В Узбекистане на территории Самаркандской районы у канала Даргом продолжаются раскопки загородного дворца Самаркандских правителей домусульманской эпохи.
Работы специалисты Института археологии ведут с 2001 года, благодаря им был отворён ранее неизвестный истории парадно-монументальный комплекс, где был найден государственный архив с многочисленными буллами.
Сейчас же на территории комплекса археологи впервые в истории раскопок в Центральной Азии заметили многоперсонажную композицию, вырезанную на дереве в доисламский период. По информации Академии наук Узбекистана, панно украшало тронный зал, где на трехъярусном подиуме восседал на престоле правитель.
Стены помещения были украшены картинной галереей в виде резных деревянных панно. Его размеры 124 на 141 сантиметров, само панно заключается из двух широких досок, скрепленных между собой железными скобами. На досках с лицевой стороны вырезана композиция из человечьих фигур, размещенных в четыре яруса.
Всего в композицию включено 46 фигур, три из них условно, так как в верхнем левом углу две фигуры еле просматриваются, а от правой нательнее сохранилась только рука. Основной сюжет композиции – поклонение божеству, сидящему на троне в виде лежащего льва, – отмечается в ведомстве. Археологи помечают, что вероятнее всего, это божество – великая богиня Нана.
Нана в зороастризме была богиней плодородия, на территории же современного Узбекистана ее манер, наложившись как на местные божества, так и на веяния Греции и Рима, стал образом богини – хранительницы города и общины, покровительствующей плодородию, и дарующей победу в битвах. Нану особо чтили на территории нынешней Центральной Азии в Согде, Усрушане и Хорезме.