Думы выдающегося педагога-фронтовика очень актуальны для сегодняшней школыВ наступившем году сотни российских школ подписались на наш журнал. “Отечество” давно стала дополнительным и незаменимым учебным пособием для учителей истории и литературы. Мы продолжаем публикации рубрики “Открытый задание”, где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошлого и настоящего.

Василий Сухомлинский: Детей покоряет влюбленность преподавателя в знание

Василий Александрович Сухомлинский и главные герои его книжек.

Май – месяц Великой Победы. Потому Открытый урок проводит выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, какой в 1941-м добровольцем ушел на фронт.

Заслуженный учитель Украинской ССР, членкор Академии педагогических наук РСФСР, едва ли не один-единственный в стране провинциальный директор, удостоенный звания Героя Социалистического Труда и двух орденов Ленина. В 1960-е годы он был натуральным властителем дум, а Павлышская школа, которой руководил с 1948-го, – учительской Меккой. Четыре десятка монографий, около шестисот статей, тысячи куцых поучительных рассказов для детей…

…Летом 1941-го молодой учитель-словесник Сухомлинский добровольцем ушел на фронт, а его беременная жена очутилась в оккупации. Из дома не пришло ни одного письма… В феврале 1942-го подо Ржевом ротный политрук Сухомлинский был тяжко ранен, после четырех месяцев в госпитале демобилизован по инвалидности и направлен директором школы в далекое удмуртское село. Лишь весной 1944-го, вернувшись в освобожденную Украину, он разузнал страшную правду – жена Вера и их рожденный в застенках гестапо младенец были замучены фашистами. Израненный, с осколками в бюсты, он рвался на фронт, "хотел встретиться лицом к лицу с зверем-гестаповцем, хотел понять, как могло получиться, что таких зверей рожали люди-матери", но ни одна комиссия не смогла признать его даже узко годным.

Сухомлинский отдался работе. Возглавил школу в украинском поселке Павлыш, где начал образовательный эксперимент длиною в житье. За феноменальной работоспособностью скрывалось неизжитое личное горе. Всю жизнь Василий Александрович хранил в кармане пиджака фотографию убивца – гестаповца, ушедшего от возмездия, – жестокое ежедневное напоминание о том, что в мире есть фашизм. Эхо войны преследовало Сухомлинского всю жизнь. В 1970-м здоровье сделалось ухудшаться – металл, не извлеченный в 1942-м, подбирался к сердцу.

В феврале он писал: "За время, отведенное мне этими небольшими осколочками, я желаю сделать как можно больше… Я очень рад, что до последней минуты буду с детьми, что буду не тлеть, а гореть". Его не сделалось 2 сентября 1970-го. Накануне Василий Александрович сокрушался об одном – что не может встретить ребят на торжественной линейке.

Его не раз обвиняли в "абстрактном гуманизме", скатывании на позиции "бесклассового воспитания" – что ж, его думы действительно вне времени и идеологии. Мы собрали мудрые советы великого просветителя своим коллегам, особо актуальные в наш век.

Василий Сухомлинский: Детей покоряет влюбленность преподавателя в знание

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970).

"Дать любому ребенку счастье…"

Десять советов Василия Сухомлинского учителям

1. Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к какому ставятся какие-то формальные требования. Дневник – личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них – источник раздумий, творчества. Дневник, какой ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет – это огромная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая цивилизация. Сколько драгоценных жемчужин педагогической мудрости пропадает тогда, когда учитель-мастер, учитель-творец, завершив свою творческую житье, уносит с собой в могилу все, что он постиг за годы труда и поисков. Дневники педагогов я бы хранил в педагогических музеях и в научно-исследовательских институтах как бесценные сокровища.

2. Значительнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя независимого времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жития, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Свободное время учителя – это… корень, питающий ветви педагогического творчества.

3. Детей покоряет влюблённость преподавателя в знания. Тоньше всего дети знают ваш труд тогда, когда с вашей помощью они мыслят, открывают истину, изумляются и изумляются. Опасайтесь того, чтобы ум ваш раскрывался перед питомцами только в те минуты, когда вы проверяете знания. Исключительно важно, чтобы дитя понимал и чувствовал, что сегодня он стал умственно богаче, чем был вчера, с помощью учителя.

4. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков образцом богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с подобный силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, искусников творческого труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту "живую воду", без какой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине.

Василий Сухомлинский: Детей покоряет влюбленность преподавателя в знание

Книги Василия Александровича… Фото: РИА Новинки

5. Чрезвычайно тонким инструментом воспитания является похвала за хороший поступок, поощрение добра, приобщение к поведению, которое своей сутью выражает человеческое благородство. Похвала учит ребенка, образно говоря, читать книгу элементарной человеческой культуры. Похвала, высказанное семьей, коллективом, поднимает человека в собственных глазах, утверждает в нем гордость. Но когда ребенку приносят радость лишь похвалы, тут уже скрывается опасность. Настоящее мастерство воспитателя заключается в том, чтобы добро делалось без расчета на похвалу.

6. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за ленность и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре ребята возненавидят и кнут и пряник.

7. Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших питомцев в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не слиняли, не стерлись от частого произношения. Особенно недопустимо вкладывать в уста махоньких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук.

8. Весьма важно, чтобы детям было дорого все созданное старшими поколениями, все добытое и завоеванное в тяжелой борьбе за свободу и самостоятельность Отечества… В золотую пору детства, когда ребята особенно чувствительны и к слову, и к образу, и к душевному миру иного человека, надо донести до детских сердец все, чем гордятся старшие поколения, рассказать о том, какой ценой завоевано счастье независимого труда.

9. Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а преподавателя – как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников.

10. Задача школ и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек открыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для иных, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.

Василий Сухомлинский: Детей покоряет влюбленность преподавателя в знание

Открытие надгробного памятника В.А. Сухомлинскому в поселке Павлыш Кировоградской районы. 1972 год. Фото: РИА Новости

Вам также может понравиться