В пещере у Храмовой горы отысканы монеты еврейских повстанцев
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В пещере у Храмовой горы отысканы монеты еврейских повстанцев


За несколько дней до основы Песаха – праздника свободы – археологи обнаружили у южной стены Иерусалимского храма десятки монет, на которых отчеканен девиз “За независимость Сиона!”. Эти монеты были спрятаны в пещере незадолго до начала Первой Иудейской войны (в израильской историографии – “Великое бунт”). О находке стало известно во вторник, 27 марта.

Д-р Эйлат Мезер, которая руководит раскопками у Восточной стены, наименовала эту находку волнующей и неожиданной. Клад стал сюрпризом для сотрудников Управления древностей и студентов Еврейского университета в Иерусалиме: пещера размещена между Храмовой горой и Градом Давидовым (“Ир-Давид”), в самом центре города, и было трудно поверить в то, что на протяжении двух тысяч лет туда не закатывался ни один человек, намеренно или случайно.

Но факт остается фактом: в последний раз люди были в этой пещере в 70 году нашей эры. Собственно в этом году была отчеканена часть бронзовых монет, спрятанных под сводами. На них выбит девиз: “За освобождение Сиона”.

Большинство монет отчеканено ранее, в первый год восстания (66 год н. э.), и девиз на них иной: “За свободу Сиона”. Девиз изменился на последнем этапе войны с римлянами, когда повстанцы-евреи начали соображать неизбежность своего поражения.

“Опасность исходила не только от римлян, – напоминает Мезер. – Историк Иосиф Флавий повествует об атмосфере ужаса, царившей в Иерусалиме перед разрушением Храма. Жители голодали, были случаи людоедства, а пока одни умирали от голодания, другие занимались грабежами и убийствами, терроризируя весь город. В обстановке почти тотального хаоса шла борьба за власть – различные секты постоянно соперничали друг с другом”.

В пещере, площадь которой составляет около 100 кв. м, археологи нашли не лишь монеты, но и осколки керамической посуды – кувшинов и горшков. Данные, полученные при раскопках, дали почву для гипотезы о том, что обитатели Иерусалима собирались использовать пещеру как тайное укрытие – вход был завален мусором, чтобы скрыть подземный тайник от глаз неприятелей.

Однако нет никаких указаний на длительное пребывание людей в этом укрытии. “Пещера так никого и не спасла”, – считает д-р Мезер. Для главу раскопок находка клада стала новой главой семейной истории – дед д-ра Эйлат Мезер, профессор Еврейского университета Биньямин Мезер, начинов заниматься археологическими исследованиями в районе Старого города сразу после объединения Иерусалима, 50 лет назад.

>