Супруги Юсуповы против Голливуда

Ныне каждый снятый исторический фильм обязательно предваряет заставка «все имена и события вымышлены, любые совпадения случайны». Этот т.н. «дисклеймер» – отголосок оглушительного процесса 1934 года, когда русские эмигранты супруги князь и княгиня Юсуповы нет, не поставили на грань банкротства как строчат некоторые источники «Metro-Goldwyn-Mayer», но весьма серьёзно подорвали финансовое могущество крупнейшей киностудии Америки.

Необходимое предисловие: род Юсуповых

Род собственный Юсуповы ведут от бея Ногайской Орды Юсуф-мурзы, долго воевавшего с Московским царством. Но уже его сыновья перешли на службу к царю московитов и, как показала история, сделали верный выбор. К началу XX века Юсуповы обзавелись княжеским титулом, а что касается богатств, то считалось, что тут Юсуповы уступают только Романовым, но злобные языки шептали по углам, что и не уступают.

Феликс Юсупов (1887-1967), после гибели старшего брата в 1908 году один-единственный наследник несметного состояния семьи, в феврале 1914 года женился на Ирине Александровне Романовой, княжне императорской крови и сделался членом царствующего дома. Брак оказался удачным: супруги вместе пережили все удары судьбы и прожили в любви и согласии немало 50 лет.

Однако нам Феликс Юсупов более всего известен как один из участников убийства Григория Распутина. В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года Феликс на машине привёз Распутина в собственный дом на Мойке, где угостил того пирожными с цианистым калием. Затем в старца всадили несколько пуль, разбили голову гирькой и кинули в Малую Невку.

Эмигранты

Октябрь 1917-го супруги Юсуповы встретили в Крыму. Это спасло им жизни: весной 1919, когда отряды Украинской Алой Армии подошли к Крымскому полуострову, чтобы взять его в первый раз, Юсуповы на борту английского линкора «Мальборо» покинули Россию, как им думалось на несколько месяцев, а очутилось навсегда.

Уезжали супруги не налегке. С собой они взяли фамильные драгоценности, несколько полотен кисти Рембрандта – целое состояние по меркам посредственного обывателя, но сущие копейки по меркам Юсуповых.

В эмиграции Юсуповы под свои драгоценности взяли ссуду в банке и открыли в Париже ателье «IRFE», какое скоро превратилось в Дом моды с отделениями в Германии и Великобритании. Великая депрессия поставила на коммерческих опытах Юсуповых жирный крест: они очутились среди тех, кто не смог пережить кризис. В 1931 году Феликс и Ирина объявили о ликвидации «IRFE» и всех её филиалов.

Юсуповы отворили магазин фарфора, попробовали себя в ресторанном бизнесе и хотя супруги голодными спать не ложились, жить с прежним размахом, к какому они привыкли, им было уже не по карману.

Письмо из-за океана

Весной 1933 года Ирина Юсупова получила письмо от своей американской подруги защитника Фанни Хольцманн. Среди прочего Фанни писала:

«Дорогая Ирэн! Сообщаю тебе, что кинокомпания «Metro-Goldwyn-Mayer» выпустила кинофильм «Распутин и императрица», в котором среди прочих действующих лиц легко угадываются ты и Феликс, причём ты изображена в весьма неприглядном свете. Мне представляется, есть смысл обратиться в суд. Советую не торопиться: в США шансов выиграть дело практически нет, любой суд, ссылаясь на первую поправку к конституции о независимости слова, даже не примет иск. Поэтому дождитесь, пока лента дойдёт до Европы о подайте иск в один из европейских судов.
С почтением, твоя Фанни».

Супруги прислушались к совету и как только лента пересекла океан, купили билеты в синематограф.

«Распутин и императрица»

Супруги глядели фильм, стараясь не упустить ни одной детали. Фильм, конечно, не имел ничего общего с историей. Согласно сюжета одинешенек из главных героев князь Павел Чегодаев желая спасти Россию скармливал Распутину отравленные пирожные, потом убивал того и скидывал тело в прорубь. Феликс не имел ничего против такой трактовки событий, но вот к образу невесты Чегодаева княгине Наташе у обоих супругов бывальщины большие претензии.

Актриса Дайана Уиньярд играла женщину, абсолютно раздавленную Распутиным, подчинённую его воле. В одной из подмостков Наташа уступала домогательствам старца, а в другой признавалась жениху, что, потеряв честь, недостойна его. Юсуповы вышли из синематографа с твёрдым намерением спрашивать от кинокомпании извинений и денежной компенсации.

Юсуповы понимали, что тяжба с безоговорочным лидером американской индустрии, каким была MGM в 1933 году, будет тяжкой и обратились к лучшему адвокату Англии того времени Патрику Хейстингсу.

Рекомендуем: лицензия минкультуры

Хейстингс прежде чем принять решение сходил в синематограф и как лишь увидел первый кадр, сообщавший «этот фильм рассказывает о разрушении империи, вызванным безумными амбициями одного человека, несколько персонажей всё ещё живы», мысленно поблагодарил судьбину и тут же определил сумму иска в 25000 фунтов как минимум.

Юсуповы против MGM

28 февраля 1934 года в лондонском суде схлестнулись Патрик Хейстингс и нанятый MGM Уильям Джоуит, лишь немножко уступавший в профессионализме Хейстингсу.

Процесс начали с просмотра фильма, после чего адвокат MGM ринулся в битву: «А с чего вы взяли, что герой кинофильма Чегодаев и Юсупов – одно лицо?» К вопросу Хейстингс был готов: «Вы согласны, что в фильме Чегодаев убивает Распутина?» После того как Джоуит отозвался утвердительно, Хейстингс вывалил на стол пачки газет 1916 года, где убийцей Распутина открыто назывался Юсупов и припечатал стопку книжкой «Конец Распутина» 1927 года, в которой князь в подробностях описывал как он убивал губителя Российской империи. А на самую верхушку вишенкой на торте положил напечатанную в «Нью-Йорке Таймс» рецензию на фильм, в которой писалось, что князь Чегодаев не кто иной как Юсупов.

Затем бывальщины вызваны свидетели, которые заявили, что у них и сомнения не возникло, что в фильме показан Феликс Юсупов: он кормил Распутина отравленными пирожными, он его убивал, какие тут могут быть сомнения? А нареченная Чегодаева, которая в конце фильма становится его женой, стало быть и есть Ирина Юсупова, которая на самом деле ни возлюбленной, ни сторонницей Распутина никогда не была и более того, никогда не встречалась со старцем.

Прения длились несколько дней. На исходе заключительного присяжные честно во второй раз полностью просмотрели фильм и удалились для вынесения решения.

Встать, суд идёт!

Судья Эвори медлительно зачитывал:

«Суд, рассмотрев иск княгини Ирины Юсуповой против компании «Metro-Goldwyn-Mayer» о распространении не соответствующих действительности сведений и клевете, признал, что в кинофильме действительно содержатся сведения, порочащие княгиню и постановил:
1. Обязать MGM выплатить Ирине Юсуповой в качестве компенсации морального ущерба 25.000 фунтов стерлингов.
2. Прокат кинофильм на территории Великобритании запретить
Решение может быть обжаловано в суде высшей инстанции в установленном порядке».

Представитель MGM сцепился за сердце и тяжело сел на скамью. Штраф – чёрт с ним, дорого, но терпимо, а вот запрет проката фильма на территории Великобритании грозит куда немало страшными убытками. И нет сомнения, что в какую европейскую страну ни привезёт MGM «Распутина и императрицу» – всюду её будут ждать Юсуповы с готовым иском.

MGM ринулось в заключительный бой, подало апелляцию, и успешно это сражение проиграло.

Честь фамилии имеет цену!

Получив на руки решение апелляционного корабля, MGM обратилась к супругам Юсуповым с просьбой снять возражения по поводу проката ленты в Европе. Юсуповы согласились, оценив свою уступчивость в 75.000 фунтов при условии удаления из кинофильма 10 минут, содержавших наиболее оскорбительные сцены – именно в таком виде фильм можно найти сегодня в интернете.

Кинофильм был показан Финляндии, Дании, Португалии, Великобритании, Германии, Австрии и Греции. При бюджете в 1 млн долларов лента собрала 1 млн. 379 тыс. долларов, однако с учётом выплаченных Юсуповым 100 тыс. фунтов стерлингов (в нынешнем исчислении возле 3 млн. долларов) и судебных издержек, фильм принёс киностудии одни убытки.

В MGM сделали правильный вывод из процесса и с тех пор каждый исторический кинофильм киностудии стала предварять заставка, сообщавшая что ««все персонажи и события вымышлены, любые совпадения случайны» – дисклеймер. Примеру MGM скоро сделались следовать и все прочие студии Голливуда, привычка перебралась через океан, и сегодня многие режиссёры начинают фильм этой вставкой, страхуя себя от неприятностей, а нередко просто отдавая дань традиции.

Неудавшийся ремейк

В 1965 году американская радиотелевизионная компания CBS Corporation выпустила кинофильм об убийстве Распутина. 78-летний князь ещё был жив и вместе с супругой совершил путешествие через океан из Парижа в Нью-Йорк, чтобы вчинить CBS иск на 1,5 млн. долларов. Однако на дворе бывальщины уже иные времена и этот иск супруги Юсуповы проиграли.