Вера Волошина: как «девица с веслом» боролась с немцами в время Великой Отечественной
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Вера Волошина: как «девица с веслом» боролась с немцами в время Великой Отечественной

Фото из экспозиции клуба Вера Волошина: как "девица с веслом" боролась с немцами в время Великой Отечественной

Имя этой московской студентки известно меньше, чем ее подруги Зои Космодемьянской, но их подвиг равнозначен. Вера Волошина, как и Зоя Космодемьянская, посмертно вознаграждена Звездой Героя. Разница лишь в странах, которые удостаивали их высоких званий – Космодемьянская – Герой Советского Союза, а Волошина – Герой России.

Застудившаяся спортсменка

Вера Волошина до войны была обычной девушкой – увлекалась спортом, в том числе, парашютным, была записана в аэроклуб. Как строчат ее биографы, московский институт физкультуры первокурснице пришлось оставить из-за серьезных осложнений здоровья, полученных в зимнем спортлагере под Серпуховом – Вера там мощно простудилась. В результате ей пришлось перевестись в институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, миновавшим финскую кампанию и награжденным орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году, 22 июня 1941 года Вера приобрела себе свадебное платье.

Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев – капитан Юрий Двужильный – Советского Альянса (1945 год, он погиб под Могилевом в контратаке, подняв за собой батальон), его любимая стала героем России в 1994 году.

С Космодемьянской они бывальщины знакомы

Как писала газета «Красная звезда», Вера Волошина уже осенью 1941 года была зачислена в ряды РККА как охотник. К слову, она была более опытной, чем Зоя Космодемьянская, зачисленная в ту же воинскую часть месяцем позже. К тому времени Волошина поспела несколько раз сходить во вражеский тыл. Диверсионные группы, сформированные из вчерашних школьников и студентов, должны были жечь жилье на оккупированных территориях Подмосковья, чтобы гитлеровцы не могли укрыться от бессердечных морозов. Генерал Константин Рокоссовский вспоминал, что устойчивые минусовые температуры тогда стали одним из ключевых факторов, сыгравших стратегическое смысл в битве за Москву.

Известно, что Космодемьянская и Волошина знали друг друга, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была многоопытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской. В конце ноября 1941 года группы, в которые входили Космодемьянская и Волошина, поделились и направились к разным подмосковным деревням, занятым фашистами, чтобы жечь хаты и сараи. Зоя Космодемьянская, как известно, была захвачена и повешена немцами в Петрищево (Рузский зона Московской области), а Вера Волошина, будучи раненой, попала в плен в районе деревни Головково – она прикрывала отход группы советских диверсантов.

Беллетрист Георгий Фролов в 80 – 90-х годах восстановил с помощью опроса свидетелей последние минуты жизни Веры Волошиной. По воспоминаниям здешних жителей, она вела себя так же мужественно, как и Зоя Космодемьянская, казненная в тот же день в Петрищево, перед смертью Вера Волошина пела «Интернационал».

Девица с веслом

Вера Волошина родилась и выросла в Кемерово, и в Москву с родителями переехала после окончания десятилетки. Историк зодчества Анна Броновицкая пишет, что девушка позировала в 1934 году известному советскому скульптору Ивану Шадру для его знаменитой «Девицы с веслом». Есть версия, что в поисках модели для будущей скульптуры он присмотрел Веру в бассейне Института физкультуры.

Впрочем, иные историки ставят эту версию под сомнение. Родившейся в 1919 году Вере Волошиной тогда исполнилось всего 15 лет, и она попросту не могла быть в Москве – девочка еще училась в кемеровской школе. Согласно ее опубликованной автобиографии, в московский институт физкультуры Волошина устроилась только в 1937 году.

Кандидат искусствоведения Михаил Золотоносов в своей работе «Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского поре» пишет, что Шадр вполне мог лепить первый «пробник» своей «Девушки» и без конкретной натурщицы, тем более что для окончательного варианта парковой скульптуры, введённой в московской Парке Горького и уничтоженной в результате бомбежки в 1941 году, моделью, скорее всего, служила гимнастка Зоя Бедринская.

>