремонтных служб бывальщины приспособлены необходимые помещения, произведен монтаж специального оборудования, налажен и организован промышленный выпуск изделий.

    «В марте 1969 года была подготовлена сама бумагооснова – вящие рулоны, из которых затем предстояло сделать рулончики, — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Сясьского ЦБК Николай Березин. — Ну а незапятнанно формально дату выпуска первой партии туалетной бумаги приурочили к дню рождения комбината.

    В нашем деле процесс наладки оборудования, случается, продолжается до года.

    Сама бумагоделательная машина размером с почти трехэтажное здание. Со скоростью 1400 оборотов в минуту крутится 40-тонный цилиндр. Для изготовления санитарно-гигиенической бумаги бывальщины закуплены два английских станка фирмы Walmsley. Из них составили пять линий производства».

    «Рулоны вешали на шею словно бусы»

    В декабре 1969 года комиссия зачислила в эксплуатацию первую очередь фабрики санитарно-бытовых изделий. Из общей мощности фабрики в 49,5 тыс. тонн изделий в год одобрили 2/3. В всеобщей сложности на программу технического перевооружения и расширения Сясьского ЦБК, реализованную в 1964-1970 годах, государства выделило 88 млн рублей.

    К январю 1970 года в эксплуатацию бывальщины приняты по одной линии рулонных полотенец и однослойных салфеток с печатью, три линии двухслойных салфеток, четыре линии однослойных салфеток и листовых утиральников, пять поточных линий туалетной бумаги. На фабрике в то время трудились около 1 тыс. человек, причем 80% персонала составляли дамы. Полтора десятилетия спустя, в середине 1980-х, произошло второе техническое перевооружение цеха СБИ.

    Отныне на фабрике запускались десять черт женских гигиенических пакетов (51 млн пачек в год) и пять линий для производства детских подгузников (12,75 млн пачек в год).

    «Точной даты основы массового производства туалетной бумаги на Сясьском ЦБК не существует. Но известно, что первые рулоны были получены в период с октября по декабрь 1969 года, — пояснила Петрова. — Оборудование у нас сложное, его длинно налаживали, как надо. Поэтому процесс растянулся. Конечно, рабочие тогда не представляли важность момента для всей страны. В первоначальный год завод выпустил 31,6 млн рулонов».

    По словам хранительницы истории комбината, 50 лет назад никто даже не понимал, для чего же производится такая бумага, как ей употреблять. Так что с целью популяризации товара туалетную бумагу принялись рекламировать в хронике дня. Да и то – только в больших городах. Деревня продолжила существовать без туалетной бумаги. О ее существовании там по-прежнему никто не знал. Не висели заветные рулончики и в уборных сотрудников ЦБК, расположенных по соседству.

    «Когда же народ «раскусил» все преимущества, начали собираться очередности за туалетной бумагой. По десять рулонов на шею вешали словно бусы», — вспомнила Петрова.

    Из камыша бумажка не пошла

    Начальство первого отдела Сясьского ЦБК Валерий Алексеев вспоминал о нулевом спросе на туалетную бумагу в тогдашнем советском обществе. По его словам, для раскрутки товара организовали размашистую рекламную кампанию. Перед каждым кинопоказом крутили так называемый «журнал», в котором красочно описывались все прелести нового продукта комбината. Кроме того, начальникам всех крупных заводов в принудительном распорядке выдали для распространения 10 тыс. рулонов.

    Так туалетная бумага пошла в массы, в скором времени став одним из популярнейших товаров советского потребителя. Фабрика трудилась на пределе мощности, но все равно не успевала обеспечить всю страну заветными 54 метрами. Огромные фуры с еловыми бревнами беспрерывно поставляли на ЦБК натуральное сырье.

    «Рулончик туалетной бумаги — это плод длительной труды нескольких цехов, — приводила слова Алексеева «Смена». — Сначала бревна в огромном чане отделяют от коры, после в другом чане мелко рубят. Под действием пара и кислоты из дерева делают специальную массу, из которой уже под прессом основывают целлюлозу. Наконец, из целлюлозы делают туалетную бумагу. Мы в основном используем для санитарно-гигиенических целей еловые породы деревьев. Желая пробовали и осину — из нее бумага получается мягче. Немцы научились изготовлять бумагу из тополя, и это выгодно, потому что тополь вырастает гораздо скорее, чем ель или сосна.

    А наши коллеги на юге России прогадали — еще в советские времена они решили делать туалетную бумагу из камыша. Но очутилось, что он не вырастает во второй раз, поэтому дело зачахло».

    Чем хотят заменить туалетную бумагу

    Как признавалась тому же изданию жительница Санкт-Петербурга Татьяна Ротшильд, захватившая времена дефицита на туалетную бумагу, приобрести рулон-другой когда-то считалось невероятной удачей.

    «Обычно люди вставали в очередность и, отстояв три часа, получали заветные рулончики, число которых было ограничено. Брали столько, сколько разрешали «в одни длани». Типичная картина тех лет — идет человек по улице, а на шее у него, как ожерелье, висят на веревке рулоны туалетной бумаги. И разом понимаешь — надо срочно бежать туда, где ее продают», — вспоминала пенсионерка.

    Борясь с острой нехваткой товара, в половине 1970-х одному покупателю отпускали не более десяти рулонов. Одновременно удвоили объем производства, доведя до 66,7 млн рулонов в год. Не помогало. И лишь в 1980-е живую проблему удалось решить.

    Современная медицина считает туалетную бумагу устаревшим средством.

    В наше время в тренде влажные салфетки, желая они и небезопасны для аллергиков.

    При проектировании и изготовлении унитазов последнего поколения на сливной механизм устанавливают специальные насадки, которые позволяют гарантировать функцию смыва и очистки частей тела человека тонкими струями воды, подобно устройству биде. В XXI веке туалетную бумагу используют возле 30% населения планеты.

    Источник

    >