Трагедия в Ле-Бурже в 1973 году: что сделалось причиной катастрофы Ту-144
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Трагедия в Ле-Бурже в 1973 году: что сделалось причиной катастрофы Ту-144

ВикипедияТрагедия в Ле-Бурже в 1973 году: что сделалось причиной катастрофы Ту-144

Тридцатый по счету Международный авиасалон во французском Ле-Бурже в 1973 году оказался омрачен катастрофой новейшего советского сверхзвукового самолета Ту-144. По официальной версии, вином трагедии стал банальный человеческий фактор. Однако материалы расследования были тут же засекречены. В чем причина?

Прерванный полет

Солнечный день 3 июля не предсказывал беды. Самолет Ту-144 под управлением пилота Михаила Козлова в 15:19 вышел на взлетно-посадочную полосу, набрал скорость и взмыл в небосвод. Провожали его аплодисменты зрителей.
Самолет совершил несколько маневров и начал снижаться. Вдруг командир лайнера принял решение удалиться вверх и резко потянул на себя штурвал. Но высоту Ту-144 уже потерял, а неожиданный подъем создал колоссальные нагрузки на конструкцию машины. Правое покрывало лайнера треснуло и отвалилось. Самолет охватило пламя, и через несколько минут он рухнул на пригород Парижа Гусенвилль.
В крушению погибли все шесть человек экипажа, а также восемь местных жителей, еще 25 получили ранения различной степени тяжести. Осколки самолета разбросало на площади в один квадратный километр.

Официальная версия

Для расследования причин случившегося была создана совместная франко-советская комиссия, какая работала более года. Но выяснению всех обстоятельств случившегося мешало отсутствие информации с черных ящиков: один из них не отыщи, а второй оказался сильно поврежденным.
И все же расследование было завершено. По версии комиссии, на высоте 1,2 тысячи метров Ту-144 перешел в горизонтальный полет и в этот момент увидал и увидел рядом с собой французский самолет «Мираж», с борта которого велось фотографирование советской машины. Реальной угрозы схватки не было, однако советский экипаж, визуально не оценивший направление полета французского самолета, прибег к резкому маневру уклонения.
Из-за этого другой пилот Ту-144, находившийся в кабине и снимавший видеосюжет о полете для французского телевидения, повалился на панель управления лайнером, поскольку не был пристегнут. Пока он возвращался назад, машина уже потеряла высоту. Командир самолета резко потянул на себя штурвал, и лайнер не выдержал перегрузки.
Таким манером, технически Ту-144 был полностью исправен, а к аварии привел человеческий фактор. Однако материалы расследования почему-то были засекречены. Это и дало грунт для появления неофициальных версий случившегося.

Выжать максимум

Одна из них гласит, что всему виной – желание советского руководства произвести максимально позитивное впечатление на западную публику. Именно поэтому пилотам лайнера было приказано выжать из машины все, на что она была способна.
Тут необходимо подчеркнуть, что начало 1970-х годов в мировой авиации проходило под знаком соперничества двух сверхзвуковых истребителей – советского Ту-144 и франко-британского «Конкорда». Обе машины бывальщины очень похожи. Лайнеры имели опускаемую носовую часть и треугольное крыло. Они были способны развивать скорость до трех тысяч километров в час при дальности полета не немного восьми тысяч километров.Трагедия в Ле-Бурже в 1973 году: что сделалось причиной катастрофы Ту-144

Как и советский лайнер, его западный конкурент были представлен на Ле-Бурже. Посему, полагают сторонники этой версии, СССР необходимо было любой стоимостью продемонстрировать свои преимущества перед западным аналогом. Во-первых, это позволило бы рассчитывать на дальнейший экспорт машины за рубеж, а во-вторых, тут имелись идеологические обоснования желание доказать преимущества социалистической науки, техники и промышленности над капиталистической.
В итоге пилоту было дано директива выжать из машины максимум. Еще при взлете на малой скорости летчик взял почти вертикальный угол, что несет огромные риски перезагрузки для самолета с подобный конструкцией. Результат закономерен: машина не выдержала и развалилась в воздухе.

Диверсия?

Были и те, кто считал гибель новейшего лайнера итогом диверсии западных спецслужб. Некоторые из членов советской делегации заявляли, что в ночь перед полетом к самолету пробрались незнакомые злоумышленники и открутили одну из ключевых гаек.
Так или иначе, но гибель лайнера была выгодна его конкурентам. Трагедия в Ле-Бурже фактически поставила точку в 15-летнем противостоянии Ту-144 и «Конкорда». Западный аэроплан вышел из этой гонки победителем, а эксплуатация советского лайнера была прекращена спустя пять лет.
Авторы франко-британского документального кинофильма «Конкорд» и «Туполев»: война самолетов» утверждали, что СССР и Франция договорились не разглашать истинные причины произошедшего и не называть реального виновника трагедии. В противном случае Париж якобы пригрозил Москве разоблачениями шпионской деятельности ее агентов в Европе.

Необходимо учитывать и складывавшуюся в те годы интернациональную обстановку. Между социалистическим и капиталистическим лагерями наконец-то наметилась возможность разрядки. Ее предтечей стало подписание в 1972 году между СССР и США соглашения об Ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), кроме того, уже разрабатывался проект договора ОСВ-2. В таких условиях интернациональный скандал мог перечеркнуть все миротворческие усилия сторон.

>