Увидать могилу Наполеона: как Гитлер побывал в Париже

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

Увидать могилу Наполеона: как Гитлер побывал в Париже

Wikimedia Commons

23 июня 1940 года Адольф Гитлер посетил Париж. Прибыв в столицу покоренной Франции на вытекающий день после заключения перемирия в Компьенском лесу, фюрер насладился видами с площади Согласия, постоял у могилы Наполеона и сфотографировался на поле Эйфелевой башни. Своим спутникам, среди которых были архитекторы и скульптор, Гитлер пообещал сделать Берлин прекраснее Парижа.

Увидать могилу Наполеона: как Гитлер побывал в Париже

      Поездка фюрера в Париж

      Идея посетить Париж, по разным сведениям, родилась у Адольфа Гитлера либо разом после капитуляции Франции 22 июня 1940 года, или же еще раньше, 18-го, на следующий день после того, как Анри Петен спросил у Германии перемирие. Рейхсканцлер собирался реконструировать Берлин и хотел «подсмотреть» в Париже оригинальные архитектурные решения. Помимо офицеров вермахта фюрера сопровождали его излюбленные архитекторы Альберт Шпеер и Герман Гизлер. Последний позже вспоминал, насколько сильно удивился, когда 22 июня венские полицейские застопорили его прямо на улице, сопроводили в аэропорт и отправили курьерским самолетом во Францию, доставив затем на машине в резиденцию фюрера в Брюли-де-Пеш к норду от Седана.

      «Я приглашаю вас поехать со мной в Париж. Я также пригласил Шпеера к нам присоединиться. Я хочу осмотреть Париж со своими художниками. Мы выдвигаемся спозаранок утром», — сказал Гитлер Гизлеру.

      Гражданским лицам выдали офицерское обмундирование. Сам фюрер был одет в теплую шинель, какую уже по прибытии на место назначения сменил на светлый плащ. Переодевание дало основание некоторым исследователям ошибочно утверждать, что на самом деле было два визита Гитлера в Париж.

      После легкого завтрака делегация вылетела из Брюли-де-Пеш в 4 утра на собственном Junkers Ju 52 фюрера. Самолет приземлился в аэропорту Ле-Бурже, где их уже поджидал эскорт «мерседесов». Гитлер занял свое привычное пункт справа от водителя, в то время как остальные разместились сзади. В своих мемуарах Гизлер отмечал, что Гитлер «прибыл в Париж не как верховный главнокомандующий вермахта, а как основной конструктор новых германских городов».

      «Он приехал, чтобы сравнить архитектуру, проникнуться городской атмосферой в компании с двумя зодчими и одним скульптором», — писал он.

      Визит Гитлера получился стремительным и занял менее трех часов. Как вытекает из статьи «Гитлер в Париже» историка Александра Сампфа из Страсбургского университета, фюрер гулял по улицам города с 6 часов утра до 8:15. Этот автор находит, что сегодня не представляется возможным установить наверняка, когда именно Гитлер посетил Париж – 23 или 28 июня.

      В группе смотревших красоты Парижа присутствовал и любимый скульптор лидера Третьего рейха Арно Брекер. Он учился в столице Франции, неплохо знал город и взял на себя роль экскурсовода. Впоследствии Брекер написал в своих мемуарах, равно как и Гизлер в своей книжке «Другой Гитлер», что прогулка по столице покоренной Франции состоялась в воскресенье, 23 июня, – то есть на следующий день после подписания капитуляции в Компьенском лесу и еще до вступления перемирия в мочь (это произошло 25 июня). Шпеер при этом указывал в своей книге «Внутри Третьего рейха» иную дату поездки в Париж – 28 июня 1940 года. Автор книжки «Пропагандистское паломничество Гитлера» Боб Карратерс считает эту версию ошибочной.

      Дань уважения Наполеону

      Словно простой турист, Гитлер осмотрел основные парижские достопримечательности: Оперу, площадь Согласия, Триумфальную арку, Дом инвалидов, Пантеон, Нотр-Дам, Лувр, площадь Трокадеро.

      В Опере Гитлер потряс служителя прекрасным знанием планировки здания: изучив накануне все планы театра, он утверждал, что на схеме присутствует одно негласное помещение, входа в которое в действительности нет. Смотритель был просто потрясен осведомленностью фюрера. В залитом светом оперном зале Гитлер увидал первоначальный, расписанный Жюлем-Эженом Леневе ренессансный потолок, прикрытый в 1964 году рисунком Марка Шагала.

      Здание Оперы Гитлер нашел чересчур «декоративным и богатым», соответствующим вкусам своей эпохи, но не годящимся в качества образца для сооружений в новом Берлине. Обращаясь к попутчикам, Гитлер заметил, что при планировании архитектуры столицы Третьего рейха необходимо стремиться к классицизму в более строгих формах, отвечающих немецкому нраву.

      «Медленно, по широкому кругу, мы объехали вокруг фонтанов и Луксорского обелиска на площади Согласия. Гитлер встал в машине, чтобы получить наилучший обзор. Через большую площадь он смотрел на сад Тюильри и Лувр, затем через Сену – на здание Национальной ассамблеи Франции. В начине Елисейских полей он попросил остановиться. Глядя на стены адмиралтейства, он мог наблюдать колонны церкви Мадлен сквозь короткую Королевскую улицу», — описывал экскурсию Гитлера зодчий Гизлер.

      Зайдя в церковь, Гитлер долго разглядывал большую фреску над алтарем, изображающую императора Наполеона I. На ступенях святилища был сделан групповой снимок.

      В этой части Парижа фюрера более всего заинтересовала Триумфальная арка, о каждой детали какой он знал из исторической литературы, и система дорог вокруг нее. В разговоре с Гизлером лидер Третьего рейха также выразил восхищение обликами, открывающимися с площади Согласия.

      Не меньшее впечатление произвела на рейхсканцлера могила Наполеона в Доме инвалидов. Из-за «встречи» со своим идолом, с которым его часто сравнивали, Гитлер назвал 23 июня 1940 года «величайшим и лучшим моментом в своей существования». В знак уважения к французскому императору Гитлер приказал перевезти останки его сына из Вены и перезахоронить рядом с отцом. Кроме того, он распорядился истребить два монумента Первой мировой войны: памятник генералу Шарлю Манжену и британской медсестре Эдит Кавелл, казненной немцами за поддержка союзникам. Напоминания о поражении Германии Гитлер всячески стремился удалить из мировой истории.

      Почему Гитлер не поднялся на Эйфелеву башню

      Благодаря архивным снимкам известно, что некоторое время фюрер провел у Эйфелевой башни, которой, возможно, уделил наибольшее внимание. Эти снимки сделал штатный фотограф НСДАП Генрих Гофман, трудившийся над хроникой. К слову, туман за спиной Гитлера на фото подтверждает, что дело происходило ранним утром.

      Эйфелеву башню фюрер рассматривал не лишь как «образец нового стандарта зданий», но и как инженерный тип тектоники.

      «Эта башня является не только синонимом Парижа и всемирной выставки, но и останется образцом классицизма и знаменует собой начало новой эры», — резюмировал гость французской столицы.

      Он планировал подняться наверх, но лифт по невыясненным винам не работал. По одной из версий, перед прибытием немцев директор башни снял или повредил механизм подъемника. Согласно иной, тросы перерезали французские рабочие. Наиболее правдоподобной кажется версия о том, что немцы просто не знали, как запустить лифт. Потому фюрер не смог увидеть упавший к его ногам город с высоты птичьего полета. По данному поводу даже якобы сообщали: «Гитлер завоевал Францию, но не Эйфелеву башню».

      В Латинском квартале покоритель Франции заглянул в Пантеон, но резко вышел назад. Ему показалось, что для светлого летнего дня в здании слишком мрачно. Побывал он и на Монмартре, где оценил базилику Сакре-Кер. Здесь Гитлер длинно стоял в окружении своих спутников. Проходившие мимо местные жители узнавали его, однако игнорировали.

      В Париже Гитлера интересовала лишь архитектура. К 1950 году он мечтал превратить Берлин в величайший город на планете. Также готовились планы генеральной реконструкции Мюнхена и Линца. Однако в цельном Гитлер остался скорее разочарован увиденным.

      «Берлин должен быть намного красивее. Когда мы закончим реконструкцию Берлина, Париж будет лишь тенью», — произнёс рейхсканцлер Шпееру.

      Вероятно, Гитлер так и не узнал, что большинство сокровищ Лувра были эвакуированы из Парижа на юг Франции. Среди прочих экспонатов до завершения оккупации покинули музей «Мона Лиза», статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской. Остальные реликвии были обрисованы нацистами.

      К девяти утра обзорная экскурсия завершилась, и процессия поспешила обратно в аэропорт. Снова обращаясь к своим попутчикам, Гитлер признался, что всю жизнь мечтал увидеть Париж. Он также обсудил с адъютантами целесообразность проведения в городе военного парада. От такого празднования взятия Франции было разрешено отказаться из-за угрозы английского авианалета. Фюрер констатировал, что пока не готов к параду победы, потому что кампания еще не окончена.

      Ключ

      >