«Ведет к повальному греху»: за что ненавидели Распутина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Ведет к повальному греху»: за что ненавидели Распутина 150 лет со дня рождения Григория Распутина

150 лет назад родился Григорий Распутин, знаковая фигура при дворе императора. Он имел огромное воздействие на императорскую семью и славился своей любвеобильностью. Как воспринимали его современники, чем была недовольна церковь и как погиб Распутин, рассказывает «Газета.Ru».

    21 января 1869 года в селе Покровском Тобольской губернии показался на свет Григорий Распутин — будущий друг семьи российского императора Николая II.

    В молодые годы он обратился к веры — совершил паломничество в Верхотурский монастырь в Свердловской области, побывал в Греции на горе Афон, в Иерусалиме. За время странствий он завязал знакомства со многими монахами и представителями духовенства, в том числе с представителями Санкт-Петербургской внутренней академии.

    К 1904 году в глазах светского общества Распутин превратился в религиозную знаменитость. К нему проявил интерес император Николай II, удостоив «божьего человека» собственной встречи. Со временем Распутин приобрел влияние на императорскую семью благодаря тому, что помогал единственному сыну императора, цесаревичу Алексею, биться с гемофилией — неизлечимой наследственной болезнью, при которой нарушен процесс свертывания крови.

    Для остановки кровотечений Распутин использовал общенародные средства — например, разваренную кору дуба, однако в глазах императорской четы это выглядело чудом.

    Представители храмы относились к Распутину настороженно.

    По мнению священников, он был представителем хлыстов — русской секты, возникшей, по разным данным, под воздействием западноевропейских мистических сект, манихейства (переосмысление Библии с примесью заимствований из буддизма и зороастризма), славянского язычества или старообрядчества.

    Хлысты отвергают церковную обрядность, священные книги и священников, придерживаются строгого аскетизма, практикуют пищевое и половое воздержание. Последнее, впрочем, не весьма согласовывалось с доносом от одного из священников, что к Распутину приезжают женщины и об их «страстях, от которых он избавляет их… в бане». Однако проведенное Православной храмом расследование не выявило никаких признаков «хлыстовщины».

    Почитательниц у Распутина действительно было много. Как вспоминал мемуарист Арон Симанович, прогремевший, как «личный секретарь Распутина» часть их верила в его сверхъестественные силы и божественное предназначение, часть просто отдавала дань моде, бегая за ним, или старалась добиться с его помощью каких-то преимуществ. Сам Распутин упоминал, что многие высокопоставленные лица прямо вешали ему на шею своих жен и возлюбленных, чтобы таким образом добиться для себя некой выгоды.

    Влияние Распутина на императорскую семью превратило его в божество.

    По одному его слову чиновники получали рослые ордена. Назначения, для которых была необходима долголетняя служба, Распутиным проводились в несколько часов. «Не нужно было особых знаний или талантов, чтобы при его поддержки сделать самую блестящую карьеру. Для этого было достаточно прихоти Распутина, — писал Симанович. — Ни одинешенек царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он».

    При этом Распутин в открытую выражал свою неприязнь к дворянству. Он именовал дворян собаками и заявлял, что «в жилах любого дворянина не течет ни капли русской крови». За столом он грязными руками делил кусы пищи между своими поклонницами. А когда по праздникам его навещали почитательницы и поздравляли, обнимая его сапоги, он особенно обильно смазывал обувь дегтем, «чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья».

    Итоги расследования убедили далеко не всех. В 1912 году писатель Михаил Новоселов выпустил в своем издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство», винившую Распутина в хлыстовстве и критиковавшую высшую церковную иерархию. Брошюра была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержанностей из нее.

    В том же году Михаил Родзянко, председатель Государственной думы в 1911-1917 годах, обратился к Николаю II с просьбой задуматься о последствиях нахождения Распутина при дворе.

    «Наличие при дворе в интимной его обстановке человека, столь опороченного, развратного и грязного, представляет из себя небывалое явление в истории русского царствования. Воздействие, которое он оказывает на церковные и государственные дела, внушает немалую тревогу решительно во всех слоях русского общества. В защиту этого проходимца выставляется тяни государственный аппарат, начиная с министров и кончая низшими чинами охранной полиции.

    Распутин – оружие в руках неприятелей России, которые через него подкапываются под церковь и монархию.

    Никакая революционная пропаганда не могла бы сделать того, что мастерит присутствие Распутина. Всех пугает близость его к царской семье», — писал он в своих мемуарах.

    Также Родзянко напомнил государю и о походах Распутина в баню с дамами, но Николай лишь ответил, что у простолюдинов так принято.

    «Ваше величество, это кощунство! Он, невежественный мужик, не может надевать клобук и, кроме того, это дается при священстве! Вот иная фотография – «хлыстовский корабль», эта фотография была в «Огоньке», ее видела вся Россия. Вот Распутин, окруженный молодыми девицами, а вот и мальчики, он среди них. Вот Распутин с двумя молодыми людьми: они держат доску и на ней текст хлыстовский, а у Распутина, в руках икона божьей маме хлыстовская. Корабль, ведущий к повальному греху!», — убеждал он императора.

    «Стало известно, что он совратил нянюшку царских детей, воспитанницу императорского воспитательного дома. Мне известно, что в этом она каялась своему духовному отцу, созналась ему, что ходила со своим соблазнителем в баню, потом одумалась, поняла свой глубокий грех и во всем призналась молодой императрице, умоляя ее не веровать Распутину, защитить детей от его ужасного влияния, называя его «дьяволом». Нянюшка эта, однако, вскоре была оглашена ненормальной, нервно больной, и ее отправили для излечения на Кавказ. Побывав у лечившегося там митрополита Антония, она чистосердечно призналась ему в своем грехе и обрисовала во всех деталях преступную деятельность Распутина в царском дворце, умоляя владыку митрополита спасти из когтей этого «черта» наследника цесаревича», — также строчил Родзянко.

    Требования Родзянко эффекта не возымели — Распутин продолжил оставаться при дворе. К 1914 году созрел антираспутинский комплот, в котором, по мнению некоторых историков, был замешан и Родзянко. В июле на Распутина было совершено покушение — на него с ножом накинулась Хиония Гусева. Распутин выжил, но провел в больнице несколько месяцев.

    Смерть настигла Распутина в ночь на 30 декабря 1916 года (по новоиспеченному стилю).

    В список заговорщиков вошли князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, политический деятель Владимир Пуришкевич, поручик Сергей Сухотин и военный доктор Станислав Лазоверт. Убийство произошло во дворце Юсуповых на Мойке.

    Об убийстве рассказал в своих мемуарах друг Юсупова, великий князь Николай Михайлович, какому Юсупов рассказал о случившемся.

    «Подливая ему вино, в котором был яд (раствор цианистого калия), — к удивлению Юсупова, он никакого поступки на Распутина не имел, что озадачивало Феликса почти до умопомрачения, — и, видя, что его замысел не удавался, а Распутин только постепенно пьянел, он покинул его однго в столовой, а сам побежал наверх к другим заговорщикам и взволнованным тоном заявил: «Господа, непонятно: яд не действует. Подавайте мне револьвер, придется добить его выстрелом», — писал князь.

    Получив револьвер, Юсупов вернулся к Распутину. Он выпалил в упор, пуля прошла через легкое и печень. Распутин упал на пол и некоторое время не подавал признаков жизни. Его тело было недвижимо, пульс не прощупывался. Однако когда Юсупов собирался было уже отойти от убитого, его веки дрогнули, а затем он распахнул очи, вскочил на ноги и вцепился в плечо Юсупова, пытаясь ухватить того за горло. На крики вырывающегося Юсупова прибежали прочие заговорщики и принялись стрелять в Распутина. Ему, по рассказам убийц, удалось выбраться из дома, и только при попытке перелезть через стену сада они изловили Распутина, связали, отвезли к Неве и сбросили в полынью, под лед.

    Скрыть следы преступления заговорщикам не удалось.

    На следующий день прохожие обратили внимание на капли крови на мосту, водолазы переловили тело Распутина. Члены его семьи были в курсе, что тот ушел в гости к Юсупову, а в доме, где произошло убийство, следователи заметили следы крови.

    По заключению судмедэксперта, Распутин погиб от кровотечения, наступившего после ранения в живот. Он умер еще до того, как его скинули в воду. Яда в желудке обнаружено не было.

    Позднее доктор, который должен был положить в вино цианид, признался, что вместо него добавил аспирин.

    Распутина похоронили в Царском Селе — не рискнули переправлять тело сквозь полстраны в родной город. Долго в земле оно не пролежало. В марте 1917 года, после окончания Февральской революции, его сожгли в топке парового котла Политехнического института.

    Ключ

    >