В древнем Гёбекли-Тепе вероятно был культ черепов усопших
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Новоиспеченные раскопки на знаменитом стойбище Гёбекли-Тепе показали, что обитатели Турции каменного века поклонялись черепам умерших людей, какие они покрывали абстрактными узорами и линиями, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

"Люди времен неолита, существовавшие на юге Анатолии и Леванта, уделяли особое внимание черепам людей, хранили их в особых местах и украшали их мягкими тканями и красками.

Недавно подобные черепа бывальщины найдены в Гёбекли-Тепе, и их роль и функция оставались предметом споров среди ученых", — пишет Юлия Грески (Julia Gresky) из Археологического института Германии в Берлине.

Святилище Гёбекли-Тепе (Турция)

В древнем Гёбекли-Тепе вероятно был культ черепов усопших

Гёбекли-Тепе, а также несколько других стоянок древних людей на территории Анатолии, таких как Чатал-Гуюк и Тепеджик-Чифтлик, ныне считаются одними из самых древних следов существования первых зачатков цивилизации, религии и культуры на Земле.

Раскопки, какие ученые проводят здесь с 1960 годов, помогли раскрыть многие детали того, как возникло земледелие, первые города и искусство, и показали, что страны и "вертикали власти" еще не существовало примерно 8-9 тысяч лет назад.

Одной из самых необычных находок, сделанных на территории этих поселений, было открытие нескольких черепов, раскрашенных охрой и иными красками. Эти артефакты, как рассказывает  Грески, заставили многих историков и археологов предполагать, что жители Турции каменного столетия могли поклоняться не матери-богине, как на то указывают статуэтки женщин и другие артефакты, найденные в этих стойбищах, а черепам предков или даже неприятелей.

Грески и ее коллеги нашли первые однозначные свидетельства того, что жители Гёбекли-Тепе, а возможно и других неолитических поселений в Турции, подлинно поклонялись черепам усопших и особым образом обрабатывали и украшали их узорами после отделения от тела.

Обломки черепов с ритуальными рисунками. © Julia Gresky, DAI

В древнем Гёбекли-Тепе вероятно был культ черепов усопших

К подобным выводам ученые пришагали, изучая осколки трех черепов, найденных в одних из самых глубоких слоев отложений в Гёбекли-Тепе в двух противоположных крышках стойбища.  Примерно десятая часть этих осколков, как обнаружила команда Грески, несет на себе следы порезов, какие не встречаются ни на одном другом черепе из Анатолии, Леванта или других претендентов на роль "колыбели цивилизации".

Ученые просветили эти фрагменты при поддержки трехмерного сканера и использовали их виртуальные копии для восстановления этих черепов. Далеко не все осколки удалось найти, но их все равно достало для обнаружения того, что царапины появились на каждой черепной коробке далеко не случайно, а были выточены на ней после смерти ее обладателя.

Вящая часть этих узоров представляла собой примитивный набор дыр, а также вертикальных линий, прочерченных через середину лба человека, а также сквозь ту точку, где были расположены уши или затылок.

Небольшое число из них было объединено в более сложный рисунок, похожий на дерево. Все эти черты, судя по форме их канавок, были нанесены на поверхность черепа при помощи нескольких последовательных ударов каменными орудиями труда.

Черепа из Гебекли-Тепе с ритуальными рисунками (стальным отмечены те фрагменты черепов, которые удалось найти ученым). © Julia Gresky, Juliane Haelm, DAI.

В древнем Гёбекли-Тепе вероятно был культ черепов усопших

Конфигурация этих линий, к тому же, указывает на то, что они были начерчены фактически сразу после смерти обладателей, до того, как кости утеряли свою эластичность.

Все это, вкупе с тем, что черепа были очищены от плоти перед этой процедурой, говорит о ритуальном характере нанесения подобных рисунков на черепа из Гёбекли-Тепе, что однозначно свидетельствует о наличии в неолитической Турции своих версий "поклонения черепам", выделяющихся от тех, которые существовали в Леванте.

Наличие подобного культа в разных точках древнего мира, где предположительно могла зародиться цивилизация, сообщает о том, как считают ученые, что древние люди могли поклоняться не только "безобидным" силам природы, но и черепам, какие могли символизировать как их предков, так и какие-то иные сверхъестественные силы.

>