В Эрмитаже открылась выставка «Византия сквозь века»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В рамках перекрестного Года России и Греции в Государственном Эрмитаже отворилась выставка «Византия сквозь века», самая масштабная с момента основания музея экспозиция сокровищ великой империи. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports. К объектами искусства, хранившимся в Эрмитаже, добавились памятники музеев, библиотек и монастырей Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа. Столь представительной собрания византийского «изящного искусства» Греция в Россию еще не посылала. —. О такой выставке мечтали поколения сотрудников Эрмитажа, —. Отметил, обнаруживая экспозицию, директор музея Михаил Пиотровский. —. Здесь есть диалог разных коллекций и прекрасная история. Мы видим, как из античности рождалось византийское искусство, а дальней русская культура, которая показана у нас в других залах. Экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры —. С первых столетий нашей эры и вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Представлены все художественные форматы —. Скульптуры, фрагменты фресок, напольных и настенных мозаик;. Бронзовые литургические сосуды;. Ювелирные золотые изделия;. Перегородчатые  —. С использованием тончайших металлических пластинок —. Иллюминированные —. Украшенные красочными миниатюрами и орнаментами —. Фото ©Hellenic Ministry of Culture and Sports. Кроме того, в экспозиции —. Двухметровая, шитая шелком плащаница XIII столетия из Фессалоник и, конечно, живописные иконы XII –. Середины XV веков. Византийская иконопись неизменно привлекает посетителей Эрмитажа. Музей обладает одним из лучших ее собраний VII–. XV столетий, в том числе и иконой «Преображение». Этот шедевр был частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной доске, а затем распиленного на отдельные подмостки. Одна из них —. «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах —. Привезена в Петербург, и зрители имеют возможность увидеть ее совместно с «Преображением» —. Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис», 1300 г. Византийский и Христианский музей в Афинах. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports. Немало любопытствующих привлекает мозаичная «Богоматерь Эпискепсис». Икона происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии, откуда ее перевезли в Грецию. Термин «эпискепсис», или «встреча», был использован Константином Багрянородным при описании святынь Влахернского святилища. Изысканный колорит —. Красные, оливковые и золотые тона —. Выделяет икону среди памятников Палеологовского ренессанса, пережитого империей перед крахом. А во времена своего расцвета Византия наследовала памятники античности. На берега Босфора свозились мраморные и бронзовые скульптуры, обелиски. В провинции с языческим наследством поступали просто: вырезали крест на лбу мраморного идола, тем самым лишая неугодного бога власти. На выставке можно увидеть образцы подобной «христианизации» —. Афинские скульптуры мальчишку и Афродиты, причем лицо богини любви значительно искажено. Детскому саркофагу из коллекции Эрмитажа повезло больше —. Стенка с цирковыми подмостками не пострадала, но оборот ее освящен крупным четырехконечным крестом. Фото ©Hellenic Ministry of Culture and Sports. Византийцы «христианизировали» не только идолов и мраморные плиты, но и созданья прикладного искусства, как например, бронзовую фигурку Гарпократа из собрания Эрмитажа и в особенности миниатюрные драгоценные камеи —. Витрины с ювелирными изделиями традиционно пользуются влюбленностью дам, и эта выставка не исключение. Счастливицы, которым удастся надолго задержаться у экспонатов, по достоинству оценят  золотые изделия со вставками драгоценных камней и жемчуга. Обращает на себя  внимание природная, природная форма камней и разнообразные технические приемы работы с металлом —. Препендулия (длинная височная серьга). X в. Национальный Археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports. Ценители красивости и комфорта отметят фрагменты мозаичных полов с изображением времен года, небесных светил, цирковых и охотничьих сцен. Нередко подобные пустотелы украшали христианские храмы. Одна из таких напольных мозаик VI века, найденная в Херсонесе, была в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург. Увидать ее можно зале № 112. Другой большой фрагмент, датированный IV столетием, изображает Осень —. Фото ©Hellenic Ministry of Culture and Sports. Кушать в экспозиции и хронологический диссонанс, который устроители называют сознательным. Среди византийских икон, мозаик и фресок размещено живописное полотно «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Заключительный византийский гуманист, по замыслу организаторов, объединяет искусство через века. Для желающих углубить знания о Византии в информационной зоне экспозиции подготовлены печатные издания, кинофильмы и иллюстрированный научный том «Искусство дивной красоты и духовности», написанный куратором выставки Юрием Пятницким. Выставка открыта до 2 октября.

>