Сталин отказался от поддержки США: как погибал «Челюскин»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Сталин отказался от поддержки США: как погибал «Челюскин» 85 лет назад в Чукотском море затонул зажатый льдами пароход «Челюскин»

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом какого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы. Погиб лишь один человек – завхоз экспедиции Борис Могилевич.

    85 лет назад в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», наименованный в честь полярного мореплавателя XVIII века. Операция по спасению команды и пассажиров стала одним из символов раннего СССР. Корабль был выстроен в Дании, считался суперсовременным по меркам своего времени и предназначался для хождения между устьем Лены и Владивостоком. В июле 1933 года «Челюскин» побывал в копенгагенских доках, где искусника компании-производителя устранили несколько выявленных дефектов. А 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел в свое заключительнее плавание из Мурманска во Владивосток.

    Его задачей было отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.

    На тяжелых участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

    «Заказал пароход Совторгфлот, получал – Главсевморпуть. Природно, что эти организации предъявляли кораблю не совсем одинаковые требования, — вспоминал радист экспедиции Эрнст Кренкель. – Для решения задач, какие ставил Главсевморпуть, новый пароход годился лишь в минимальной степени. Конечно, лучше было бы взять вместо него иной, но другого просто не было».

    Первые льдины попались на его пути еще в конце лета. Уже 13 августа по правому борту показалась серьезная течь и деформация корпуса. Возвращение назад обсуждалось, но не было одобрено капитаном. А 23 сентября корабль очутился полностью блокирован в районе аварии ледокольного парохода «Александр Сибиряков» в 1932 году. «Челюскин» дрейфовал вместе с бывшими на нем людьми почти пять месяцев. Благодаря удачному течению попавшее в ловушку судно двигалось на юго-восток и в начале ноября почти достигло Берингова пролива. У команды показалась надежда на выход на чистую воду. Однако течение неожиданно изменилось, и «Челюскин» стало относить назад.

    Он намертво вмерз в лед и провел в таком беспомощном состоянии два месяца.

    Тяжкие льды методично подтачивали борт корабля. Обшивка трещала по швам, а заклепки вылетали из корпуса. Ситуация значительно ухудшилась в феврале, но экипаж поспел подготовиться к наиболее печальному варианту развития событий. В случае гибели парохода людей организованно пересадили бы на лед. То, что эвакуация однозначно потребуется, стало понятно в ночь на 13 февраля, которая выдалась особенно тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.

    В 13:30 неожиданным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении – от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что отняло возможности пустить водоотливные средства. Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. За это пора команда организовано выгрузила на лед аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, самолет и радио.

    Эвакуация продолжалась до того момента, когда нос корабля уже окунулся в воду. Последними сошли капитан судна Владимир Воронин, начальник экспедиции член-корреспондент АН СССР Отто Шмидт и завхоз Борис Могилевич. В этот момент случилась трагедия. Оставшийся на корабле груз внезапно сместился, одно из бревен покатилось по палубе и придавило Могилевича, который упал в воду и погиб.

    «После крахи парохода, хотя и с большим трудом, мы извлекли изо льда бревна, доски, дрова и прочее. Выгрузка была произведена необыкновенно дисциплинированно. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка», — рассказывал Шмидт.

    На льду основались 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, причем один из них, девочка геодезиста Васильева Карина, родилась уже во пора похода.

    Еще восемь человек покинули пароход ранее около острова Колючин.

    Шмидт отправил в Москву сообщение о случившемся. Два дня спустя на совещании в Кремле организовали особую комиссию под руководством Валериана Куйбышева. Было решено пробиваться к лагерю челюскинцев на собачьих упряжках, однако эта попытка не увенчалась успехом.

    За историческим походом «Челюскина», как после и за спасательной операцией, следили все газеты страны. Сообщения регулярно появлялись на радио. Гибель парохода стала общенациональным скорбью. Все искренне переживали за судьбу команды и пассажиров.

    Были осведомлены о ЧП и в США.

    После раздумий Иосиф Сталин категорически отказался от любого иноземного содействия.

    Спасение людей осуществлялось исключительно силами граждан СССР. В ожидании спасателей им пришлось просидеть на льдине при температуре минус 40 градусов от трех недель до двух месяцев. 5 марта к базе челюскинцев прорвался летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4. Он смог забрать десять женщин и двоих детей. Следующий рейс состоялся лишь 7 апреля. За неделю вывезли остальных «пленников». 13 апреля операция была завершена.

    Источник

    >