Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Подводная ладья «Минерва», затонувшая более 50 лет назад, обнаружена в Средиземном море. Министр обороны Франции Флоранс Парли в своем «Твиттере» известила, что пропавшую полвека назад лодку нашли в районе Тулона на глубине 2350 метров.

Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции

Как пропала «Минерва»

Январь 1968 года, пыл «холодной войны». Военно-морские силы Франции регулярно проводили маневры, в том числе в Средиземном море. 27 января 1968 года к очередным учениям готовилась субмарина «Минерва», какой предстояло действовать в паре с самолетом.

Подводная лодка «Минерва» считалась в то время одной из лучших субмарин Военно-морских сил Франции, оригинальной гордостью французского подводного флота.

Примерно в 7:15 в зону проведения маневров прилетел самолет Breguet Atlantic, какой за 5 минут до прибытия вылетел с военно-морской базы Ним-Гарон. В это же время подводная лодка ВМС Франции «Минерва» завершила свое погружение. Уже сквозь четыре минуты экипаж лодки установил первый контакт с самолетом.

Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции

Единственное, что омрачало начинавшиеся маневры – плохая погода. Но командование находило, что ветер 100 км/час – не очень серьезная помеха: в конце концов, тяжело в учении – легко в бою. Однако погода серьезно препятствовала контактам между аэропланом и подводной лодкой. В 7:45 пилот самолета сообщил, что отказывается от последней проверки радара. Спустя десять минут, в 7:55 отозвались с субмарины.

Я так понимаю, что вы отменили эту проверку. Вы меня услышали?
— сообщил на самолет второй мастер радиосвязи подводной лодки Николя Мильяччо.

Это бывальщины последние слова, которые услышали на самолете от представителя экипажа подводной лодки. После них субмарина перестала выходить на связь, однако ни на самолете, ни на суше вначале этому не придали никакого значения.

Согласно плану маневров, подводная лодка «Минерва» должна была вернуться на военно-морскую базу не запоздалее 1 часа ночи 28 января 1968 года. Но в час ночи субмарина не появилась. Не было ее ни в 2, ни в 3 часа ночи. В 2:15 командование ВМС Франции было вырвано начать поиски пропавшей подводной лодки.

Таким образом, между последним сигналом, полученным с «Минервы», и временем основы поисков прошло 18 часов 25 минут. И нужно было очень спешить, поскольку запасы кислорода на подводной ладье были рассчитаны на 100 часов плавания – времени оставалось крайне мало. В поисковой операции задействовали более двадцати кораблей, самолеты и вертолеты морской авиации. Был привлечен даже батискаф знаменитого Жака Кусто, но все тщетно – отыскать лодку не получалось.

Безуспешные поиски и основные версии

Поскольку в то время не было оборудования, позволявшего досконально изучить морское дно, несмотря на все усилия, военным морякам не получалось обнаружить подводную лодку. Глубина в районе предполагаемой пропажи субмарины составляла 2000 метров. В командовании ВМС пришли к выводу, что ладья могла погрузиться на 1000 метров, после чего и пропала.

Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции

Прошло пять дней с дня пропажи. 2 февраля 1968 года операция по розыску и спасению подводной лодки «Минерва» была официально приостановлена. С этого времени ни у кого не оставалось сомнений – лодка затонула, ее экипаж погиб в целом составе.

Естественно, что сразу же стали выдвигаться и основные версии причин произошедшей трагедии. Одной из них стала версия схватки «Минервы» с другим кораблем. Эту версию разделял, к примеру, Жоэль Ланнузель, в 1962-1965 гг. служивший вторым радиомастером на «Минерве» и отлично знавший все технические особенности субмарины.

Но в командовании ВМС Франции, изучив все особенности судоходства в районе, где затонула «Минерва», пришли к выводу, что схватка с каким-либо судном вряд ли было возможно – иностранных субмарин никто не обнаруживал, а надводное судоходство было представлено необыкновенно торговыми судами.

Проанализировав данные сейсмологических станций, морские инженеры, занимавшиеся расследованием трагедии, установили, что в 7:59 в зоне Тулона были зафиксированы аномалии, напоминающие взрывную волну. Это произошло через четыре минуты после того, как субмарина перестала сходить на связь. Таким образом, причиной катастрофы мог стать взрыв. Подводные лодки подобного типа могли погружаться на глубину до 525 метров. То кушать, если «Минерва» погрузилась на более серьезную глубину, то ее корпус мог не выдержать давления. Это, в свою очередь, привело бы к разрыву ладьи.

Выдвигалась и еще одна версия – проблема со шноркелем. Две трубки служат для поставки воздуха и выброса выхлопных газов. Во время перископического погружения в трубки может угодить вода, поэтому на время погружения закрывается клапан. Если с клапаном могла произойти какая-то поломка, то трубки могли заполниться водой, что повергло к затоплению субмарины.

Версия о человеческой ошибке практически исключалась, поскольку и командир, и офицеры подводной лодки были высококлассными и многоопытными специалистами. Командир субмарины Андре Фов был молодым и активным офицером, прекрасно разбиравшимся и в навигации, и в технике, поэтому большинство офицеров ВМС Франции бывальщины убеждены: что угодно, но только не ошибка командования лодки.

«Минерву» уничтожили подлодки СССР?

Разумеется, после пропажи подводной ладьи «Минерва» была выдвинута и версия происков Советского Союза, однако даже тогда, в годы «Холодной войны», французское руководство не сделалось ее раскручивать. Впрочем, повод для подобной версии все же был – 1968 год был удивительно «богат» на трагедии с подводными лодками, причем обеих противоборствующих сторонок.

Субмарина ВМС Франции «Минерва» пропала через два дня после исчезновения подводной лодки «Дакар» ВМС Израиля. В том же 1968 году затонули американская субмарина «Скорпион» и советская подводная ладья К-129.

Что касается гибели «Минервы» и «Дакара», то сторонники «советской» версии утверждали – и французская, и израильская подводные лодки могли быть потрясены торпедами, выпущенными с советских субмарин или протаранены самими советскими подводными кораблями. Ведь в конце января 1968 года 5-я оперативная эскадра ВМФ СССР коротала военно-морские учения в Средиземном море.

Но о том, шла ли тогда, в 1968 году, какая-то подводная война в Средиземноморье, мы не знаем, по крайней мере, пока не будут опубликованы документы, какие все еще являются секретными и в нашей стране, и в странах Запада.

Когда в 1999 году была поднята израильская подводная ладья «Дакар», результаты экспертизы установили отсутствие каких-либо следов поражения торпедами или столкновения. Таким образом, в отношении одной из потерянных в январе 1968 года подводных лодок «советская» версия не сработала. Причиной гибели подводной лодки «Дакар» сделалась техническая неисправность.

Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции

Пятьдесят лет ожидания

8 февраля 1968 года президент Франции генерал Шарль Де Голль выступил с траурной выговором на борту подводной лодки «Эвридика». Глава государства почтил память подводников, охарактеризовав их как добровольцев, заранее готовых на жертвы и заключивших «пакт с опасностью». Уместно, по странному совпадению «Эвридика», на которой выступал Де Голль, затонула спустя 2 года после гибели «Минервы».

Трагедия на субмарине «Минерва» унесла жития 52 членов экипажа подводной лодки. Сиротами остались 28 детей, вдовами – 17 женщин. Некоторые из них и сейчас, спустя полвека после крушения, полностью погружены в воспоминания о своих не вернувшихся мужьях.

В то же время, члены семей подводников «Минервы» не стали подавать какие-либо судебные иски к французскому стране. Причина тому в самой специфике службы их погибших родственников – подводники прекрасно знали и сами, что их служба связана с рослым риском и сознательно выбирали ее, пренебрегая опасностью. Поэтому, как считали родственники, требовать что-то от государства означало бы оскорблять память подводников, потерянных на боевом посту.

Не так давно скончался офицер ВМС Франции в отставке Жан-Поль Кренц, служивший на субмарине старшим помощником командира корабля. Накануне заключительного плавания лодки Кренц отправился в отпуск, который был предоставлен ему в честь его свадьбы. Поэтому он и уцелел. Но до конца своих дней офицер ощущал колоссальную вину за то, что тогда он не был вместе со своими сослуживцами. Родные и близкие покойного старпома Жан-Поля Кренца утверждают, что он сделался довольно замкнутым человеком и пронес эту боль через всю свою долгую жизнь.

На протяжении пяти десятилетий французское военно-морское командование, как находят некоторые представители общественности, не предпринимало каких-либо серьезных действий для того, чтобы обнаружить затонувшую «Минерву». Между тем, если в1960-е – 1970-е годы еще можно было ссылаться на отсутствие технических возможностей, то в 2000-е годы в распоряжении ВМС Франции было все необходимое оборудование. Тем не немного, и в новом столетии потребовалось почти двадцать лет, чтобы была обнаружена затонувшая подводная лодка.

Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции

Возможно, нежелание французских воль искать «Минерву» было связано и с грифом секретности всех документов, которые были связаны с пропажей подводной ладьи. Он истек в 2018 году, спустя ровно пятьдесят лет после трагедии, и как раз в 2018 году и началась подготовка к новой поисковой операции.

Удобопонятно и то, что для Парижа сам факт трагедии с подлодкой «Минерва» был очень неприятен, поскольку субмарина считалась «лицом» подводного флота Франции, его гордостью и подобное случай негативно сказывалось на имидже и французского судостроения, и Военно-морских сил страны. Так что власти просто могли предпочесть «забыть» о трагедии 27 января 1968 года.

Как отыщи «Минерву»

В феврале 2019 года было принято решение о возобновлении поисков субмарины с привлечением современной техники и специалистов рослого класса. В поисковой операции участвовали Военно-морские силы Франции, Институт океанографии Ifremer. Однако поиски по-прежнему оставались безуспешными, пока 16 июля 2019 года к ним не примкнула частная компания из США Ocean Infinity.

Секрет «Минервы» близка к раскрытию. Найдена затонувшая подлодка ВМС Франции

Специалистам американской компании в 2018 году удалось найти аргентинскую субмарину «Сан-Хуан». Для розысков «Минервы» было задействовано то же самое судно «Сибед констрактор», которое годом ранее обнаружило «Сан-Хуан». И американцам удалось сделать чудо – на глубине 2350 метров, в 45 км от Тулона, была замечена затонувшая подводная лодка с первыми буквами названия «MIN» на корпусе.

Мы только что обнаружили «Минерву». Это успех, облегчение и технический триумф. Я размышляю о семьях, которые так долго ждали этого момента,
— написала в своем аккаунте министр обороны Франции.

Источник

>