Архангельские археологи под воротами Гостиных дворов заметили остатки начала города — деревянного Гостиного двора. По мнению исследователей, тесаные бревна и свайные основания показались на этом месте 500 лет назад…

По словам старшего научного сотрудника Архангельского краеведческого музея Алексея Беличенко, эта находка уникальная, так как бывальщины обнаружены конструктивные детали свайного поля каменных Гостиных дворов и ниже под ними остатки конструкции деревянных Гостиных дворов.

В мерзлом грунте замечены также фрагменты резаной кожи — возможно, в 16 веке на территории Гостиных дворов было кожевенное производство, и осколки стеклянных штофов и тарелок. Все отысканное, впрочем, не меняет возраст города. Архангельску, уверены ученые, по-прежнему – 4 века. То, что обнаружили сотрудники музея — не случайные находки. Раскопки велись планомерно, на основе научных этих. Остатки старинного города пополнят коллекцию фондов краеведческого музея.

(ИА “Двина-Информ”) – http://www.dvinainform.ru/news/2009/03/04/74470.shtml

Справка: История Архангельска

Основание города

Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излуке болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом пункте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Возле обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.

В середине XVI столетия английский моряк Ричард Ченслер открыл путь по Белому морю до Архангельска. С этого времени начинается торговля с британцами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также строи, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило наименование Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об экстренных мерах по обороне Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок выстроить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наскоро, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…».

В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город сферы Архангельского монастыря»:острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём и надолбами перед ним. Визави крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в твердыни находились холмогорские и московские стрельцы. Под её стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев . В 1587 г. сюда же бывальщины принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта 1596 г. новоиспеченный город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нём монастырю), а с 1 августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным установлением административной самостоятельности, самостоятельности от Холмогор города Архангельска.

Город в XVII веке и в эпоху Петра Великого

С конца 80-х XVI века Архангельск стал серединой русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была вином множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался наново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего поре. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхотуры угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря этой выгодной позиции можно было содержать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во другой половине XVII века традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его серединой сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — ещё ранее был перемещен на его полуденную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII столетия и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Пётра I.

Интерес Петра Великого к один-единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота.

Петр I впервые прибыл в Архангельск 28 июля 1693 года, в пятницу. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь прочертил в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи С половины XVII века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После завершения Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было выстроено около 700 больших и малых судов. 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в собственный следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Пётр свершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, вящую свиту и пять батальонов гвардии.

Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской твердыни, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. 6 августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани деревни Нюхча. Отсюда гвардейцы совместно с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком бывальщины протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотебурга (Орешка). Домик Петра в 1877 году был перевезен с Маркова острова в Архангельск, а в 1934 году — в присело Коломенское, где находится и поныне. В 1708 году в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск сделался губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. А. Голицын. Начиная с 1713 года царь Пётр I своими указами начинов стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить лишь такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Пётр издал указ, воспрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, остро сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19.

1725—1917

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю сквозь Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, желая в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то пора единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных середин. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за геройское участие в Наваринском сражении.

В мае 1869 года указом императора Александра Николаевича архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Но прежде чем отправиться к пункту нового назначений Н. А. Качалов сопровождал, по желанию Наследника Цесаревича, Его Высочество в поездке Его с Цесаревною и с Великим Князем Алексеем Александровичем, сквозь Москву, Нижний Новгород, Царицын и Донскую область в Крым. Царь дал ему поручение — обратить особенное внимание на экономическое поза Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму отдал объездам и изучению своей губернии; в феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил Государю доклад, удостоившийся целого одобрения. Н. А. Качалов до смерти состоял членом совета министра финансов и в 1885 году был назначен председателем комиссии для выработки плана развития Архангельской губернии. К заслугам Качалова можно отнести формирование первого морского пароходства.

В крышке XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также значительной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта отворено Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти корабля в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.

1917—2000

Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими армиями. Освобождён в 1920 году частями Красной Армии. В годы Великой Отечственной войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на сберегаю незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт утерял своё значение.

>