Загадочные иберийские таблички оказались древними родословными - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийТаинственные иберийские таблички очутились древними родословными18:49поделиться

Европейский журнал археологии опубликовал любопытное исследование, проведенное профессором Катиной Лиллиос и ее коллегами. Объектом исследования стали древние таблички периода позднего неолита и медного века. Ученые считают, что артефакты могли быть одной из самых ранних невербальных конфигураций записи родословной.

Загадочные иберийские таблички оказались древними родословными - Родина

Engraved Stone Plaque Registry and Inquiry Tool online database

Главный элемент повторяется на всех табличках и может указывать на конкретный родовой клан.

Коротко об исследовании рассказывает Phys.org. Таблички на протяжении столетий находили в гробницах на иберийских островах. Датируются артефакты периодом от 3200 до 2200 года до нашей эры.

Таблички накрыты таинственными гравюрами, значение которых ученые пытаются расшифровать уже более 160 лет. В новом исследовании ученые решали ту же задачу, что и их предтечи, но они впервые применили статистический анализ ряда факторов, включая место находки и дизайн каждой таблички. Также учитывались размеры гробниц, в каких они были найдены.

В результате ученые пришли к выводу, что таблички могли представлять собой генеалогические записи о происхождении любого конкретного человека и его связи с каким-либо важным предком.

На сегодняшний день известно 1626 таких табличек, которые с 1800-х годов находили на Пиренеях. Вероятно, какая-то часть таких табличек хранится в частных коллекциях и о них ученым ничего не известно.

Объединяет артефакты то, что все они покрыты ювелирными геометрическими узорами. Первая интерпретация была выдвинута еще в XIX веке португальским историком и врачом Аугусто Филиппе Симоешем. Он находил, что таблички использовались как амулеты, либо как эмблемы или знаки отличия. Но в любом случае, по его версии, это были культовые предметы.

Запоздалее появилась теория, ставшая популярной. Она гласит, что таблички представляют собой изображения Богинь-матерей. Однако в новом исследовании ученые подчеркивают, что элементы, вылитые на нос или глаза, имеют только четыре процента табличек.

В последние годы появилась любопытная теория. Происхождение табличек она объясняет еще несложнее: мол, их создателями были неумелые дети, пытавшиеся нарисовать сову. Однако “клювы” и “глаза” также были выявлены итого на четырех процентах табличек. Да и трудно поверить, что более полутора тысяч детей столетиями повторяли одни и те же ошибки при рисовании сов.

Заключительная на данный момент теория утверждает, что таблички могли быть генеалогическими записями, то есть несли ту же функцию, которые выполняют и многие нынешние геральдические эмблемы.

Ведущий автор исследования, профессор Лиллиос, говорит, что начало исследованию положила одна табличка, какая хранится в Геологическом музее Лиссабона. Исследователь наткнулась на нее еще в 2003 году.

“Это была табличка с гравюрами на двух сторонах, – сообщает профессор Лиллиос. – На одной стороне было то, что выглядело как черновик или эскиз, а на другой стороне была законченная гравюра. Увлекательно, что на двух сторонах было разное количество горизонтальных линий. Это означает, что одна сторона была гравюрой с ошибкой, то кушать с неправильным числом линий, а другая – исправленным вариантом.

Это указало мне на то, что число горизонтальных линий было не просто эстетической особенностью (поскольку на черновике они представлялись равномерно распределенными), а чем-то, что нужно было сделать правильно”.

За 20 лет исследований профессор Лиллиос и ее команда проанализировали 657 табличек, выявили всеобщие черты и пришли к выводу, что все они имели базу. Главный элемент, который повторяется на всех табличках, мог указывать на конкретный родовой клан.

Он изображался в облике буквы “V”, от которой и тянулись в разные стороны линии, определявшие связь человека с его предком, основателем клана.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новинки о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник