«Увидал лоскут кожи и понял: Юры больше нет»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Увидал лоскут кожи и понял: Юры больше нет»

Юрий Гагарин

Полвека назад во пора тренировочного полета разбился первый космонавт Земли Юрий Гагарин. О последних днях жизни и версиях гибели идола миллионов вспоминает «Газета.Ru».

«Увидал лоскут кожи и понял: Юры больше нет»

Санкции против России

Читайте также

  • Лекарство от здоровья

  • «Роскосмос» против частников: куда улетели 300 миллионов

  • Вкалывают роботы, а не человек

  • Базар лома оздоровился

  • Москва: будут нам сугробы и потопы

После защиты дипломной работы в академии Жуковского первый астронавт Земли Юрий Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МИГ-15 УТИ. В период с 13 по 22 марта 1968 года он свершил 18 полетов общей продолжительностью семь часов.

Последний, контрольный полет с летчиком-инструктором Владимиром Серегиным должен был состояться 27 марта.

Супруга Гагарина Валентина в это время находилась в больнице. 21 марта врачи разрешили Гагарину забрать ее домой на пару дней.

Реклама

«Юрий обратил мое возвращение домой в вечеринку, — вспоминала она. — Моя сестра и другие гости ждали нас дома. Я вошла в квартиру и стала у стола Юрия. Я начала читать речь, которую он готовил для конференции ЮНЕСКО… Это был последний раз, когда мы были совместно».

Пасмурным утром 27 марта Гагарин и Серегин прошли предполетный медицинский контроль и подготовились к вылету. В 10:18 аэроплан поднялся в небо с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щелково. Гагарину и Серегину предстояло совершить два полета продолжительностью по 30 минут любой.

Полет должен был проходить между верхним и нижним слоями облаков, где была хорошая видимость. С экипажем поддерживалась непрерывная радиосвязь, на командном пункте за самолетом следили радиолокационные станции.

Уже в 10:30 Гагарин сообщил об окончании задания и попросил позволения развернуться и лететь на базу. А затем связь внезапно оборвалась.

Когда, по расчетам командования, топливо в самолете должно было закончиться, присутствующие постигли — случилось нечто серьезное.

В зону пилотирования немедленно вылетели вертолеты.

Поиски продолжались более трех часов. Наконец в 14:50 одинешенек из вертолетов обнаружил обломки самолета примерно в 65 км от аэродрома. Генерал-полковник авиации, помощник главкома ВВС по космосу Николай Каманин обрисовал увиденное так: «Самолет упал в густом лесу, угол падения приблизительно 47–50, скорость в момент удара о землю была 660–680 км/ч. При ударе и последовавшем взрыве аэроплан развалился на мелкие части.

Передняя часть самолета ушла в землю примерно на четыре метра. Крылья, хвостовое оперение, подвесные топливные баки и кабина развалились и были разбросаны в полосе 300 на 200 м.

По некоторым признакам стало ясно, что экипаж погиб и что погибшие это Ю. А. Гагарин и В. С. Серегин».

«Увидал лоскут кожи и понял: Юры больше нет»

Мемориал на пункте гибели летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина в Киржаче, ноябрь 1975 года

От удара аэроплан разлетелся вдребезги. Залитые топливом обломки смешались с землей и снегом. Солдаты раз за разом прочесывали лес до середины апреля, просеивали грунт тонким ситом. Так удалось собрать 95% фрагментов самолета. Найденное позволило сделать вывод, что все или почти все устройства, узлы, приборы и агрегаты на самолете бывальщины и в момент столкновения с землей работали нормально.

Новости smi2.ru

Утром 28 марта на месте падения самолета приступили к труду члены Государственной комиссии. Были обнаружены фрагменты тел Серегина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами. На месте авиакатастрофы бывальщины найдены личные вещи пилотов, бумажник с водительскими правами и фотографией Королева, а также — на ветке — клочок летной куртки Гагарина с талонами на стол.

«Когда мы узнали, что самолет Гагарина и Серегина разбился, то сразу была организована поисковая операция. Я принимал участие в розысках, — вспоминал космонавт Алексей Леонов. — Около суток сохранялась надежда, что Юра сумел спастись… Лишь на следующее утро мы узнали страшную правду. И так случилось, что сообщить о ней пришлось мне.

Все человеческие останки, даже самые маленькие, какие удалось собрать на месте гибели самолета, складывались в обычное эмалированное ведро зеленоватого цвета, и ими занимались эксперты-криминалисты. Когда мне на объект опознания показали эти останки (ведро было почти полным), я увидел довольно большой лоскут кожи, по виду — доля плеча и шеи — со знакомой родинкой. И тогда я понял: Юры больше нет…».

От самих пилотов мало что осталось. Но эксперты установили, что тела летчиков в момент удара находились в рабочей позе — руки на рукоятке управления, ноги на педалях. От удара оба погибли моментально.

Для расследования была собрана специальная комиссия, состоявшая из четырех подкомиссий: по изучению летной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полетов 27 марта; по изучению и разбору материальной части самолета; по оценке состояния летчиков до и во время полета, официального опознания погибших и специальная подкомиссия КГБ, выяснявшая, не была ли крушение результатом теракта или злого умысла недоброжелателей.

Комиссия допросила более тысячи человек, составила карты места падения самолета, исследовала осколки.

Этот тип истребителей не оснащался аварийными самописцами, поэтому всех деталей выяснить не удалось.

Отчет комиссии был засекречен. Официальные выводы бывальщины таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в пробочник. Несмотря на попытки летчиков вывести машину в горизонтальный полет, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб. Отказов или неисправностей техники замечено не было.

Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что крушение произошла в 10:31,

то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным.

«Как правило, когда аэроплан разбивается, стрелки приборов оставляют отпечатки на циферблатах, по которым можно определить показания приборов в момент удара. По отысканным среди обломков шкалам приборов определили некоторые параметры в момент удара, а по срезам деревьев в месте падения самолета — траекторию заключительных метров полета.

Скорость составляла 680 километров в час, а перегрузка более 8. Это соответствовало выводу из пикирования близко к пределу возможностей человека и даже с превышением допустимой перегрузки для самолета. Пора, определенное по отпечаткам стрелок на остатках самолетных часов и наручных часов Гагарина, отличалось примерно на 15 секунд. Это момент был итого на 45-60 секунд позже последней радиопередачи Гагарина, записанной на магнитофонной ленте», — писал в мемуарах летчик-испытатель Степан Микоян.

Отсутствие информации о винах аварийной ситуации стало благодатной почвой для домыслов взбудораженного народа. Люди строили свои версии произошедшего. Поползли вести о том, что Гагарин якобы сел за штурвал,

будучи изрядно пьян, и о том, что его смерть была спланирована Брежневым, завидовавшим славе Гагарина.

Отдельный предположения были и вовсе фантастическими — якобы в зоне выполнения задания находился НЛО, телепатическое внушение пришельцев парализовало команду, и аэроплан потерял управление.

Версия о теракте имела под собой некоторые основания. Специалисты, занимавшиеся осмотром места происшествия, выяснили: у Серегина и Гагарина не было парашютов. Их стропы бывальщины аккуратно обрезаны. Однако предположение о том, что авария была подстроена, быстро развеялось — парашюты нашлись в соседней деревне. Мародеры добрались до расколовшегося самолета раньше поисковой службы и, очевидно, решили, что плотная ткань пригодится в хозяйстве.

Найденная в грунте тушка сойки породила еще одно гипотеза — самолет сорвался в пике из-за столкновения с птицей. Но орнитологи установили, что сойка была ни при чем — ее атаковал ястреб.

Также намечалось, что УТИ МиГ-15 мог попасть в вихревую струю пролетавшего поблизости самолета и Гагарин с Серегиным не справились с управлением.

Однако сообщений об опасном сближении не поступало.

Сообразно еще одной версии, самолет столкнулся с метеозондом. В районе падения самолета были найдены десятки метеозондов. Но если бы вина падения была в столкновении, стекло кабины разрушилось бы в полете и его разметало бы по всей территории. На самом же деле его осколки кучно улеглись в образовавшуюся при ударе воронку. Инженерам удалось разыскать более 94 процентов остекления.

В 2011 году начальник департамента по обеспечению деятельности архива производства президента РФ Александр Степанов со ссылкой на рассекреченные выводы комиссии привел вытекающую информацию:

«Исходя из анализа обстоятельств летного происшествия и материалов расследования, наиболее вероятная причина катастрофы — выполнение острого маневра для отворота от шара зонда. Или, что менее вероятно, — для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности», — произнёс Степанов, цитируя документ. Также в нем упоминалось, что «резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритичный порядок полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки».

Космонавт Алексей Леонов, близкий друг Гагарина, продолжает склоняться к тому, что собственно другой самолет, который сблизился с машиной Гагарина, виноват в гибели первого в мире космонавта. По словам Леонова, у него кушать письмо от директора института НИЦ ЭРАТ, в котором тот рассказал, что встречался с летчиком Су-15, беседовал с ним, и его действия являлись «однозначной вином гибели» Гагарина и Серегина.

В момент падения самолета Гагарина сам Леонов находился не так далеко — он занимался парашютными скачками с «лунной» группой космонавтов на аэродроме Киржач. «Вся лунная группа слышала взрыв и сверхзвук одновременно, и мы установили направление, откуда все это пришло», — рассказывал Леонов.

«Однозначной причиной гибели стал летчик, который склонился ниже 400 метров под облака, включил форсаж и прошел рядом, не видя Гагарина. Это был самолет Су-15, он прошел на дистанции 10–15 метров на скорости звука, возмущенным потоком перевернул самолет Гагарина.

Им не хватило полторы-две секунды по поре, чтобы вывести машину», — утверждает он.

«Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Альянса стал…», — писал Леонов о пилоте того самолета в автобиографической книге «Время первых. Судьба моя – я сам…». Леонов же ссылается на рекомендация зампредседателя ВПК и Андрея Туполева (летчик Су-15 был «туполевский»): «Не поднимайте этот вопрос, дело не поправите, человека загубите».

Эти слова потребовали негодование члена Государственной комиссии по расследованию причин гибели Гагарина Арсения Миронова. 99-летний специалист прислал в редакцию «Комсомольской истины» длинное письмо, в котором сообщил, что 27 марта 1968 года поблизости могли пролетать лишь два самолета, одинешенек из которых шел на посадку, когда самолет Гагарина еще только набирал высоту, а второй вылетел уже после падения.

«Мне остается лишь напомнить Вам мою оценку причины катастрофы, — писал Миронов. — Это «человеческий фактор», который относится не только к неверным действиям летного экипажа, но и людей, участвовавших в обеспечении полета. При этом хочу заранее сказать, что Ю.А. Гагарина следует выключить из этого перечня,

так как он в этом полете был проверяемым, и вся ответственность за безопасность полета лежала на инструкторе».

Также он изложил свое видение ситуации — по версии Миронова, к крушению привели множественные нарушения организации летной работы и дисциплины. По словам специалиста, нарушения были следующие. Серегин запоздал на полет и полетел без корректировки плановой таблицы полетов, из-за чего интервал между взлетом самолета Серегина и Гагарина и взлетом второго самолета МиГ-15УТИ сократился с 30 минут до 3 минут. Полет был начат несмотря на то, что погода не отвечала требованиям для выполнения упражнения.

При полете в зону допущены отклонения от маршрута влево в сторону зоны, где должен был летать пилот Андреев, служба управления полетами аэродрома Чкаловский не вмешалась в это отклонение. После входа в свою пилотажную зону выполнение упражнений Гагариным все же было начато, но кончено примерно через 4 минуты. Серегин не был подготовлен к выводу самолета МиГ-15УТИ из штопора, кроме того, установлено, что его летная проверка давным-давно не проводилась.

После смерти Гагарина его жене передали письмо, которое тот писал еще перед историческим полетом в космос в 1961 году. Он страшился, что погибнет в полете, и заранее прощался с родными.

«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Как-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, отдать этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке,» — строчил он.

28 марта в 21:15 состоялась кремация останков Гагарина и Серегина. 30 марта урны с прахом погибших были захоронены в Кремлевской стене.

В СССР был оглашён общенациональный траур.

Это был первый случай в истории страны, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент кончины действующим главой государства.

>