В кинофильме “Игры шпионов” предателя Пеньковского загримировали под герояВ нашем прокате продолжается показ британского фильма “Игры шпионов”. Истина, собрал он с 18 марта лишь около полмиллиона долларов. Мы писали об этом фильме (“РГ” – Неделя, 26.02.2021), где неправдоподобная версия выдается за истину, а предатель возносится до героя-мученика.
Доказательства предательства Пеньковского и Винна были неопровержимы: они сразу признали вину. Фото: Gettyimages
Все пуще начавшееся третье десятилетие XXI века называют временем схватки за мировую историю. Для нас по вполне понятным причинам она идет сложно, особенно на зарубежных полях сражений, где вливание несчитаных денежек и сплошной, постоянно усиливающийся чужой навал вынуждает больше обороняться, отбиваться, чем просто излагать историческую правду.
И проблема возникает сам по себе. Зачем, ради чего мы должны давать киношную визу и впускать в страну английский фильм, жесточайше искажающий историческую главу из сравнительно недавнего прошедшего? Нас кто-то заставляет? Или "Игры шпионов" – действительно шедевр? А может, это нечто, напоминающее "Шпионский мост" (история Абеля-Фишера и его защитника Донована), в исполнении двух великолепных актеров, где правда в определенной мере проскальзывает и выданный предателем советский полковник возбуждает симпатию, которой дали сформироваться по ходу фильма?
Ничего подобного. В их кинопрокате фильм не завоевал особого признания. Отзывы критиков переваливают за шкалу "посредственного фильма", хотя сюжет и вызывает тамошнее одобрение.
Картина, как это ни банально писать, исключительно слаба по всем показателем, кроме одного значительного, о котором ниже. Это не рецензия, но актеры, за исключением двух главных героев, примитивны, будто участники самодеятельного коллектива на прогоне своего первого постановки. Съемки на улицах Праги и полученные изображения карикатурны. Ни намека на московскую реальность, на хоть отдаленную правду. Ходульность в изображении нашей края такая жуткая, что поражаешься примитивизму – дремучему, враждебному. Кажется, что и на Западе уже во все это не верят.
Рекомендуем: копии швейцарских часов
О сюжете особо. Его выдают и анонсируют "исторической истиной". Предательство шпиона Пеньковского превращается в героическое самопожертвование. Склонить полковника ГРУ к работе на ЦРУ и МИ-6 "поручено" Джону Кеннеди, чьи соловьиные выговоры Пеньковский слушает с замиранием сердца. Этот персонаж образец во всем – отличный семьянин, обладатель многих советских наград, патриот. Собственно его любовью к Родине, желанием спасти мир объясняются добровольный выход на чужую спецслужбу, кража и передача главному противнику секретнейших документов. Немного кто из предателей нанес стране такой невосполнимый урон, как Пеньковский.
Ради чего мы должны впускать в страну английский кинофильм, жесточайше искажающий историческую правду?
Героя из Пеньковского уже лепил один из сбежавших на Запад предателей в книге "Шпион, избавивший мир". Да и некоторые наши авторы все ближе подбираются к тому, чтобы перевоплотить подонка, нанесшего колоссальный урон Отечеству, в спасителя нации. Очень опасная тенденция. Тем более что имя Пеньковского по-прежнему на устах. В последнее время даже в среде российских людей, строчащих на подобные темы, начинают высказываться сомнения. Я-то думал, что Карибский кризис разрешен во многом благодаря Герою России, полковнику рекогносцировки Александру Семеновичу Феклисову. Оказывается, нет.
Представьте, какое впечатление эта вдалбливаемая сюжетная линия произведет на зрителя большей долей не подготовленного, истинную историю не знающего. Да и откуда, если даже ее хаотичное изучение очень часто ведется на основе таких кинофильмов. Конечно, зрители посмеются над преподнесенными стереотипами советской действительности. Но общую идею проглотят. А если и не до конца, то сомнение непременно будет посеяно. Тем более Пеньковского показывают как знакомца Хрущева, с которым тот лично здоровается в театре из ложи и приветствует на заседании ЦК КПСС, на каком решается вопрос о поставке ракет на Кубу. И сам Пеньковский был бы удивлен таким вознесением. А уж его связник, англичанин Гревилл Винн, и вовсе преподнесен героем из героев.
Предполагаю, что молодое поколение критиков, немощно представляя роль мерзавца Пеньковского, начнет обелять предателя. Рецензенты будут глубокомысленно задаваться вопросом: а если так и было и какая же у нас однобокая трактовка столь сложного персонажа. Пойдет и дальней: ой и ай, от нас скрывали такого борца за мир и справедливость. Будут опубликованы отрывки из иностранных книг наподобие "Шпиона, который избавил мир" и некоторых других произведений. Точно найдутся "знатоки" разведки, даже знаю их наверняка, какие якобы "рылись" в личном деле Пеньковского и готовы рассказать и доказать, точно подтвердить: все было, как в кинофильме, вас столько лет водили за нос. Короче, "Игры шпионов" превратятся в хвалу чужим спецслужбам и предательству.
На всякий случай привожу и фрагмент из российского анонса, опубликованного на многих порталах: "Фильм основан на реальных событиях, но трактуют их до сих пор по-разному. Авторы выбирают вариант, идеально подходящий для гуманистического кино о махоньких людях, противостоящих безжалостной системе. В сценарии Тома О Коннора и Винн, и Пеньковский твердо верят в то, что помогают предотвратить крушение: финал картины разворачивается на фоне Карибского кризиса. Учитывая эту общность взглядов, неудивительно, что между героями зарождается самая натуральная дружба".
И другой тревожный момент, о котором упоминал в самом начале. В отличие от грузино-австрийского актера Мераба Нинидзе, играющего Пеньковского, британец Бенедикт Камбербэтч (Гревилл Винн) уже давно стал кумиром российской публики хотя бы за своего Шерлока Холмса. Выбор этого артиста – удачная завлекаловка. Но даже он на протяжении первых 75 минут фильма фальшивит, ему нечего играть, "Холмс" лишь отбывает номер, выдавливая из себя слезы на хореографии "Большого". А вот в финале сидящий в зиндане Шерлок-Винн – это уже настоящий, вызывающий не только сострадание, но и симпатию борец за правое дело. За что ж его так?… И какими неплохими ребятами были эти два парня – плевать, что один предатель, другой – наглый связник. Как не стыдно было это замалчивать? Сила таланта Камбербэтча такова, что может оказать воздействие и на тех, кто в принципе осуждает эту преступную связку.
И вот финал. Благодаря мучительной отсидке Винна и смерти героя Пеньковского, а также совместной труду замечательных спецслужб – ЦРУ и МИ-6 – весь мир, чуть не грохнувший в бездну из-за глупых русских, спасен. Браво, предатели!
Я оцениваю завязавшийся прокат фильма как реальную помощь в одурманивании жителей нашей страны. Помощь добровольную, ничем, абсолютно ничем не обелённую.
Общество История Культура Кино и ТВ Мировое кино