Субкультуры в СССР, как это было
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Субкультуры в СССР, как это было

Давным-давно хотел написать большой пост о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР. В кинофильмах советских лет практически никак не представлены субкультурые движения, желая на самом деле это был большой пласт молодежной культуры. Исключения составляют лишь фильмы периода перестройки, некоторые из каких (к примеру, “Меня зовут Арлекино” или “Авария, дочь мента”) практически полностью посвящены жизни таких субкультур.

А между тем, советские молодёжные субкультуры — это весьма интересное явление, которое показывало так сказать внутренний протест народа против советской власти — потому что все без исключения советские субкультуры бывальщины несоветскими и нередко преследовались советской властью — стиляг, хиппи и панков нередко таскали в милицию и отчитывали за “несоциалистический манер жизни”.

Итак, в данном посте — большой и интересный рассказ о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР. Обязательно закатываетесь под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте) И на телеграм-канал тоже подписывайтесь.

1. Стиляги.

В отличие от остальных субкультур, пришагавших из Западных стран, стиляги относятся скорее к уникальному, эксклюзивно советскому явлению. Ко всему прочему, их можно назвать одной из наиболее ранних советских субкультур.  Стиляги сделались появляться в 1950-е годы преимущественно в крупных городах, и своим внешним видом и поведением старались копировать американский манер жизни — одевались в яркую и модную одежду, слушали блюз и джаз, старались вести светский образ жизни и протестовали против “норм советской нравственности” и внешнего вида.

Что интересно, слово “стиляги” не является самоназванием адептов этой субкультуры — это слово появилось в советской прессе как критическое по касательству к “молодым людям, ведущим развязный образ жизни”. Стиляг изображали как недалеких, тщеславных и глуповатых молодых людей, озабоченных лишь лишь своим внешним видом, что в общем-то было далеко от истины — чаще всего “стиляги” были выходцами из интеллигентных семейств с высоким культурным уровнем. “Бомбили” стиляг не только в прессе, но даже в больших литературных произведениях, в том числе и в детских — в повести Николая Носова “Незнайка в Солнечном городе” несколько глав отданы борьбе со стилягами, названных в повести “ветрогонами”.

Субкультуры в СССР, как это было

2. Хиппи.

Изначально движение хиппи возникло в 1960-е годы в США, а его расцвет пришелся на 1960-70-е годы. Хиппи пропагандировали “максимальную независимость” человека, пацифизм, жизнь в “общинах”, а также увлекались восточной философией, особенно индийской и китайской.

В СССР культура хиппи пришагала с некоторым опозданием, ближе к началу 1970-х годов и имела свои отличительные особенности — она была полуподпольной, имела собственный сленг (“вписка”, “герла”, “пипл”, “сейшн”, “олдовый”, “флэт”) и протестовала против классического манеры “советского человека” с его весьма определенным внешним видом и постоянным согласием с “линией партии”.

Советская милиция и КГБ боролись с хиппи, порой арестовывая их за “мелкое хулиганство”, к которому могли отнести в том числе и просто “несоответствующий внешний вид”. Многих хиппи принудительно исключали из институтов и отправляли в армию, а также могли послать на “принудительное лечение” в психбольницы. Субкультура хиппи успешно пережила СССР и существует до сегодняшних дней.

Субкультуры в СССР, как это было

3. Битники.

Часто эту субкультуру причисляют к ответвлению стиляг либо хиппи, но были у битников и свои отличительные особенности. Эту субкультуру объединяла любовь к музыке The Beatles, а затем и к бесчисленным её подражателям (в том числе и в СССР), называемых “бит-квартетами”. Битники носили длинные волосы с челками (“под Маккартни и Леннона”), брюки-клеш, пиджаки с отхваченными воротниками и отглаженными лацканами, и часто играли в самодеятельных группах, возникавших при ВУЗах или НИИ.

Особой ценностью в среде битников обладали записи “Битлз” на пластинках либо бобинах, раздобыть такую запись считалось величайшей удачей. Как и в случае со стилягами, власть ударила по битникам “жесткой сатирой”, обличая их по радио и на концертах. При этом в сатирических передачах и концертах нередко использовались очень качественные оригинальные записи “Битлз”, из-за чего битники валом ходили слушать такую “сатиру”)

Субкультуры в СССР, как это было

4. Панки.

Панк-движение возникло в Западной Европе и США образцово в 1960-70-е годы как “контркультурное” движение, критикующее общество, власть и в целом политику, своими “политическими предтечами” панки именовали анархистов начала XX века и часто носили на одежде атрибутику со значком “А” (“анархия”). Панки немного напоминали хиппи (протест против “социальной системы”, нежелание служить в армии и т.д.), но при этом были более агрессивными и нигилистичными.

Характерный внешний вид панков напоминает рокерский и металлистский (косухи с заклепками, дырявые джинсы с булавками, берцы), но есть у панков и свои особенности — в частности, кислотный цвет волос и прическа-ирокез.

Отличительной особенностью советских панков была музыкальная всеядность — если из “западные коллеги” слушали сурово определенные группы, вроде Sex Pistols или Crass, то в СССР панки слушали буквально всю музыку, которая в СССР считалась “запрещенной” — от The Beatles до Metallica. Второй характерной особенностью советских панков было задирание прохожих и постоянные конфликты с милицией.

Субкультуры в СССР, как это было

05. Металлисты.

Субкультура “металлистов” показалась уже в позднем СССР, ее представители слушали определенные группы “металл”-направленности — с обилием звука тяжелых “примоченных” гитар, число гитаристов в таких группах могло доходить до 5-6 человек. Наружно металлисты напоминали панков, но выглядели более опрятно, не выстригали ирокезы (предпочитая просто длинные волосы), а также носили на платью множество всяких металлических штук — цепей, пряжек, заклепанных напульсников, ошейников с шипами и так далее.

Отличительной особенностью металлистов было союз по чисто музыкальным вкусам, у них не было такой “контркультурной” или “антиобщественной” направленности, как например у панков или хиппи. Отчасти именно потому субкультура металлистов надолго пережила СССР, и получила еще большее развитие в середине-конце 1990-х годов.

Субкультуры в СССР, как это было

06. Рокеры.

В восьмидесятые годы “рокерами” именовали вовсе не поклонников рок-музыки, а мотоциклистов — тех, кого сейчас называют “байкерами”. Рокеры часто походили на металлистов (носили кожаные косухи и напульсники с заклепками), но их отличительной особенностью было непременное наличие мотоцикла — чаще всего, какой-нибудь советской “Явы”, “Минска” или “Днепра”.

В конце восьмидесятых годов рокеры полюбили устраивать ночные мотопробеги (от 10 до 50 мотоциклистов), против чего с переменным успехом билось советское ГАИ. Ещё рокеры проводили много времени в гаражах, постоянно что-то усовершенствуя и улучшая в своих мотоциклах, “гаражный тюнинг” в те годы достиг невиданной популярности среди рокеров.

Субкультуры в СССР, как это было

07. Люберы.

Люберы показались в пригородах Москвы (название пошло от города Люберцы) в конце семидесятых годов и противопоставляли себя панкам, металлистам и хиппи. Люберы занимались в подвальных качалках и “стряпали себя к службе в армии”, а также периодически устраивали потасовки с представителями всех вышеперечисленных субкультур. Основной причиной конфликта являлся, как правило, “неподходящий” внешний вид оппонента, выделяющийся из гурьбы. Так, панка могли побить за ирокез, металлиста за косуху, хиппи за длинные волосы и “фенечки” на руках и так далее.

Как правило, в окружение люберов попадали выходцы их рабочих семей, а само название “люберы” прижилось примерно с 1986 года, когда в прессе сделались появляться статьи про люберов. По некоторым сведениям, люберы управлялись советской милицией, которая с помощью люберов пыталась припугнуть хиппи, панков и металлистов, дабы не не сходили на улицу в “ненадлежащем виде”. Другие субкультуры начали противостоять люберам, особенно в этом отличились металлисты — к 1987 году они уже подавали организованный отпор люберам, а часто и сами собирались в группы для того, чтобы “пойти и вломить люберам”.

С распадом СССР движение люберов исподволь сошло на нет, а некоторые из этого движения влились в преступные группировки.

Субкультуры в СССР, как это было

Вот такой рассказ о советских субкультурах у меня получился.

А вы помните какие-либо случаи из жизни советских панков, рокеров, хиппи или люберов?

Напишите в комментариях, интересно)

>