Сухоруков рассказал, как он играет "каннибала и изверга" в фильме "Грозный"
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Монолог Виктора Сухорукова о съемках в масштабном проекте “Грозный”490 лет назад родился грядущий царь, великий князь московский и всея Руси Иван Васильевич. Телеканал “Россия 1” готовит к показу многосерийный кинофильм “Грозный”. Премьера – осенью. Народный артист России Виктор Сухоруков, который исполняет роль Малюты Скуратова – опричника, одного из любимчиков Грозного – рассказал о съемках и объяснил, что отвечает тем, кто говорит: “Скуратов – людоед и изверг”.

Сухоруков рассказал, как он играет "каннибала и изверга" в фильме "Грозный"

Виктор Сухоруков в роли Малюты Скуратова на съемках кинофильма "Грозный". Фото: "Россия 1"

***

После того, как я сыграл небольшую роль Малюты Скуратова в кинофильме "Годунов", меня позвали на эту же роль и в "Грозном". Я сперва отказался, сказал, что на коня не присяду! Но тогда было решено, что вместо меня на лошади будет каскадер. А каскадеров на съемках целая армия! Это люди куражистые, обожающие свое дело.

Видели бы вы, что они вытворяли на съемках эпизодов совсем нам неизвестной битвы про Молодях (в 1572 году русское армия разбило близ Москвы полчище крымского хана Девлета Гирея – прим. "Родины"). Это схватка была так неожиданной и неподготовленной! Кровавой, безумной, потому что там бились не люди, а жизнь и смерть.

Другого пути не было, назад не оглянуться. Или победил, или помер. У нас многие не ведают, в том числе, и я до недавних пор, что это за страница в нашей истории…

***

Ведаете, однажды выйдя со съемок в павильонах "Главкино", задался вопросом: а в каком времени я нахожусь? Это было миг, усталость. Но я действительно огляделся, потому что словно побывал в другом измерении.

Продюсер фильма – планируется, что он будет восьмисерийным – Екатерина Жукова – историк. И сценарий написан весьма хорошим языком. Не модным, не под старину, а создающим атмосферу и понятным зрителю.

На роль Малюты Скуратова меня позвал режиссер Алексей Андрианов, снимавший "Шпиона", "Годунова", "Софию". Такого яростного погружения в материал, в детализацию, как у него на площадке, негусто где можно увидеть.

***

Оператор-постановщик Денис Аларкон Рамирес буквально слышит пространство. И чем меньше оно перед его глазами, тем больше он линует и разрезает, я бы произнёс, растрескивает его светом, тенями, объемами.

Когда съемки проходили под Подольском, была удивительная погода. Грозы, дождь, солнце, радуга. И вот там, в ржаном поле с васильками, увидал, как я его называю, кинематографическое месиво. Кинокамеры, осветительное приборы, пиротехника. Все это так впечатлило, что сочинил стихотворение:

Васильковая наливка растекается во ржи,

Небосвод с полем на загривке у коня, а конь – бежит.

Не бежит, а скачет лихо, за собой маня своих

И несется в кадре с бурей среди мертвых и живых.

Не война – кино снимают про старинные года,

Спешно туча отрыдает – и зачавкает вода

Под ногами киногруппы, а игрушечные тела лошадей и утварь вся,

Гонорара не прося, ждут смиренно крик хлопушки.

Зарычать готовы пушки, сабли с лязгом зазвенеть,

Порох – жахнуть, просвистеть.

Плети рады с наслажденьем и артисты с нетерпеньем –

Ждут команды режиссера! Да премьеры век нескорый…

Но охота постараться, чтобы в вечности остаться!

…Вот снимается киношка… Нет, поправимся немножко:

Эпохальная страница – и покой нам лишь снится.

Поле. Небо. Божий свет. Василькам от нас привет.

И это все было в реальности. Поэтому благодарен режиссеру Леше Андрианову. Надеюсь, когда мы придем к людям с готовой историей – а кинофильм должен быть показан на канале "Россия 1" в новом сезоне – они будут довольны. Я много снимался, но собственно тут увидел мир кино. Побывал в кинематографической сказке. Многие мечтают попасть на ее территорию. Мне – посчастливилось.

Сухоруков рассказал, как он играет "каннибала и изверга" в фильме "Грозный"

***

Каждая серия "Грозного" – отдельная история из существования и правления Ивана Васильевича. Молодого царя играет блестящий актер Александр Яценко. А пожилого, со сложнейшим пластическим гримом, исполняет Сергей Васильевич Маковецкий.

У меня немало сцен с ним и я наблюдаю, как тонко Маковецкий обращается к своей роли. Следит, нравится или нет, как он сыграл, точен ли был. Просит лишний раз "дублик", потому что взор не тот, шажок не сделал, не крякнул. Он всегда уточнял свою роль, как будто держал в руках ниточки из которых плетет кружево.

Отлично помню Грозного в исполнении Черкасова у Сергея Эйзенштейна, Петра Мамонова в "Царе" Павла Лунгина. А наш "Грозный" – это история о Руси. Кинофильм о стране. Сюжет о земле российской. И царь здесь – персонаж этой истории.

Мы живем, захламленные штампами, кривотолками и фейками – терпеть не могу это слово. Допускаю фантазии, сочинительство преданий и мифов. Но есть факты, документы, летописи, слово, буква, которые дошли до нас из того времени. Вот почему так важна труд сценариста – Тимура Эзугбая.

***

Взять моего персонажа – Малюту Скуратова. Людоед. Изверг. Говорят, Малюту похоронили так, чтобы по его могиле народ шел к святилищу, топча прах. Кто-то говорит, что у него вообще не было могилы. Все может быть. Но когда мне предложили эту роль, поразмыслил: но мать ведь рождала не изверга, а дитя.

Купался ли Малюта Скуратов в крови, не знаю. Но признаюсь – и не судите меня за это – заметил главный движущий момент: преданность его государю, помазаннику божьему, государству и охране оного.

"Боже мой, вы играете зверя!" – сообщают мне. Но Скуратов, наверное, был не один такой. С ним звериную жизнь проживали и другие. Ситуация, обстоятельства тоже диктуют, какую платье носить. И как на мир смотреть.

***

Понимаю, что это кровавый тиран, которого можно сравнивать с теми палачами, что поближе к нам. Но я выбрал путь Скуратова-служаки. Люд слышали, что он кровопийца, а я хочу сыграть человека, пришедшего к царю на службу, как к богу. И когда "бог" говорил ему шагать, он шел; когда говорил служить – служил; когда приказывал убивать – убивал.

…На рубеже 1990-х я сыграл Ленина, над личностью какого скорчил рожу. Потому что события того времени продиктовали такое отношение к нему. Позволили подойти к этому манеру "с черного хода". Нам это беспардонно позволили. Хотя я и сегодня плохо отношусь к этому человеку. Становится не по себе от фактов, какие до сих пор скрываются.

Не так давно было сто лет со дня убийства царской семьи. Звучал вопрос, знал ли Ленин о расстреле. Я уверен, что знал. Потому что убивали не царя, а человека и огромный пласт истории. Били в века, а не просто в человека, в будущее, потому что убивали детей. Это был расстрел и прошлого, и будущего. И об этом не знал революционер Ленин? Слезы должны литься от такого, а они не текут. Время стирает эти слезы…