Арабские (сарацинские) племена (семито-хамитская языковая группа) в VI столетье обитали на обширных территориях Ближнего Востока: в Аравии, Палестине, Сирии, занимали районы Междуречье, юг современного Ирака. Арабское народонаселение вело как оседлый, полуоседлый, так и кочевой образ жизни, последний превалировал. Такой род деятельности порождал особый вид социальных касательств, которые можно наблюдать и в наши дни. В этот период племена объединялись в союзы, где были доминирующие и подчиненные группы.
Братья торгуют Иосифа измаильтянам. Трон архиепископа Максимиана VI в. Архиепископский. музей. Равенна. Фото автора
В это время на базе «лагерей» кочевников возникают собственно арабские города — города-государства.
Арабское общество было на ранней стадии «военной демократии», с сильными «демократическими» традициями, во главе племён или родов стояли их главы — шейхи или военные вожди (цари или малики). Все мужское народонаселение рода являлось войском: «Над ними нет власти, -пишет Мена́ндр Протектор, — или господина». Жизнь состояла из множества стычек как с оседлыми народами, так и между племенами. Впрочем, такую же ситуацию мы наблюдаем и у германских племен этой поры.
Верблюд. Египет VI-VIII вв. Музей Лувр. Франция. Фото автора
Вытекает отметить, что лишь отдельные территории, занятые этим этносом попали в поле зрения римских авторов. Особое внимание уделялось, природно, их набегам на пограничные районы Византии. В VI в. они были регулярными и достигали глубокого тыла, например, Антиохии в Сирии.
Арабские кочевые племена, как и кочевые общества Евразии, рассматривали пределы цивилизованных стран, как законный, с точки зрения бедуина, объект для грабежа: война-торговля была важнейшей составляющей хозяйственной деятельности кочевников, как строчил Иоанн Эфесский: «Надвинулись войска арабов и ограбили все деревни Аравии и Сирии». [Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.-Л., 1964.С.291.]
С кочевниками бились дуксы, возглавлявшие пограничные войска, а также арабы-федераты ромеев, которые получали добычу от набегов на врагов империи и каждогоднее денежное вознаграждение. Ромеи называли глав этих племен филархами и этнархами. Филархи боролись между собой за право быть федератами Рима: в VI в., вначале это было племя киндитов, а затем, салихиды и гассаниды, глава каких, к середине века, стал «первым» среди других филархов. На стороне сасанидского шахиншаха выступал царь арабского протогосударства лахмидов (филарх в ромейской терминологии) Аламундр (Аль-Мундир III или Мундар бар Харит) (505— 554 гг.), а затем, его сыновья. Если союзники ромеев сарацины пуще всего были христианами, то, лахмиды были или христианами-несторианцами, или язычниками, нередко приносящими человеческие жертвы.
К перечисленным племенным формированиям прилегали другие племена из Аравии.
Арабы начала 1 тыс. Археологический музей Стамбула. Стамбул. Турция. Фото автора
«Цивилизованные» края (Византия и Иран), вели, по отношению к кочевникам, такую же политику, как Китай по отношению к гуннам. Так сасаниды расправились с последним лахмидом в крышке VI в., тем самым открыв свою границу для вторжений других арабских племён.
Рассматриваемый нами период можно обозначить как век «накопления» государственных и военных навыков у арабов, вылившихся, после формирования племенной идеологии и принятие монотеизмы в создания государства (раннего государства). Хотя, племенная структура – племя-войско, долго, в плоть до наших дней, будет основой арабского общества и отдельных государственных образований.
В этот этап (при дворе лахмидов) возникает письменность, арабы имели поэзию, вели обширную торговлю. То есть, нельзя представлять это общество как «дикое», в тоже пора, специфический менталитет кочевников, влиял, да и влияет до сих пор, на особое мировосприятие араба, трудно понимаемое европейцем.
Арабы вели военные действия на верблюдах и конях. Если быть точными, скорее всего они передвигались к местам сражений на верблюдах и конях, но пуще сражались пешими, так как еще в VII веке, во время их знаменитых походов по распространению ислама, воины сражались пешими. Но, конечно же, имели навыки сражения и в конном построению, как в битве при Каллинике 19 апреля 531 г., о которой я уже писал.
Ромейские авторы постоянно пишут о «нестойкости» арабов как бойцов, при этом чаще всего вспоминают битву при Каллинике, когда из-за их бегства, персы разгромили Велисария. Но в VI в. известны сражения, когда они побеждали ромеев, а в битве в «День Зу Кар» у ключа близ Куфы, в 604г., разгромили персов.
Нам кажется, что эта так называемая «нестойкость» связана, прежде всего, с легким вооружением арабов, какие почти не пользовались защитным оружием. В сражениях, в которых участвовали бедуины, на стороне, как ромеев, так и иранцев, они старались не столько воевать, сколько добраться до богатств в лагеря противника, что часто приводило к поражениям их союзников. Другим фактором «нестойкости» был вопрос защиты своего рода, в ровном и переносном смысле этого слова, когда было не зазорно спасти жизнь бегством, а не умереть в бою, не имея возможности ограбить побеждённых или своих, при бегстве.
До наших дней дошло крайне немного изображений арабов-воинов, а в последствие, принятие ислама не способствовало изображению людей.
Арабы VI в. Реконструкция Ващенко Э.
Внешний вид. На всех изображениях этого этапа можно видеть длинноволосых людей. Известно, что для «укладки» длинных волос использовалось масло, арабы ухаживали за волосами, в отличие от разболтанного и укоренившегося в массовом сознании мнения, что в древности люди были дикарями и стремились выглядеть как дикари. Длинноволосые кочевники представлены на куске ткани из Египта в сражении эфиопов и сасанидов, на троне архиепископа Максимиана, последнее такое изображение можно видать на серебренной арабской монете, перебитой из византийской, конца VII в. из г. Тиберия: на монете изображен халиф, длинноволосый, с оригинально уложенной прической, с долгой бородой, он во власянице, возможно из верблюжьей шерсти, и с мечом в широких ножнах. Именно так описывает Феофан Византиец халифа Омара, взявшего Иерусалим (VII в.). [Серебряная арабская монета крышки VII в. из Тиберия. Музей искусств. Вена. Австрия].
Молодежь, с возрастом, как и у многих других современных им народов, обзаводилась бородами. За ними также внимательно бегали: накручивали, использовали масло, возможно, такая мода пришла к ним от персов.
У нас мало сведений об одеяниях арабов, но всё же они есть. Сарацины облекались в тканевые повязки вокруг бедер и в накидки, как и ранее, они «полуголые, покрытые до бедер цветными плащами». [Amm. Marc. ХIV. 4.3.]
Прежде итого стоит сказать об ихраме – бесшовной полотняной одежде, которую мусульмане носили и носят во время хаджа. В такую платье одеты бедуины с трона Максимиана, в такой одежде ходили арабы в этот период. Она, как и сегодня, состояла из двух долей: изар – своего рода «юбка», которая обматывается вокруг бедер, и рида΄ – накидка, кусок ткани, покрывающая верхнюю доля тела, плечо или часть туловища. Ткань могла быть окрашена шафраном, который оставлял запах и следы на теле. Так, у бедуина с мозаики Небосвод (Иордания) накидка как раз желтого цвета. Значительно позднее, в 630 г., после победы над племенами хавазии и сакиф, Мухаммед, вернувшись в Мекку, носил несложную одежду, а потом переоделся в белый ихрам, совершил трехкратный обход Ка’абы. [Большаков О. Г. История халифата. Ислам в Аравии. 570-633 гг. Т.1. М., 2002. С.167.]
Еще одно одеяние, было разболтана в это время, это камис — широкая и длиннополая рубаха, напоминающая греческую тунику, была обычной одеждой бедуинов. Её мы можем видать на поводыре верблюда с мозаики Большого дворца Константинополя. Хотя, не будем утверждать, что там изображен именно араб.
Посол императора Юстина II Юлиан так обрисовал арабского филарх в 564 г.: «Арефа был голый и на чреслах имел льняную златотканую одежду, обтягивающую мускулы, а на чреве накладку из драгоценных камней, а на раменах по пять обручей, а на руках золотые запястья, а на голове льняную златотканую повязку, от обеих узлов которой спускались четыре шнурка». [Феофан Византиец Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Рязань. 2005.]
Природно, кочевники использовали и плащ, который завязывался на правом плече. Плащи были из разных материалов, но самый популярный был из шерстяной, пуще всего из верблюжьей шерсти, крайне необходимый в холодные ночи в пустыне, «Завернувшийся [в плащ]», так называется сура 74.
Погонщик верблюда. Мозаика. Киссуфим. VI в. Музей Израиля. Иерусалим
Сейчас обратим внимание на оружие этого периода, основываясь на письменных источниках и иконографии. Защитное вооружение. Как мы писали выше, в основном, бойцы сражались полуголыми, вооруженными копьями, мечами, луками и стрелами. Но так уже было не всегда. Арабы уже активно начали употреблять амуниция и вооружение своих «патронов»-союзников: боевых коней, предоставленных сасанидами или ромеями, шлемы и доспехи. Но их использование не носило массового нрава, как и позднее, основное племенное ополчение было снаряжено слабо, в отличие, например, от «дружинников», например, «царя» киндидов в VI в.
Так, после крахи последнего лахмида Наамана, Хосров II стал требовать его богатств у шейха бану Шайбан, среди которых были и «панцири из колечек» — кольчуги (?). Итого же доспехов было 400 или 800. Дело в том, что у «царя» Наамана I были всадники катафрактарии, снаряженные персами из своих арсенала из города Пероз-Шапур (зона Амбар Ирак). Ат-Табари и Хамза Исфаханский связывали неуязвимость лахмидской конница в тем, что она была снаряжена в доспехи. А патриарх Михаил Сириец (XI-XII вв.) подтверждал информацию о присутствии оружейных государственных мастерских и арсеналов у сасанидов, в том числе и в пограничных городах.
Поэты VI в. Харит и Амр воспевали воинов с копьями, в шлемах и глянцевитых панцирях. [Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.-Л., 1964. С.230-231.]
Наступательное вооружение. Копье для арабов было оружием-символом, о чем строчил еще Аммиан Марцеллин: будущая жена подносила мужу в виде приданного копьё и палатку. [Amm. Marc. ХIV. 4.3.]
Древко оружия, в этом регионе, нередко изготовлялось из тростника. Кочевники использовали короткое копье (харба), кавалеристы – длинное копье (румх). [Матвеев А. С. Военное дело арабов//Никифор II Фока Стратегика СПб., 2005. С.200.] Во пора борьбы мусульман за господство в Аравии, среди захваченного оружия педантично указывалось точное количество копий, что является очевидным подтверждением важности этого вида оружия. Это, технически простое, но крайне эффективное оружие имело большое значение в военном деле арабов.
Но рядышком с копьём, всегда стоит меч, оружие в условиях родового строя и «военной демократии» важный символ воли и родовой самостоятельности.
Спор, что лучше или важнее, думаю не конструктивен, умелое владение копьем очень ценилось и умелое его использование чаще итого могло обезопасить от нападающего с мечом.
И у арабов, меч был знаковым оружием. Так, Аламундр, пытался в 524 г., о чем писал Симеон Бетаршамский, воздействовать на арабов-христиан. В ответ, одинешенек глава рода, предупредил, что его меч не короче, чем у других и, тем остановил напор «царя». Информация о мировоззрении и верованиях доисламского мира утилитарны отсутствует, но о ценности мечей и их сакральном значении в арабском доисламском мире, свидетельствует следующие факты. Мекканский бог-воитель Хубала имел два меча; после битвы при Бадре в 624г., Мухаммед получил меч с именем Зу-л-Факар. [Большаков О. Г. История халифата. Мусульманство в Аравии. 570-633гг. Т.1. М., 2002. С.103, С.102.]
Ножны, используемые кочевниками, были раза в два шире, чем лезвие меча, как у бойца с мозаики горы Небо и с дирхема конца VIIв. Оригинальные арабские мечи (сайф), правда периода начиная с VIIв., можно видать в музее Топкапы в Стамбуле. Так называемые прямые мечи халифа Али и Османа, с рукоятями времен ранней Османской империи, имеют ширину лезвий 10-12см. Желая, надо сказать, что были мечи и с шириной лезвия 5-6 см., и значительно легче, чем вышеприведенные, визуально не отличающиеся от ромейского оружия этого периода (например, блюда из музея Метрополитена «Давит и Голиаф» 630-х гг.).
Следует отметить, что именно арабы изобрели новоиспеченную технологию, придающие особую твердость и остроту оружию, названную «дамасской» сталью. Их мечи были с небольшими гардами, немощно прикрывающими руку, это оружие использовалось исключительно для рубки. Специальной защита кисти не требовалось, т. к. этим оружием не фехтовали, да это было и невозможно, учитывая его тяжесть и длительность боя этого поре (часто – целые сутки).
Так как основная масса бедуинов сражалась в пешем строю, они использовали и лук. Все исследователи отмечают, что в противоположность персам, ромеям и тюркам, они в VI в. использовали несложный, а не составной лук. Лук, тоже был знаковым оружием: лук означал наличие бедуина в «городе». Доисламский поэт ал-Харис ибн Хиллиза читал лахмидскому царю Мундару I поэмы, опираясь на лук. [Матвеев А. С. Военное дело арабов//Никифор II Фока Стратегика СПб. 2005. С.201.]. Лук, позволял вступать в бой на дистанции, тем самым защищая членов племени от случайной смерти в поединке. В VI в. в Мекке в святилище бога Хубала стрелы использовались при гадании.
Какой же мы видим лук на дошедших изображениях VI в.? На престоле из Равенны константинопольский резчик в руках у араба изобразил большой, похожий на составной, лук. [Трон архиепископа Максимиана VIв. Архиепископский музей. Равенна. Италия.]. На мозаике из полуденной Иордании лук одет через плечо воина. Учитывая эти изображения, а также, дошедший до нашего времени лук пророка Мухаммеда, сделанный из бамбука и накрытый золотой фольгой, длину его можно определить в 105-110 см.
Лук, как оружие, отражает тактические возможности и боевые психологические особенности арабских племен этого этапа.
Отметим, что сакрализация большинства видов вооружения, наделение их именами и магическими свойствами, связанно с определённым периодом развития арабского общества, какое находилось на стадии «военной демократии», было обществом экспансии и войны, где оружие естественно обожествляюсь.
В заключение хотелось бы произнести, что не взирая на тот факт, что арабы в VI в., да и ранее, хорошо знали и использовали вооружение передовых соседних государств, основными видами их вооружения всё же оставались те, какие соответствовали психотипу воина-бедуина и той стадии развития на котором находились их племена. Но именно вера в VII веке сделала из массы кочевников-«налетчиков» стоических и последовательных бойцов, добивавшихся побед на поле боя над сильнейшем в тактическом плане и по вооружению противником.