Стрельна: Дворец Петра I и Константиновский дворец.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Стрельна: Дворец Петра I и Константиновский дворец.
Стрельна: Дворец Петра I и Константиновский дворец.

Стрельна: Дворец Петра I и Константиновский дворец.

Стрельна – старейший предместье Санкт-Петербурга, расположенный на южном побережье Финского залива. Поселок находится на берегах рек Стрелка и Кикенка. Стрельна славится своим дворцово-парковым ансамблем, тут расположен памятник архитектуры 18 века Константиновский Дворец.

Из истории Стрельны.
Еще в писании Кикенского погоста 1500 года говорится о деревне Стрельна «на реце Стрельне у моря». В 1617 году между Россией и Швецией в деревне Столбово рядышком с Тихвином был подписан мирный договор, по которому был положен конец Русско-шведской войне 1614-1617 годов и деревня Стрельна, в числе иных территорий, перешла к Швеции. Победы в Северной войне (1700-1721 годы) позволили России получить земли на сберегаю Балтийского моря, в том числе и Стрельнинскую Мызу, где Петр I часто останавливался при поездках из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

Дворец Петра I в Стрельне.
В 1716 году был выстроен Путевой дворец Петра I, автор проекта которого неизвестен. В это же время в Стрельне возводится церковь Преображения, а вокруг дворца создаются оранжереи. Вскоре в 1719-1720 годах дворец по распоряжению императора перестраивается.

На берегу реки Стрелки был разбит питомник с декоративными деревьями и кустарниками, реку перегородили плотиной и был создан пруд, наименованный позже Орловским. Русло реки Стрелки увеличили на 400 метров и в устье начали строить пристань. По берегам соорудили оранжереи, а на возвышенных местах – государевы огороды.

Позже в 1750 году под руководством Франческо Бартоломео Растрелли была проведена реконструкция Петровского Дворца. Под сруб подвели каменный фундамент, восстановили балкон и двенадцать залов, а постройке придали симметричный вид. В 1786 году при Екатерине II дворец перешел к военному ведомству и кой-какое время в нем располагался госпиталь.

В 1837-1840-х годах реставрация проводилась под руководством архитектора Христиана Мейера, сумевшего придать постройке первоначальный облик.

Дворец Петра Великого почти никогда не пустовал и потому хорошо сохранился. В 1951 году был отыскан план постройки 1749 года и по нему архитекторам удалось создать облик дворца того времени. Некоторое пора в восстановленном здании находился Детский сад. Сейчас Дворец Петра в Стрельне находится под охраной государства, это памятник архитектуры 18 столетия и здесь расположен музей. Среди его коллекций – лоскутное одеяло, сшитое Екатериной I, медный подсвечник и повседневный костюм императора, парадный портрет молодого Петра и бронзовый барельеф императора, выполненный по модели Карло Растрелли. Увлекателен походный сундук Александра III с личными вещами, умывальным столиком и кроватью. Рядом с дворцом – фруктовый сад и огород с тремя сортами картофеля, пчельник с деревянными, стеклянными и соломенными ульями. В летнее пора по парку проводятся экскурсии.

Но главная мечта императора была создать на берегу Финского залива восьмое чудо света – загородную резиденцию с дворцом и садом, фонтанами и гротами.

Стройка Дворца и парка в Стрельне.
Для создания дворцово-паркового ансамбля были приглашены известные архитекторы. Начинал проектирование дворца Бартоломео Карло Растрелли, папа Франческо Растрелли, но затем его отстранили от работы и проект был выполнен французским архитектором Жан-Батист Леблоном. В 1719 году он помер от оспы и работу над проектом продолжил итальянский архитектор Николо Микетти. Он обещал Петру I устроить здесь «то, чего еще не случалось на свете». Петр I лично присутствовал при закладке дворца и хотел, чтобы дворцово-парковый ансамбль был лучше Версальского. Н. Микетти разрешил строить дворец по своему проекту, а каналы и аллеи в основном создаются по замыслу Батиста Леблона. Для работы были привлечены сотни многоопытных мастеров и рабочих, но уже в следующем году строительство замедляется. Стало ясно, что без насосов фонтаны в Стрельне не создать, а в Петергофе самой натурой были созданы для этого условия и Петр I отдает предпочтение своей Северной Версалии, сделав ее парадной загородной резиденцией. В 1723 году Микетти уезжает на отечество и строительство продолжается под руководством его учеников, талантливых русских зодчих Михаила Земцова, Тимофея Усова и Петра Еропкина.

Петр I был взят важными государственными делами, а после его смерти возведение дворца и вовсе замедлилось. Были построены стены и перекрытия и в черни постройка было завершено к 1726 году. Некоторое время еще обустраивались гроты и террасы, но к 1730 году строительство было законсервировано. Дворец был сервирован временной кровлей, окна и двери забиты досками.

Через 10 лет строение сильно пострадало от пожара. Чтобы восстановить и достроить дворец и реализовать замыслы Петра I, в 1743-1750 годах дочь императора Елизавета Петровна притягивает к строительству придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Дворец был заново отстроен, строение приобрело пышный вид – его украсили два рослых флигеля, арки и колонны.

>