Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея

Ему всучили не только новый образ жизни, но и имя, друзей, даже посмертные манипуляции (безусловно, важные для индейца). Последний из племени яхи как-то поразил мир не только самим фактом своего существования, но и редкой способностью приспосабливаться к условиям цивилизации. Выйдя из леса, где он провел годы в одиночестве и голоданье, Иши вскоре был уже сотрудником музея, посещал оперы, ездил на поездах, зарабатывал и тратил деньги. Недавно ученые предложили новоиспеченную версию этой удивительной адаптивности, и «благодетели» Иши предстают тут не в лучшем свете.

История уничтожения племени яхи

Эта история десятилетиями преподносилась как трогательный и романтический рассказ о товариществу и сотрудничестве американских ученых с последним представителем индейского племени яхи. К концу прошлого века, правда, выяснилось, что насчет его принадлежности собственно к этому народу есть сомнения, а уж двадцать первое столетие поставило вопрос о том, в чем же заключалась дружба? Иши, так назвали индейца, сделался отличным трамплином сразу для нескольких карьерных лестниц, он прославил имена Альфреда Кребера и Томаса Уотермена, привлек заинтересованность публики сначала к музею антропологии, а затем и к коллекциям Смитсоновского музея (пусть тот и не нуждался в рекламе).

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Девочка из племени майду, соседнего и враждебного яхи. Ключ: pinterest.com

Историю индейца, чье настоящее имя так и осталось неизвестным, пытались выяснить на протяжении нескольких лет, пока он был еще жив. Но сведения, которые удалось получить, остаются скудными и неточными. Племя яхи (полуденная ветвь более крупного племени яна) в первой половине XIX века было довольно многочисленным, составляло около четырехсот человек. Существовали охотой, рыболовством и собирательством в северной Калифорнии, поддерживали дружбу с яна, враждовали с другими соседями – винту, номлаки и майду.

Но завязалась эпоха золотой лихорадки, и хлынувшие в Калифорнию тысячами искатели легких денег создали для индейцев большие сложности. Будет было уже того, что заняли места традиционного расселения племени, использовали ресурсы и повреждали источники воды. Но золотоискатели еще и устанавливали целью истреблять индейцев в максимально возможных масштабах, поскольку от тех ждали только нападений, грабежей и убийств. Справедливости ради, к грабительствам действительно скоро пришли: иначе прокормить себя индейцам не удавалось.

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Золотоискатели XIX века

В шестидесятые годы XIX века, а после и в семидесятые состоялись несколько массовых нападений на поселения индейцев, и от племени яхи осталась совсем маленькая группа численностью возле пятнадцати человек. Среди них был и будущий экспонат – сотрудник антропологического музея. Яхи ушли в горы и долгое время не подавали о себе никаких вестей: охотились бесшумно, столовались чем придется. К началу XX века представителей племени осталось четверо, все были родственниками: Иши, его сестра, его тяжело болеющая мать и старец, по-видимому, дядя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как лечились индейцы и каких болезней не знали до прихода европейцев.

Как был найден последний яхи и что с ним было дальней

На поселение этих четверых яхи наткнулась в 1908 году группа исследователей. Индейцы спешно снялись с места и скрылись – в тот день Иши остался одинешенек с матерью, двое других так и не вернулись и, вероятно, погибли. Мать тоже вскоре умерла. Индеец оставался один вплоть до 1911 года, когда он, оголодавший и обессиленный, появился рядом с коралем города Оровилл и был задержан мясниками. Пленника поместили в тюрьму, не забыв опубликовать в газетах новинка о том, что найден «последний» яхи, тех яхи, что считались вымершими.

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Иши в 1911 году.

Информация и сама по себе была сенсационной, на индейца приезжали посмотреть любопытные. Для антропологов же это была негустая по значимости находка: на тот момент уже были исследованы две другие ветви индейцев яна, составлены словари и написаны научные работы. Приостановленный индеец стал многообещающим материалом для исследований, и его, вместо резервации, как предлагалось ранее, отправили в Калифорнийский университет, в Музей антропологии в Сан-Франциско.

Все это проделали профессора-антропологи Альфред Кребер и Томас Уотермен. Они оформили опеку над индейцем, ввели с ним контакт с помощью языка яна (некоторые слова были общими для всех диалектов) и дали имя – Иши, что на языке яна означает «человек». Натурального имени индеец так ни разу и не сообщил. По обычаям всех яна, назвать себя можно лишь соплеменнику (другому яхи), а ни одного из них у Иши не осталось.

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Профессор Кребер и профессор Уотермен.

В прочем индеец легко и охотно – так рассказывали – поддерживал общение с антропологами, подружился с ними. Пять дней в неделю велась труд по изучению через Иши культуры яхи, их языка и обычаев. В выходные наступала пора выступлений. Иши демонстрировал перед публикой навыки, какие применялись в его племени: изготавливал стрелы и наконечники для них, добывал огонь. Посетители музея, особенно дети, были в восторге и спрашивали себе сувениры от Иши – их на всех желающих никогда не хватало.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как складываются отношения цивилизации с племенами, которые существуют в изоляции и не идут на контакт.

Пять лет в цивилизации после пятидесяти лет «дикости»: что было потом

Уотермен занимался и обучением своего подопечного. Разом по прибытии в Сан-Франциско его одели в костюм, а потом научили и писать свое имя на чеке: Иши был оформлен в музей помощником дворника, выполнял там уборку и тонкий ремонт и за свои труды получал 25 долларов в месяц. По воспоминаниям тех, кому довелось близко знать индейца, тот был натуральным мастером, а в общении держался с каким-то «врожденным благородством». Деньги он любил, но тратил мало: после смерти Иши его «наследство» составило 525 долларов.

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Сохранились фото того, как Иши демонстрировал свои умения. Справа – колчан со стрелами, относившийся Иши

Разумеется, оказавшись среди большого количества людей, Иши стал часто болеть: организм 50-летнего индейца был вынужден справляться с огромным потоком инфекций, какими были наполнены города. Вероятно, приближающуюся эпидемию «испанки» он бы не пережил; но Иши скончался раньше, в 1916 году, от туберкулеза. Первые симптомы обнаружились у него еще в 1914 году, когда он отправился вместе с антропологической экспедицией в родные края, в долину Дир-Крик. Иши поехал нехотя, но так было нужно для науки, к тому же впечатления индейца обогатились еще и путешествием на поезде.

Сначала он находился на лечении в больнице, но настоял на том, чтобы перебраться назад в музей и умирать уже там: по традиции яхи, смерть нужно встречать дома. Спустя несколько месяцев, 25 марта 1916 года, Иши скончался, покинув перед смертью несколько распоряжений: во-первых, не препарировать никак его тело, а кремировать в соответствии с традициями яхи, во-вторых, передать накопленную им сумму товарищу, врачу Сакстону Поупу, который преподавал медицинские дисциплины в университете и занимался лечением Иши.

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Этичность представления публике живого экспоната длинно была предметом дискуссий. Фильм «Игрушка» 1976 г. Источник: pinterest.com

Последнюю волю последнего яхи нарушили – кремировали тело, а мозг Иши был извлечен и после на протяжении десятилетий хранился в запасниках Смитсоновского музея в Вашингтоне. Впрочем, скопленные деньги индейца, как он того желал, отдали доктору Поупу, инициатору вскрытия. А Уотермен и Кребер получили в итоге частично восстановленный стиль яхи и обогатили науку сведениями о том, как протекала жизнь этого племени, полностью уничтоженного за полвека.

История Иши, с детства знакомая янки, в девяностые стала предметом исследования антрополога Орина Старна, который внес свои дополнения в версию биографии индейца. Прежде итого, сравнив наконечники стрел, которые изготавливал Иши, Старн пришел к выводу, что, возможно, тот не был чистокровным яхи – в изделиях просматривались традиции винту и номлаки. Вероятнее итого, резко уменьшившаяся численность яхи вынудила тех общаться и даже вступать в семейные связи с враждебными им когда-то племенами.

Виражи судьбины последнего индейца племени яхи, который стал живым экспонатом музея
Орин Старн, антрополог. Ключ: humanitiesfutures.org

Этим, вероятно, и объясняется та высокая приспособляемость индейца, которая поражала исследователей: на протяжении десятилетий он и предыдущие поколения яхи бывальщины вынуждены адаптироваться к стремительно менявшимся условиям своего существования, бороться с истреблением племени новыми поселенцами. Сам Иши ничего о своих предках так и не рассказал. По инициативе Старна мозг индейца был передан совместно с его прахом представителям племен Питт-Ривер и Реддинг для погребения. В 2000 году останки Иши были захоронены в секретном месте в его родимых краях.

Прибытие европейцев радикальным образом изменило жизнь коренного населения Америки, но и до появление на этих материках переселенцев эти цивилизации ведали серьезные потрясения. Вот что происходило в Америке до прихода европейцев: Загадки доколумбовых цивилизаций.

>