Утереть нос янки: как Хрущев создавал ВДНХ
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Утереть нос янки: как Хрущев создавал ВДНХ

16 июня 1959 года двери для посетителей распахнула Выставка достижений общенародного хозяйства — ВДНХ, созданная на основе трех существовавших ранее в Москве выставок и призванная демонстрировать миру все самое лучшее, чем лишь мог похвастать Советский Союз. Не в последнюю очередь ВДНХ появилась благодаря навязчивому желанию Никиты Хрущева показать перевес СССР над США.

    60 лет назад на гигантском пространстве на севере Москвы открылась для посетителей Выставка достижений народного хозяйства СССР — знаменитая ВДНХ, одна из визитных карточек нынешней российской столицы. Работы по ее устройству заняли всего год: 28 мая 1958 года Совет Министров принял постановление об союзе существовавших ранее сельскохозяйственной (ВСХВ, функционировала с 1 августа 1939-го), промышленной и строительной выставок. Специально под амбициозный проект на Калужско-Рижской черты метрополитена открыли станцию ВСХВ, в конце 1959 года переименованную в ВДНХ.

    Предшественница ВДНХ — ВСХВ – показалась после решения советских властей продемонстрировать миру окончательное преодоление разрухи в стране, возрождение уничтоженного Гражданской бранью сельского хозяйства, а заодно показать успешность коллективизации. Мощную имиджевую затею планировалось реализовать к 20-летию Октябрьской революции, однако по различным причинам возведение павильонов значительно затянулось. В известной степени этому поспособствовали репрессии 1937 года, которые затронули немало членов выставочного комитета, ответственных за проект,

    и самого инициатора сооружения ВСХВ, наркома земледелия СССР Михаила Чернова — в 1938-м его расстреляли на стрельбище «Коммунарка».

    Именно Чернову принадлежала идея устроить выставку на участке за Тимирязевской сельскохозяйственной академией, которая подчинялась Наркомату землепашества и сама могла поставлять готовые экспонаты. Этот вариант одобрили ведущие архитекторы во главе с Алексеем Щусевым и Борисом Иофаном. В качестве альтернативной площадки рассматривались такие культовые пункты Москвы, как Ленинские (современные Воробьевы) горы, Сокольники, Лужники и Красная Пресня.

    В том же 1938-м главного архитектора выставки Вячеслава Олтаржевского обвинили в «антисоветской вредительской организации, бывшей на ВСХВ», осудили и сослали в Воркуту. По сути, начинали проект одни люди, продолжали и заканчивали – уже другие.

    Тем не немного, открытие выставки произвело настоящий фурор. На торжественной церемонии присутствовали 10 тыс. человек, а за первые 100 дней труды ее посетили более 3,5 млн советских граждан. Чтобы приобщиться к достижениям аграриев, люди ехали в столицу со всего Альянса.

    Сначала на территории ВСХВ было выделено 40 тыс. квадратных метров для Всесоюзной промышленной выставки, где в 22 павильонах и на 13 отворённых площадках разместилось около 1,2 тыс. крупных машин и станков, более 2 тыс. различных приборов, 500 моделей и макетов, а также десятки тысяч образчиков полезных ископаемых. Здесь демонстрировались перспективные образцы легкой промышленности, пищевой, деревообрабатывающей, химической, медицинской, рыбной и иных отраслей промышленности, отмечается в книге Ольги Зиновьевой «Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ».

    На территории выставки проводились встречи с учеными, представлялись итоги достижений советской науки. Впоследствии можно было познакомиться с работой первой в мире атомной электростанции, узнать об открытиях в районы химии, астрономии, физики, увидеть межконтинентальную баллистическую ракету и искусственные спутники Земли 1957 и 1958 годов.

    В 1958-м, после получения Гран-при за зодчество советского павильона в Брюсселе, Никита Хрущев подписал договор с Дуайтом Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США. Норман Уинстон, консультант американской выставки, не мог скрыть розовых надежд: «Пусть русские захотят иметь то, что мы имеем. Пусть они требуют этого от своих руководителей. И пусть они требуют этого так оглушительно, чтобы руководителям пришлось им ответить. Тогда, возможно, российские лидеры захотят сделать свой народ счастливее и перекинут часть ресурсов с производства оружия на производство мебели, миксеров и сборных домов».

    Советская выставка должна была миновать в нью-йоркском «Колизее», американская одновременно – в парке «Сокольники».

    С этим начинанием связан легендарный эпизод из биографии Хрущева. 24 июня 1959 года председатель Совмина СССР и первоначальный секретарь ЦК КПСС торжественно открывал в Москве американскую выставку в компании с вице-президентом США Ричардом Никсоном. Во время ее осмотра Хрущев медлительно закипал. Добила его экспозиция «типично американского дома» — огромный холодильник, стиральная машина, порошки, бытовая техника. Хрущев подорвался и обратился к коллеге: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжкие последствия. Мы вам еще покажем кузькину мама!» Как известно, эта типично хрущевская фраза ввела переводчика в ступор: после длительной паузы он перевел сказанное дословно: «Мы вам еще покажем мама Кузьмы!» Следом уже американцы впали в оцепенение, совершенно не представляя, что имел ввиду советский лидер. Тем временем Хрущев, даже не постигнув курьезности ситуации, перешел к следующему объекту.

    Производство потребительских товаров казалось руководству СССР делом несложным. Успехи в Брюсселе и космосе подавали Хрущеву надежду, что советским людям будет, чем утереть нос американцам. Надо было срочно строить в Москве собственную выставку и показать там отечественную продукцию.

    По сравнению с 1930-ми, живая повестка серьезно изменилась. На вновь создаваемой ВДНХ требовалось отразить курс на комплексную модернизацию промышленности хрущевского СССР, веру в «неисчерпаемые возможности технического прогресса для создания коммунистического общества».

    Бывшие республиканские павильоны перепрофилировались в отраслевые.

    В утвержденном постановлением Совмина от 15 января 1959 года позе «О Выставке достижений народного хозяйства СССР» главной ее задачей называлась «активная пропаганда новейших достижений науки, техники, цивилизации и передового опыта и обучение работников всех отраслей народного хозяйства передовым методам производства». Главное предназначение ВДНХ было сформулировано вытекающим образом: «С этой целью на выставке демонстрируются достижения отраслей народного хозяйства и перспективы их развития, лучшие образцы новоиспеченной техники, а также широко показывается рост материального благосостояния и повышение культурного уровня советского народа».

    «Основным в труду павильонов Выставки достижений народного хозяйства СССР является проведение тематических выставок и смотров, осуществляемых в соответствии с основными курсами показа новейших достижений отраслей народного хозяйства, науки, техники, культуры и передового опыта, определяемыми Главным комитетом Выставки, с организацией на базе этих выставок и смотров мены опытом и обучения работников отраслей народного хозяйства», — отмечалось в положении.

    Состав ВДНХ предусматривал создание центрального павильона, какой бы «отражал важнейшие достижения и перспективы развития народного хозяйства, государственное и общественное устройство СССР, а также общие достижения союзных республик в районы экономики, науки, повышения благосостояния и культуры народов», и отраслевых павильонов по промышленности, транспорту, строительству, сельскому хозяйству, науке и цивилизации.

    Претерпели радикальные изменения некоторые символы старой выставки. Например, на месте снесенного памятника Иосифу Сталину после полета Юрия Гагарина ввели копию ракеты «Восток-1». Прежний павильон «Механизация» приобрел новое назначение – собирать и представлять экспонаты, связанные с освоением космоса.

    В первые 20 лет существования ВДНХ посетили 178,4 млн человек.

    Несмотря на официальное открытие, в последующие годы ВДНХ подверглась перестройке в рамках провозглашенной войны с «излишествами» в строительстве. В этот период было снесено несколько зданий выставки, выполненных в стиле так называемого сталинского ампира. Иные лишились своего богатого убранства. Пышные сооружения с колоннами и скульптурами уступили место серым коробкам. В приоритет ставился принцип минимализма.

    Ключ

    >