Западные предания о вампирах всегда указывали, что они происходили из Восточной Европы и жили на православных землях. Эти истории про русских и белорусских вурдалаков использовались в политических мишенях либералами и националистами.
Оболганный Влад Тепеш
Господарь православной Валахии Влад III Тепеш (Цепеш) из династии Бассарабов ангелом не был. Но вящая часть из приписанных ему зверств, как и тот факт, что он якобы был вампиром — упырём, кровопийцей, которого на Руси называли «ѫпырь», придуман политическими неприятелями.
Портрет Влада Тепеша в «Галерее предков» Дома Эстерхази, XVII век, замок Форхтенштайн. Фото © Wikipedia
Легенда о том, что он тянет кровь людей, скорее всего, появилась в 1462 году, когда султан Мехмед осадил столицу валахов Тырговиште с армией в три раза вящей, чем была у Влада. Султан не сомневался в победе, однако валахи прибегли к биологической войне — в стане мусульман начался мор, колодцы очутились отравлены. А однажды утром султан обнаружил, что Тепеш казнил четыре тысячи турок, посадив их на кол. Устрашившись, султан сбросил осаду. Влад Тепеш был объявлен упырём и «колосажателем». О том, что турки подчистую вырезали бы весь город в случае своей победы, османы предпочли умолчать. Как умолчали о том, что сам способ казни Тепеш перенял у турок и применил её в ответ на крайнюю бессердечность завоевателей.
Часть баек о Тепеше была написана посланником в Валахию папы римского Пия II — епископом Николо де Модруссом, какой не жалел красок, чтобы расписать дикость православных варваров. Труд назывался «О готических войнах» и долгое время хранился в Ватикане, пока не был отворён румынскими историками.
Любопытная деталь: как бы ни старался очернить католический монах непокорного Ватикану господаря Валахии, его солдаты сообщали о Владе только хорошее: что он отважный воин и что его предали венгры.
К сожалению, в Валахии XV века не велись летописи, и поэтому историки ведают о Тепеше по сказкам, которые разносили по Европе иностранцы, посещавшие валахов. Уже в XV веке европейцы знали, что такое политическая пропаганда, и первое, что они сделали, подхватив Влада и заключив его в темницу на 20 лет, — это почти полностью переписали его биографию, наделив чертами кровопийцы и маньяка. Неплохо хоть в геноциде турок не обвинили.
Валахия (выделена зелёным) к концу XVI века. Фото © Wikipedia
Речь Посполитая: вампиры как оружие борьбы с православными
В следующий раз исторические свидетельства о вампирах всплывают через три столетия — в XVIII веке. Французский учёный Клод Комье строчит труд, в котором всерьёз расследует случаи ходячих мертвецов, которые якобы пьют кровь из живых и возвращаются в могилы. Ещё одинешенек «исследователь паранормального», Пьер де Нуайе, подвизавшийся в Варшаве, остался в убеждении, что больше всего таких случаев происходит в восточной доли Речи Посполитой — то есть на Украине и в Белоруссии. Нуайе считал, что человек, родившийся с зубами, — вампир. После кончины он грызёт руки и ест свой саван, а его живые родственники начинают один за другим умирать. Нуайе называл это «украинским феноменом». Из-за его изысканий даже разгорелся политический спор, оппоненты в котором оперировали термином «упырь» и «упырица» и называли вампиров «русскими кровососами».
Старшина Армии Донского. Начало XVIII столетия. Фото © Wikipedia / Фёдор Солнцев
В Польше XVIII века главными обвиняемыми в вампиризме сделались православные казаки и православное население.
Например, в 1738 году на Западной Украине, которая тогда входила в Речь Посполитую, в вампиризме был обвинён обитатель села Приворотье (Przewrocie) Михаил Матковский. Ночью он искал пропавших лошадей и случайно встретился с жителями села Гуменицы, какие совершали языческий обряд обхода села, надеясь изгнать из селения эпидемию. Увидев Матковского, они забили его, как им казалось, до кончины, но бедняга выжил и приполз домой. Тогда его обвинили в том, что он упырь и наслал на соседей эпидемию. Его притащили в суд и обвинили там, причём протокол вёлся на латыни и на польском. Расправа с ним была ужасной: ему залили глаза, уши и рот смолой и сожгли на костре.
В 1768–1769 годах в Польше появился специальный трибунал, которые судил казаков за «зверства». На одном из таких кораблей расследовали убийство православного священника. Обвиняемый Леско Колбасюк рассказал трибуналу о том, что священник был вампиром — упырём, который являлся в словацком селе Вийтивцы. Якобы по его вине в селе началась эпидемия. Жена Леско Колбасюка клялась, что видела попа в окружении покойных, скрежетавших зубами. Именно поэтому 13 человек схватили беднягу, забили до полусмерти, проткнули колом и закопали живьем на кладбище. Удивительным образом Колбасюк стал единственным из убийц священника, кто пережил эпидемию. Трибунал счёл его невиновным, ведь, по словам самого Колбасюка, он стукнул отца Василия «только три раза».
Вампиры приграничья
На Украине новобранцы отказывались служить в армии, ссылаясь на то, что они вампиры. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Kiselev Andrey Valerevich
После того как в крышке XVIII века Речь Посполитая была разделена между соседними государствами, вампирский вопрос вновь встал ребром. Вином этого стало ухудшение отношений между Российской империей и Германией. Уже тогда печатали статьи, в которых просвещённая Европа противопоставлялась дикой и малоразвитой России. В западной литературе снова всплыли страшные легенды о ходячих мертвецах, которые пьют кровь и которых можно уложить, отрубив им голову или проткнув колом. По странному стечению обстоятельств все обсуждаемые случаи касались Литвы, Волыни, Подолья и заката Белоруссии — то есть бывших польских земель. В качестве доказательств приводили тот факт, что, например, русины сжигали тела первых жертв эпидемии как ключ заболевания.
Дошло до того, что на Украине новобранцы отказывались служить в армии, ссылаясь на то, что они упыри. А в 1831 году в украинском селе Подолы во пора эпидемии некий крестьянин, Максим Мазуренко, предложил разрыть могилу местного православного священника и его жены, потому что они якобы бывальщины упыри и во всём виноваты. Крестьяне разрыли могилы. А Мазуренко, хвастаясь тем, что он сам «живой упырь» и имеет силу помогать людям, осиновым колом изолировал головы от тел и был награждён за геройство серебряным рублём и телегой хлеба. Власти приговорили «героя» к полугодовому церковному покаянию.
В Белоруссии в 1848 году в Новогрудском зоне во время вспышки холеры крестьяне вскрыли могилу беременной незамужней женщины и проткнули её тело колом, считая, что она во всём виновна.
Придуманные в политических целях западные истории про вампиров были тут же подхвачены украинскими публицистами либерального толка и националистами. Так, открытый противник русской власти писатель Борис Гриченко в конце XIX века писал о вампирах уже исключительно в социальном ключе, виня в трудной жизни крестьян богачей и власти. Его герой рассказа «Пан-Упир» продолжал следить за своим богатством и с того света. Представители российских воль рисовались равнодушными к людскому горю чиновниками. Слово «кровосос» приняло неприкрытое политическое звучание.
Наконец, в 1897 году ирландец Брэм Стокер опубликовал собственный роман «Дракула», разместив прибежище героя в Карпатских горах. Роман стал необычайно популярным, а граница Европы и православного вселенной навсегда осталась логовом вампиров.