Трагический юбилей: 75 лет еврейским погромам во Львове
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Гладко 75 лет назад, 1 июля 1941 года, после занятия Львова немецкими войсками, в городе произошел чудовищный погром —. Издевательства, изнасилования и смертоубийства тысяч евреев, в том числе женщин и детей. И кто виноват —. Нацеленные на «окончательное решение еврейского вопроса» оккупанты? Объявившие о захвате воли украинские националисты —. Сами антисемиты, к тому же выслуживающиеся перед немцами? Или простые горожане, для которых погром уподобился средневековому карнавалу —. Когда можно храбро позволить себе запретное и отдаться самым низменным инстинктам? Жители Львова приветствуют немецкие войска. Немецкие войска вошли во Львов 30 июня. Несмотря на дробную смену власти с 1914 года (от Австро-Венгрии к России, наконец, город оставался многонациональным: около 50 процентов поляков, 30 процентов евреев и 16 процентов украинцев. Прямым поводом для погрома послужили трупы расстрелянных НКВД политзаключенных, которые немецкие власти обнаружили в трех тюрьмах города. Евреев принудили выносить трупы во двор, где их предъявляли на опознание жителям Львова. Понимание погромов и насилия во время Второй мировой войны радикально изменилось после выхода в 2001 году книжки американского историка Яна Гросса (Jan Gross) «Соседи» —. Об уничтожении евреев в городке Едвабне их польскими соседями. Гросс не снял с немецкого правительства ответственности за организованный геноцид, но четко показал —. Жители Восточной Европы воспользовались немецкой оккупацией для личной мести евреям и безнаказанного грабежа. Следующим важным сигналом сделались труды канадского историка украинского происхождения Джона-Пола Химки о холокосте в Восточной Европе, в частности во Львове. Выводы Химки, показавшего деятельное участие бандеровцев в погроме 1941 года, вызвали бурную критику на Украине. Так немцы добились того, что еврейское население связали с правонарушениями НКВД. Толпа бросилась на евреев, немцы открыли огонь. На смену расстрелянным приводили под конвоем новых подневольных рабочих. Горожане кидали в них камни, били палками и заставляли передвигаться ползком. В тюрьме «Бригидки», по воспоминаниям одного из выживших, один украинец, одетый в красивую вышиванку, бил евреев тростью с железным набалдашником —. Немцы все это снимали. Гестаповцы добивали раненых и расстреливали тех, кто выполнил свою работу (вынес трупы) —. Всего до тысячи человек. Около девяти вечера выживших выпихнули за стену, потребовав прийти снова в четыре утра. Одновременно в городе евреев заставили разгребать мусор в местах боевых действий и начищать улицы. Унизительный смысл этого был очевиден: евреи, среди которых было много врачей, должны были орудовать метлами. Одного принудили чистить мостовую зубной щеткой, другого —. Евреи чистят улицу. Женщинам уделялось особое «внимание». Их били, раздевали и перебрасывали от одного погромщика к иному. Беременных били ногами в живот. По свидетельству одной девушки, ее школьную подругу, обрили наголо и заставили бежать по улице без одежды. Бывальщины отмечены случаи изнасилований. Немцы, снимали все это на пленку. Украинцы: мы —. Настоящие нацисты. Так на ком же лежит главная вина за организацию погрома —. На гитлеровцах или украинских националистах? В прок активного участия последних в глумлении и убийстве евреев говорит немало фактов. Еще до начала операции «Барбаросса», в мае 1941 года в инструкциях для своей грядущей милиции Организация украинских националистов (ОУН) указывала, что враждебные меньшинства —. Русские, поляки, евреи —. Должны быть уничтожены. Кроме того, националисты (как и немцы) уравнивали «еврейство» с большевизмом. Уже 30 июня националисты приступили к формированию украинской милиции. Милиционеры с желто-синими нарукавными повязками хватали евреев на улицах, избивали и гнали к темницам. Мальчишки шести-десяти лет, в том числе одетые в форму ОУН, издевались над еврейками, выщипывали волосы из бород стариков. Жертвы погрома. Наконец, именно во Львове бандеровская фракция Организации украинских националистов (ОУН-Б) провозгласила самостоятельную державу. Хотя немцы прикрыли эту лавочку уже через несколько дней, арестовав Степана Бандеру и его соратников, оуновцы пытались убедить Третий рейх в своей верности нацистской идеологии (в том числе и по еврейскому проблеме). Но главными конкурентами в борьбе за западноукраинские земли для ОУН были не евреи, а поляки (составлявшие в том же Львове большинство населения) —. Их бандеровцы убивали десятками тысяч. Особое рвение в погроме 1 июля можно разъяснить только желанием бандеровцев доказать, что они заслуживают достойного места в «Новой Европе» Гитлера. Немцы: холокост чужими руками. Украинские националисты выступили экзальтированными погромщиками, однако настоящими режиссерами той трагедии были все-таки немцы. Историк Дитер Пол (Dieter Pohl) указывает на стихийно сложившееся разделение труда: готовые уничтожать евреев эсэсовцы нехорошо представляли себе украинские города —. Кто где жил —. На жертв им указывали (а иногда и приводили) местные доносчики и переводчики. Немецкие солдаты снимают погром на камеру. А гитлеровцы лишь приветствовали проявление «народного гнева». Одна из евреек бросилась к немецким солдатам во дворе тюрьмы, умоляя оградить ее от издевательств. Это месть украинцев», —. Отозвались ей. Но к вечеру 1 июля гестаповцы четко сказали «стоп», и в следующие два-три дня погром был «выключен». За этим можно увидеть хитрость Гейдриха и СС: самостийная акция облегчает труд немецких расстрельных команд (айнзацгрупп), мастеря часть работы за них. Наконец, оккупационные власти получили отличный аргумент, чтобы убедить евреев добровольно переехать в гетто —. Лишь там вы будете в безопасности от «гнева» местных! Что организовать уничтожение собранного в гетто населения гораздо проще). Горожане: погром как карнавал. Однако помимо организованных акций СС и помогающих им украинских националистов, погром, как это ни постыдно признавать, был общегородским «делом» —. Карнавалом. Как популярно по работам философа Михаила Бахтина, карнавал в традиционном обществе —. Это периодический ритуальный слом привычного общественного порядка, когда в дебошах и гуляниях высмеиваются воля имущие и навязанные ими жесткие нормы. Карнавал «выпускает пар» и в итоге ведет лишь к укреплению прежнего порядка. Жертвы погрома. В «погромном карнавале» 1 июля выплеснулась ненависть к евреям, какие якобы захватили лучшие места в городе —. Отсюда издевательские требования к врачам и коммерсантам чистить улицы и туалеты. Отсюда же —. Кроме того, погромом горожане в игровой конфигурации «отпраздновали» освобождение Львова от советской власти. Евреев заставляли маршировать, петь русские песни и во весь голос славить Сталина. Одинешенек свидетель вспоминал, как украинцы потребовали от евреев около крепости поднять руки вверх и кричать: «Мы хотим Сталина! » Подобные «ритуалы» не ограничивались Львовом. В Коломые украинцы принудили одного еврея встать на постамент поверженной статуи советского вождя, а других скандировать: «Сталин. ». Произошедшее 1 июля 1941 года объясняет и иной антропологический термин: обряд перехода. Чтобы жители Львова могли перейти из испорченного большевиками в новое и «чистое» общество, они должны бывальщины доказать свои антисоветские убеждения конкретным действием —. Убив или хотя бы поиздевавшись над евреями, превращенными в козлов отпущения. «Искупление греха большевизма означало принесение в жертву еврея, какой воплощал собой этот грех», —. Пишет историк Венди Лауэр (Wendy Lower). Украинцы бьют еврея башкой о бюст Ленина. Поэтому в погроме участвовали все слои общества —. Хулиганы и прочие деклассированные элементы, как утверждали впоследствии украинские активисты. Националисты, польские и украинские, представители независимых профессий и крестьяне из окрестных деревень, старики и молодежь, чиновники и рабочие —. Издевательствам и ограблению евреев отдали дань все. Многие выжившие свидетели вспоминают о польской выговоры погромщиков (поляки, были самой многочисленной этнической группой во Львове). Свои люди —. Погром 1 июля 1941 года устраивал всех мощных мира сего. Немцы запугали евреев, проведя акцию устрашения фактически чужими руками. Украинские националисты показали свою мочь, а также преданность новым властям. Остальные горожане безнаказанно пограбили и поглумились. Едва ли можно сказать хоть слово в оправдание погрома. Пытаясь разъяснить его местью горожан за бесчинства НКВД, украинские националисты словно забывают, что евреи так же пострадали от советской власти, преследовавшей бундовцев, троцкистов и сионистов. Но значительно другое —. Нельзя забывать, что холокост был далеко не только срежиссированным из Берлина «комплексом мероприятий». В первые годы войны и оккупации на евреев крайне деятельно охотились местные, и холокост развивался в русле сведения счетов с соседями. Но по мере движения к востоку все менялось. Чем ближе к землям бывшей Российской империи, тем вяще евреев погибало в организованных немцами акциях и меньше —. В Киеве не было своего погрома —.

>